Как лучше покупать автомобиль в кредит или в лизинг

В нашей неспокойной экономической ситуации, когда доллар ползет вверх не по дням, а по часам, спланировать покупку автомобиля становится весьма сложной задачей. Многие российские автолюбители, которые планировали приобретение транспортного средства, столкнулись с тем, что накопленных средств не хватает, а машину купить хочется. Выходов из такой ситуации несколько: можно отложить покупку до лучших времен, можно занять деньги у родных или знакомых, а можно оформить заем. Вот о последнем способе покупки машины, вернее, о двух его разновидностях, кредите и лизинге, мы сегодня и поговорим.

Представим себе среднестатистиче ского россиянина, который часть средств на приобретение «железного коня» накопил, а другую часть ему взять, кроме как в кредитном учреждении, неоткуда. И тут он становится перед выбором: брать авто в кредит или оформить автомобиль в лизинг. Оговоримся: сегодня одним из этих способов можно приобрести не только новое, но и бывшее в эксплуатации транспортное средство. Впрочем, не будем заострять внимание на временном статусе «железного коня», гораздо важнее нам понять, какой способ займа будет выгоднее.

Главное отличие кредита от лизинга заключается в том, что собственником автомобиля с самого начала является его покупатель, то есть физическое лицо, оформившее кредит, а банк выступает в роли залогодержателя. При этом в техпаспорт вписывается как владелец автомобиля, так и те члены его семьи, которые изъявят желание этой машиной управлять.

Кроме того, в регистрационном свидетельстве ставится отметка о банке-кредиторе. При оформлении кредита владелец авто получает на руки все документы на своего «железного коня», кроме ПТС (паспорта транспортного средства) – этот документ, как правило, хранится в том отделении, где оформлялся кредит. Еще одно отличие кредита от лизинга в том, что кредит представляет собой ссуду с процентами, а у лизинга много других особенностей, о которых мы скажем ниже. Сейчас же сосредоточимся на наиболее явных положительных и отрицательных сторонах покупки машины в кредит.

Плюсы

— автомобиль сразу же становится собственностью покупателя;

— сравнительно низкий первоначальный взнос;

— сравнительно низкая ставка госпошлины за нотариальное удостоверение кредитного договора;

— различные схемы погашения кредита: уменьшающийся платеж (сначала человек платит много, затем, ближе к окончанию кредитного договора платеж уменьшается до минимального) либо аннуитет (погашение тела кредита и процентов ежемесячно равными частями на протяжении всего срока действия кредитного договора);

— сравнительно длинный (5-7 лет) срок выплаты кредита за автомобиль;

— возможность страховать кредитный автомобиль в любой страховой компании, аккредитованной финансовым учреждением, выдававшим ссуду;

— возможность обслуживать автомобиль на любом СТО (официальном либо неофициальном);

— у некоторых банков существует плата за рассмотрение предложения о выдаче кредита, которую в случае отказа не возвращают.

Минусы

— для оформления кредита заемщик должен быть прописан в том регионе, где происходит покупка машины;

— обязательное наличие высокой «белой» заработной платы;

— минимальный стаж работы на одном месте — от 3 до 6 месяцев, что подтверждается справкой из бухгалтерии предприятия о заработной плате за указанный период;

— покупатель в обязательном порядке страхует автомобиль за свой счет (КАСКО+ОСАГО) а также обязательно страхование жизни заемщика;

— наличие скрытых комиссий и дополнительных платежей;

— есть вероятность того, что банк может поднять процентную ставку в зависимости от колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам;

— обязательное извещение банка о любых изменениях, произошедших в жизни заемщика (смена места проживания, работы, развод). В случае если заемщик не оповестит банк об этих обстоятельствах в установленный срок, может нарваться на крупные штрафные санкции.

Нужно отметить, что многие банки, понимая проблемы клиентов, обращающихся за автомобильным кредитом, идут на ряд уступок. Самый прогрессивный в этом плане способ – так называемые партнерские программы, в которых участвуют автосалон, банк и страховая компания. То есть, потенциальный покупатель может приобрести машину в кредит одним пакетом, в который войдет сам кредит, страховка с более лояльными, чем обычный автокредит, условиями. Среди них: низкий первоначальный взнос и лояльные кредитные ставки, скидки на страхование по КАСКО И ОСАГО, получение дополнительных ассистанских услуг от страховой компании-партнер а, а также покупателю предоставляется возможность воспользоваться различными акционными программами, получить скидку на дополнительное оборудование и услуги автосалона или сервисного центра.

