Чтобы взять ипотечный кредит, необходимо выбрать квартиру в соответствии со своими пожеланиями и возможностями. Однако перед этим сначала лучше подобрать оптимальную программу ипотеки в одном из банков, чтобы понимать, на какую сумму и на какой уровень жилья стоит рассчитывать. Особое внимание следует уделить условиям займа: процентной ставке, первоначальному взносу, срокам кредитования, условиям досрочного погашения, виду жилья, под которое банк предоставляет кредит и так далее.
Оформление кредита по ипотеке представляет собой непростой, даже трудоемкий процесс, так как требует предоставления заемщиком огромного количества бумаг.
Как правило, все банки сначала запрашивают стандартный пакет документов и справок, чтобы иметь возможность оценить, стоит ли рассматривать дальше потенциального клиента, как надежного плательщика.
Если на этом этапе все в порядке, то далее банк может потребовать дополнительные документы.
В некоторых финансовых учреждениях оформить запрос на рассмотрение заявки можно через Интернет, заполнив бланк и указав некоторую необходимую информацию. Затем работники банка либо пригласят потенциального заемщика в офис с документами, либо могут отказать в запросе.
В любом из вариантов такая схема позволит сэкономить время клиента.
Итак, для оформления сделки потребуется заявление на выдачу ипотеки и заполненный бланк анкеты того банка, где планируется взять кредит.
Обязательно нужны будут ксерокопии паспорта, военного билета (для мужчин призывного возраста), справка с места работы и все справки о регулярных доходах.
Необходимо также иметь с собой ксерокопии следующих свидетельств:
- Свидетельства о присвоении ИНН.
- Свидетельства пенсионного госстрахования.
- Свидетельства о браке (разводе), о рождении детей, брачного контракта (если есть).
- Трудовой книжки и документов о полученном образовании.
Однако это — не весь перечень. В зависимости от различных обстоятельств, банк вправе потребовать еще некоторые бумаги:
- Справки из наркологического и психоневрологического диспансеров.
- Данные о кредитной истории заемщика.
- Справку о регистрации (ф. 9).
- Документы, подтверждающие наличие в собственности у заемщика дорогостоящего имущества и счетов в других банках.
Также могут понадобиться копии паспортов ближайших родственников, их пенсионных удостоверений и даже свидетельств о смерти.
Предпринимателям, владельцам бизнеса, иностранным гражданам, работающим на территории России, и в случае привлечения созаемщиков или поручителей, также потребуется представить дополнительные документы.
Не забывайте, что, помимо ксерокопий, с собой необходимо взять оригиналы всех вышеперечисленных документов.
В зависимости от банка и ипотечной программы, существуют ипотеки с различным первоначальным взносом.
Как правило, он составляет тридцать процентов от стоимости жилья, однако возможно и больше.
Бывают ипотеки без первоначального взноса — правда, тогда заемщик в итоге переплачивает огромную сумму.
В качестве первоначального взноса может выступать материнский капитал, личные сбережения, а также деньги от продажи собственного имущества, например — недвижимости.
Если на приобретение жилья в кредит планируется направить материнский капитал, то для начала стоит найти банк, предоставляющий такую ипотеку, к примеру — Сбербанк. Далее на материнский капитал необходимо получить государственный сертификат, а из территориального органа ПФ справку об остатке средств материнского капитала.
После того, как все документы предоставлены заемщиком, рассмотрены и приняты банком, можно приступать непосредственно к заключению ипотечной сделки. Она может занять от двух часов до целого рабочего дня, в зависимости от многих факторов.
Настало время приступать к подписанию кредитного договора. При этом, если приобретаемая квартира находится в недостроенном доме, то банк составляет договор участия в долевом строительстве или договор залога имущественных прав на строящуюся квартиру.
Для того, чтобы застраховать трудоспособность и жизнь заемщика, составляется договор страхования. Также подписывается собственно сам договор ипотеки, и лишь затем — договор купли-продажи. В случае наличного расчета арендуется ячейка в банке, производится закладка денег в ячейку, где они будут храниться в течение месяца, пока заемщик не получит на руки свидетельство о регистрации права собственности.
Далее необходимо нотариально заверить все подписанные бумаги. Это может происходить, как в офисе у юриста, так и непосредственно в самом банке.
При совершении сделки купли-продажи непременно должны присутствовать продавец жилья, заемщик и представитель банка. Если у заемщика будут поручители, необходимо, чтобы они все также присутствовали.
В случае, когда поручителем является юридическое лицо на сделке необходимо также присутствие представителя организации.
После подписания договора ипотеки, а также договора купли-продажи считается, что сделка состоялась.
Теперь необходима государственная регистрация договора купли-продажи, занимающая от пяти рабочих дней до двух недель. На этом этапе возможны три варианта развития событий.
Приостановка регистрации, говорит о том, что необходимо устранить некоторые замечания или подтвердить отдельные факты.
Если вовремя не устранить замечания, регистрирующий орган откажет в регистрации сделки. В случае, если замечания отсутствуют или своевременно устранены, покупатель получает долгожданное свидетельство о государственной регистрации права собственности.