Где регистрируется ипотека морских судов

СТ 376 КТМ РФ

1. Ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно.

2. Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.

3. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство.

4. Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах.

Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

§ 1. Регистрация ипотеки морских судов или строящихся судов обусловлена тем, что правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечения особой устойчивости прав на такое имущество и установлении специального порядка распоряжения им.

На ипотеку морских судов или строящихся судов не распространяется требование о государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ипотека морских судов или строящихся судов регистрируется капитанами морского торгового порта или морского рыбного порта в Государственном судовом реестре или органами технического надзора в судовой книге (см. комментарий к ст. 33).

§ 2. Принцип регистрации ипотеки в том же реестре, где зарегистрировано само судно, является весьма важным, так как направлен на защиту интересов кредиторов, поскольку облегчает сбор необходимой информации о предмете ипотеки.

§ 3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации на условиях бербоут — чартера, не подлежит регистрации в Российской Федерации. Указанное правило основывается на ст. 16 Конвенции 1993 г., которая специально регулирует ряд вопросов, относящихся к временной смене флага. Согласно этой статье Конвенции ипотека морского судна определяется по праву государства регистрации судна.

Читайте также:  Можно ли брать ипотеку на коммерческую недвижимость

§ 4. В реестре строящихся судов подлежат регистрации права на любые строящиеся суда независимо от их размеров и назначения. Реестр строящихся судов содержит информацию о технических характеристиках строящегося судна, о существующих и прекращенных правах на строящееся судно и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью реестра являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на строящееся судно и книги учета документов.

Реестр строящихся судов, ведущийся капитаном расположенного вблизи судостроительной организации порта, является частью единого реестра строящихся судов. Реестр строящихся судов содержит записи о праве собственности и другие вещные права на строящееся судно, имя (наименование) правообладателя, вид права, размер доли в праве на строящееся судно, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дату внесения записи, имя должностного лица, осуществившего регистрацию, и его подпись.

В реестр строящихся судов вносятся также данные в отношении установленной ипотеки.

В России не регистрируется ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, поскольку в Российской Федерации впоследствии не будет зарегистрировано само такое судно.

ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ИПОТЕКИ (ЗАЛОГА) СУДНА В РЕЕСТРЕ РЕГИСТРАЦИИ СУДНА

Регистрация ограничений (обременений) прав, ипотеки судна или строящегося судна осуществляется только при наличии регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов (на строящееся судно).

Заявление залогодателя, залогодержателя на имя капитана морского порта Холмск. В заявлении о регистрации ипотеки судна или строящегося судна должны быть указаны: данные, идентифицирующие судно (название судна, порт или место его регистрации, регистровый номер, тип и класс, тоннаж судна) или строящееся судно (место, в котором осуществляется постройка судна, построечный номер, тип судна, длина киля и другие основные размерения, регистровый номер); имя и адрес залогодателя ипотеки; имя и адрес залогодержателя ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя; максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, при установлении ипотеки на два или более судов либо строящихся судов — размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности при наличии соглашения сторон об этом; дата окончания ипотеки судна или строящегося судна. К заявлению о регистрации ипотеки судна или строящегося судна прилагается договор об ипотеке судна или строящегося судна с указанными в таком договоре документами. Учредительные документы юридического лица (в том числе выписка из ЕГРЮЛ). Подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление (выписка из ЕГРЮЛ). Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Документы, подтверждающие полномочия представителей юридических или физических лиц: доверенности на представителей. Документ, свидетельствующий об оплате государственной пошлины за регистрацию обременения.

Читайте также:  Могут ли судебные приставы забрать квартиру в ипотеке

Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.

В сознании большинства из нас ипотека ассоциируется исключительно с кредитом, который используется для покупки жилья, однако применение данного способа обеспечения обязательств более широкое, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня мы расскажем о таком экзотическом виде как ипотека судов, которая наравне с жилищными займами, не только имеет право на существование, но и активно используется для целей привлечения финансирования.

Казалось бы, что общего может быть общего между классической ипотекой и использованием в качестве обеспечения обязательств заемщика принадлежащего ему судна? На первый взгляд, вариант с судном, больше напоминает потребительский кредит, где банк получает права залога на товары, приобретенные за счет его денежных средств. В действительности это не более чем заблуждение, возникающее из-за того, что мы, буквально понимая понятие недвижимости, не осознаем, что морские, речные и воздушные суда также отнесены законодательством к категории недвижимого имущества. Говоря проще, несмотря на то, что такие объекты вполне могут передвигаться, юристы посчитали наиболее правильным приравнять их к недвижимости, а значит использование их в качестве обеспечения должно осуществляться в соответствии с законом об ипотеке.


Рекламные предложения, предлагающие воспользоваться кредитными услугами для целей покупки квартиры можно встретить практически в любом банке. Ипотека судов, напротив, совершенно неинтересна финансовым организациям и применяется исключительно за пределами банковского сектора. Зачастую подобные займы оформляются либо внутри компаний, входящих в одну группу, либо посредством заключения соответствующих договоров с фирмами, специализирующимися на предоставлении таких ссуд. Точно также как и при залоге жилья, кредитор и заемщик подписывают соглашение, в котором указывается сумма займа и правила его возврата, кроме этого отдельно составляется договор ипотеки судна, подлежащий обязательной регистрации. В соответствии с действующим законодательством данная процедура осуществляется в органе, который был ответственен за осуществление регистрацию самого судна. Традиционно, компания, предоставившая займ под залог судна, будет иметь право залога не только непосредственно на него, но и на все находящееся на нем имущество.

Читайте также:  Как оформить ипотеку в банке возрождение

Точно также как и в классическом кредитовании, основным законодательным актом, регулирующим права и обязанности каждого из участников, будет закон о залоге недвижимости, однако это будет далеко не единственный документ, на основании которого строится система ипотеки судов. Помимо данного закона и гражданского кодекса, немаловажное место отводится кодексу торгового мореплавания, в котором детально указываются правила составления соглашения между кредитором и заемщиком, процедура его регистрации, а также основания для прекращения залога. По словам некоторых экспертов, наличие столь широкой нормативно-правовой базы не всегда является преимуществом, особенно для тех, кто выступает в качестве стороны, предоставляющей взаймы денежные средства: большое количество нюансов, которые необходимо учесть, нередко влекут к признанию недействительным договора ипотеки. Интересным также является факт, что в ряде случаев возможно сохранение залога судна, несмотря на переход права собственности на него другому лицу.

Отдельно стоит упомянуть о понятии морского залога. Несмотря на схожую терминологию, применяется он далеко не для обеспечения обязательств перед кредиторами. Основная цель ипотеки морского судна заключается в том, чтобы гарантировать выплату заработной платы экипажу, перечислением вознаграждения лицам, организующим спасательные мероприятия, а также компенсировать вред третьим лицам, причиненный по причине неправильной эксплуатации судна.

Безусловно, говорить о том, что ипотека морских судов станет таким же распространенным банковским продуктом, как и жилищные ссуды не приходится. Данный вид кредитных отношений является настолько специфическим, что реализация его в массовом сегменте практически невозможна. К тому же у банков есть более доходные и менее затратные схемы, позволяющие с выгодой финансировать юридических лиц.

Adblock
detector