Большинству незнакомых с процедурой покупки автомобиля в кредит кажется, что лизинг представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, доступную, прежде всего, для юридических лиц. Доля правды тут есть: дело в том, что юридическим лицам действительно более выгоден лизинг автомобиля, так как на время действия лизингового договора машина не приобретается указанным лицом, а арендуется у банка или лизинговой компании. По окончании срока действия договора автомобиль возвращается лизинговой компании, а юридическое лицо может взять в лизинг новые автомобили той же или уже другой марки.

Читайте также:  Когда выплачен кредит за автомобиль

Для физических лиц услуга лизинга «железного коня» тоже доступна: многие российские финансово-кредит ные учреждения имеют ее в своем портфеле. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны этого способа приобретения авто.

Плюсы

— для оформления договора лизинга физическому лицу нужно оформить на порядок меньше документов, чем при автокредите (например, при оформлении лизинга не обязательно предоставление справки о доходах за 6 месяцев). Следовательно, автолюбитель потратит меньше денег на эти процедуры;

— все дополнительные платежи (страхование КАСКО и ОСАГО, постановка автомобиля на учет в ГИБДД, проведение государственных техосмотров, а также уплату транспортного налога) берет на себя лизинговая компания, закладывая затраты на это в ставку по лизингу;

— отсутствуют дополнительные комиссии и сборы;

— быстрое (до двух часов) принятие решения о возможности заключения договора между физическим лицом и лизинговой компанией;

— в случае ДТП оформление всех процедур берет на себя лизинговая компания;

— стоимость планового технического осмотра автомобиля в лизинге ниже, чем у кредитного;

— лизинговая компания может отсрочить погашение необходимой суммы по договору, если его срок подходит к концу (то есть, это так называемые кредитные каникулы, когда у физического лица может по каким-то причинам не хватать денег для очередного погашения суммы займа).

Минусы

— более высокий, чем у автокредита, стартовый взнос;

— более высокие процентные ставки (колеблются в пределах 13-18% годовых);

— госпошлина за оформление лизингового договора у нотариуса обойдется дороже, чем при оформлении кредита на автомобиль;

— меньший, чем у кредитного способа, срок займа – обычно в лизинг физическим лицам машины дают на три – пять лет;

— автомобиль, опять же в отличие от автокредита, находится в собственности лизинговой компании, а физическое лицо является его арендатором со всеми вытекающими последствиями.

А последствия эти, надо отметить, весьма суровы. Лизинговая компания имеет полное право в одностороннем порядке разорвать договор с физическим лицом, если человек не вовремя погашает задолженность (например, не вносит платеж от 30 дней и более). Также договор может быть расторгнут, если автолюбитель, оформивший лизинг, не выполняет указанных в договоре условий по хранению машины (например, на платном охраняемом паркинге) и нарушает условия ее эксплуатации (например, использует ее в такси или сдает в аренду третьим лицам без уведомления лизингодателя). Еще один вариант, по которому лизинговая компания может расторгнуть договор – несоблюдение пунктов договора страхования машины.

Как видим, у обоих способов приобрести машину за кредитные средства, есть свои позитивные и негативные моменты. Какой из этих способов выбрать, каждый автолюбитель должен решать индивидуально, исходя из множества соображений.

До недавнего времени у российских автовладельцев было только два варианта покупки автомобиля – за наличную сумму или в кредит, причем в 2014 году частота использования обоих вариантов примерно сравнялась: кредиты догнали наличку. Одновременно с этим начало развиваться еще одно направление – автолизинг для физических лиц, который позиционируется как альтернатива кредитам. Сегодня Авто25.ру исследует нюансы лизинга и пытается понять, заменит ли он традиционные схемы покупок.

Начнем с того, что лизинг в России явление хоть и не самое популярное, но далеко не новое. Этот финансовый инструмент активно работает в сфере юридических лиц, где его использование оправдано определенными налоговыми льготами и преференциями. Для физических лиц их нет, но и без льгот лизингу есть с помощью чего конкурировать с кредитами. Это не удивительно – в европейских странах и США лизинг занимает около 30% рынка, опережая покупки за наличку и всего на немного отставая от кредитов.

При создании «Закона о лизинге» более 15 лет назад в него была включена формулировка «для целей коммерческого использования», которая исключала возможность его применения частными лицами. Но в 2010 году было внесено изменение, исключающее эту фразу. Теперь и физические лица могут пользоваться финансовой арендой.

Что же такое лизинг? Если давать совсем простое определение, то лизинг – это долгосрочная аренда с правом выкупа или поэтапное приобретение имущества в собственность. Казалось бы, не слишком сильно отличается от кредита, но нюансы есть. Для начала нужно заметить, что для лизинга существуют разные схемы. Дело не только в процентной ставке, но и в условиях договора. Принципиально лизинг делится на две части – финансовый и оперативный. Главное отличие в том, что будет по окончании срока лизинга – в финансовом лизингоприобретатель обязан выкупить авто по определенной заранее стоимости, в оперативном – возвратить обратно в лизинговую компанию. При этом первый очень сильно похож на обычный кредит (только иным получается распределение платежей), второй – весьма самобытен. Фактически он предлагает не покупать автомобиль, а оплачивать пользование им. В некоторых ситуациях это действительно может быть выгодно.

