Можно ли сдать в аренду квартиру по ипотеке

Довольно часто участники НИС приобретают квартиру по военной ипотеке в населенном пункте, в котором планируют проживать после выхода на пенсию, а военную службу проходят в другом регионе. При этом плату за коммунальные услуги никто не отменял, и для того, чтобы квартира не простаивала впустую, военнослужащие зачастую задумываются над вопросом правомерности сдачи такой недвижимости в найм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке.

Кроме того, стоит отметить немаловажный момент: в соответствии со статьей 608 Гражданского Кодекса РФ, право сдачи имущества в найм принадлежит ее собственнику. В данном случае под имуществом также подразумевается жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, а для того, чтобы являться наймодателем, физическое лицо не обязано быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

По своей сути, сдача в найм жилой недвижимости, принадлежащей на праве собственности, рассматривается как юридический акт, удостоверяющий факт использования физическим лицом своего законного права на распоряжение принадлежащим ему имуществом, и не содержит признаков экономической деятельности.

В данном письме Министерство по налогам и сборам поясняет, что арендодатель (в нашем случае – военнослужащий) получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, являющийся объектом налогообложения по налогу на доходы (по ставке 13%), и при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества.

Любое согласование как с залогодержателем, так и со страховой компанией необходимо осуществить в письменном виде и иметь на руках письменное одобрение всех заинтересованных сторон. В случаях с банком-кредитором и страховой компанией, следует подготовить письменный запрос, он может быть направлен как по почте, так и подан непосредственно в офис организации.

Читайте также:  Как расплачиваться мат капиталом за ипотеку

После получения всех одобрений и со стороны залогодержателей, и со стороны страховой компании военнослужащему следует заключить договор найма. Банки, одобряющие сдачу помещения в найм, просят использовать их стандартную форму договора найма. Если же банк не настаивает на использовании какой-то определенной формы договора, военнослужащему следует внимательно отнестись к его составлению, не лишним будет прибегнуть к помощи квалифицированного юриста.


При составлении договора найма, следует учесть основные положения для того, чтобы уберечь себя в дальнейшем от возможных рисков.
В соответствии с статьей 671 Гражданского Кодекса РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользованием для проживания в нем. Договор составляется в простой письменной форме. В договоре следует прописать сам предмет договора, полную информацию о жилом помещении, включая точный адрес, площадь, общее количество комнат.

Целесообразно включить в текст договора: права, обязанности и ответственность наймодателя; права, обязанности и ответственность нанимателя; список граждан, проживающих с нанимателем на постоянной основе и временно проживающих; условия текущего и капитального ремонта жилого помещения; размер, сроки и порядок расчетов за жилое помещение; срок договора найма; прочие условия (например, условия эксплуатации движимого имущества, условия содержания животных и пр.); условия и последствия расторжения договора; порядок решения спорных ситуаций; полные реквизиты всех сторон договора (полные паспортные данные, контактные данные).


Также неотъемлемой частью договора, является акт приема-передачи жилого помещения. Акт приема-передачи должен отражать реальное состояние передаваемого в пользование имущества, состояние коммуникаций передаваемого движимого имущества, в случае наличия — состояние мебели, техники, и сам факт передачи в надлежащий срок. В случае договоренности о передаче платы путем наличного расчета следует составить в свободной форме график-таблицу, где наниматель и наймодатель буду фиксировать факт передачи средств с указанием даты, суммы и назначении платежа, возможно оформление расписки. В случае перечисления арендной платы путем безналичного расчета на банковский счет наймодателя, подтверждением оплаты выступает банковское платежное поручение, либо квитанция.
По окончании срока действия договора следует позаботиться о составлении акта, фиксирующего передачу имущества в целостности и отсутствии претензий у обоих сторон.

Читайте также:  Как заполнить 3 ндфл если квартира куплена в ипотеку

Следует отметить, что договор найма, заключенный между физическими лицами, не подлежит регистрации, вне зависимости от срока его действия. Договор найма, в соответствии со статьей 35 Гражданского Кодекса РФ, это самостоятельный договор и не является разновидностью договора аренды (34 статья Гражданского Кодекса РФ), а, следовательно, нормы о госрегистрации договора аренды не распространяются на договор найма.


Одним из элементов законности распоряжения жилой недвижимостью в виде сдачи в найм является декларирование доходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ, доходы, полученные от сдачи помещения в найм, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Военнослужащие, получающие плату от сдачи в найм своего жилого помещения, обязаны самостоятельно, в период до 30 апреля года, следующего за периодом получения дохода, подать в налоговую инспекцию (по месту жительства) декларацию по форме 3-НДФЛ. Уплата самого налога осуществляется после проведения проверки поданной декларации, в срок до 15 июля.

Adblock
detector