Читайте также:  Как проходит процедура покупки авто в кредит

Еще одна важная особенность – владельцем автомобиля считается не тот, кто им пользуется, а лизинговая компания. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны тяжело осознавать, что ты платишь немалые деньги за машину, которая тебе даже не принадлежит, с другой – в некоторых ситуациях не иметь зарегистрированное на себя имущество очень большой плюс (разводы, банкротства и так далее). Учитывая, что лизинговые компании де-факто владеют авто, многие из них предлагают дополнительные услуги, типа оплаты страховки, техосмотра, проведения плановых ТО и так далее. Вернее, платит за это все равно лизингоприобретатель, только эти платежи уже включены в сумму лизинга. Понятно, что за дополнительные услуги компании взимают свою комиссию и начисляют на них проценты. Так что это вариант уж совсем для ленивых – платить за эксплуатацию автомобиля самому будет дешевле.

Самый важный вопрос в сравнении автолизинга и автокредита – что для покупателя обходится дешевле? Сразу оговоримся, что однозначный ответ на него дать сложно – слишком много всяких условий нужно учитывать. Скажем, процент по лизингу почти всегда выше чем по автокредиту, однако размер ежемесячных выплат существенно ниже. Дело в том, что лизингоприобретатель выплачивает не всю стоимость автомобиля, а только дельту между его рыночной стоимостью и остаточной по окончании договора лизинга. Понятно, что амортизация и падение стоимости за 2-3 года меньше чем цена всего автомобиля, поэтому и выплата в месяц у лизинга оказывается меньше. При этом не стоит забывать, что в конце срока договора, чтобы продолжить пользование автомобилем, его потребуется выкупить. Расчеты с учетом этого фактора могут оказаться уже не в пользу лизинга, хотя каждый случай, конечно, индивидуален.

Но сэкономить на лизинге можно, например, за счет скидки при покупке нового авто, ведь сделку осуществляет лизинговая компания, которая для дилера является оптовым покупателем и может иметь соответствующие преференции. Иногда они имеют не только финансовый характер, но и возможность без очереди купить дефицитную модель или доступную только корпоративным клиентам комплектацию. Понятно, что работает это далеко не всегда и не со всеми моделями, но иногда скидка за покупку в лизинг может достигать 10%. Некоторые лизинговые компании имеют скидки на страховку, свой техцентр для ремонта, что позволяет покупателю тоже немного экономить на обслуживании, но это могут себе позволить только самые крупные игроки рынка.

Обычно для заключения договора лизинга требуется:

заполненная анкета;
паспорт РФ (копии всех страниц);
второй документ с фотографией (ВУ, загранпаспорт и т. п.);
документ, подтверждающий источник дохода (копия трудовой книжки, трудовой договор, договор сдачи имущества (квартиры, например) в аренду и т. п.);
документ, подтверждающий сумму дохода (справка 2 НДФЛ, справка в свободной форме, акт приёма передачи денег за аренду квартиры и т. п.).

Рассматривая лизинг как финансовый инструмент, не стоит забывать и про несколько его особенностей. Обычно лизинг получить куда легче, чем автокредит, ведь машина остается в собственности компании, и ее риск при совершении сделки меньше. Впрочем, кому попало с улицы машину тоже не дадут – свои доходы хоть как-то нужно подтвердить.

Лизинг как и автокредит подразумевает КАСКО на весь срок действия договора, что для лизингоприобретателя является дополнительным обременением. Стоимость страховки могут внести в лизинг, но тогда покупателю придется платить дополнительные проценты. Во время действия договора лизингоприобретателю запрещено вносить существенные изменения в конструкцию авто. То есть любители тюнинга отсеиваются сразу и могут отправляться брать автокредит, где им никто не запретит как угодно совершенствовать и изменять свой авто.

Если говорить об оперативном лизинге, то он может иметь определенные ограничения на эксплуатацию, скажем, максимальный годовой пробег, требования по техническому обслуживанию или итоговому состоянию автомобиля.

Так что же, сможет ли лизинг составить конкуренцию автокредитам? Как показало наше исследование – вполне. Хотя этот финансовый продукт только набирает обороты его вполне можно использовать – в некоторых ситуациях лизинг будет дешевле и выгоднее. Понятно, что массово отказываться от кредитов и переходить на лизинг нет смысла, но учитывать оба этих финансовых инструмента при планировании своих действий будет полезно.

Читайте также:  Как в автосалоне оформить кредит

Наибольшую выгоду от лизинга могут получить владельцы, который привыкли часто менять машины, покупать только новые авто и ездить на них не больше 2-3 лет. Оперативный лизинг будет в таком случае выгоден, ведь не придется каждый раз оплачивать полную стоимость машины. С другой стороны, если вы покупаете автомобили на долгий срок, то тут, скорее всего, выгоднее будет кредит (а еще выгоднее расплачиваться наличными).

Прежде всего потому, что на длинные сроки лизинг дают неохотно, да и проценты там выше. Но, в любом случае, если вы думаете приобретать автомобиль за заемные средства, есть смысл заглянуть и в лизинговую компанию. Вдруг вам предложат там выгодные условия.

Для граждан, не имеющих возможности рассчитаться за автомобиль сразу или предпочитающих платить по частям, есть два основных варианта: автокредит и лизинг. Раньше лизингом пользовались только компании, теперь такой формат доступен и физлицам. Оба варианта не идеальны, каждый при определенных обстоятельствах может выглядеть предпочтительнее. Оформление лизинга напоминает процедуру автокредитования: необходимо подать заявку, внести первый взнос и платить каждый месяц какую-то сумму денег. Ключевое отличие заключается в необходимости вернуть автомобиль лизинговой компании после окончания срока договора, если конечно нет желания доплатить и выкупить машину по остаточной стоимости.

Заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев утверждает, что лизинг – довольно сложный продукт для рядового потребителя, поэтому большинство граждан отдают предпочтение автокредитованию. Сейчас в России много кредитных программ с доступной процентной ставкой, некоторые производители и банки-партнеры предлагают хорошие скидки. У лизинга свои преимущества, но этот продукт пока пользуется популярностью только у юридических лиц. Массовый потребитель предпочитает автокредитование.

За лизингом нередко обращаются люди, которым не удалось взять кредит в банке. Лизинговые компании менее требовательны к заемщикам, они довольствуются меньшим количеством документов, что положительно влияет на скорость оформления. У каждой компании свои требования, но в любом случае нужно будет написать заявление, предоставить ксерокопию паспорта и водительского удостоверения. Наличие документа, подтверждающего доход, зачастую не является обязательным условием сделки. Поэтому лизингом часто интересуются граждане, которые не могут похвастаться хорошей кредитной историей, пенсионеры и лица без стабильного заработка.

Такой вариант также рассматривают люди, которые привыкли менять авто, но не любят заниматься продажей техники. По окончанию договора машину забирает лизинговая компания, а клиент может взять в пользование новый автомобиль. При этом размер взносов может остаться прежним, если предоставленное новое транспортное средство относится к тому же ценовому сегменту.

По словам партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, по лизингу сейчас есть интересные предложения и для физлиц, но выбор марки авто в данном случае ограничен. Кредит с лизингом похожи с точки зрения расходов, но отличаются правом владения машины во время выплат. После оформления автокредита человек получает автомобиль в собственность, а в случае лизинга владельцем остается компания, предоставившая услугу. При лизинге гражданину не нужно заниматься техосмотром.

Отсутствие права собственности с одной стороны – минус, но зато есть шанс получить автомобиль под низкий процент. Однако нужно учитывать НДС, начисляемый лизинговой компанией. В результате может оказаться, что в итоге лизинговая ставка больше кредитной, поскольку выплаты по автокредитам не облагаются НДС. Зато в случае лизинга не нужно платить налог на имущество.

При выборе компании Игорь Моржаретто рекомендует учитывать, какой вариант является наиболее ходовым в вашем регионе. Многое зависит от марки и модели автомобиля. Лизинг хорош тем, что основные риски берет на себя компания. Пока этот продукт на рынке физлиц слабо рекламируется, отчасти поэтому доля соответствующих договоров всего 5-10%. Гораздо охотнее им пользуются юридические лица.

Некоторые люди по натуре собственники, для них важно сразу стать владельцем автомобиля. В этом случае, конечно, предпочтительнее автокредит. Можно привести и другие аргументы в пользу кредитования, например, интересные ставки и богатый выбор программ банков-партнеров.

В некоторых банках можно оформить автокредит без страхования залога либо воспользоваться нулевым первоначальным взносом. Относительно недавно в стране заработали масштабные программы льготного кредитования: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Летом их продлили до 2020 года. Они рассчитаны на массового потребителя, стоимость машины не должна превышать 1,5 млн рублей. Государство предлагает воспользоваться низкой ставкой и скидкой в 10%. Для жителей Дальнего Востока размер скидки был увеличен до 25%.

Adblock
detector