Что такое бюджетный кредит для унитарного предприятия


1. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
2. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
3. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.
4. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Положения ст. 76 настоящего Кодекса применяются и к отношениям по предоставлению бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям, если иное не установлено комментируемой статьей, которая устанавливает следующие особенности предоставления бюджетных кредитов названным лицам:
1. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Так, п. 20 Решения Саратовского районного Совета об утверждении бюджета Саратовского района на 2002 г. установлен общий лимит предоставления в 2002 финансовом году отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, полностью или частично зачисляемых в районный бюджет, в размере не более 0,2% от объема налоговых доходов районного бюджета.
2. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться как на возмездной, так и на безвозмездной (беспроцентной) основе. При этом, если иное прямо не предусмотрено законом (решением) о бюджете и договором о предоставлении бюджетного кредита, то бюджетный кредит считается возмездным (см. ст. 809 ГК РФ).
3. Получатели бюджетного кредита обязаны представлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Такие отчеты представляются в письменной форме.
4. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов. Под реестром получателей бюджетных кредитов следует понимать документ, содержащий в себе перечень лиц, которым были предоставлены бюджетные кредиты.
5. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям для получения бюджетного кредита не требуется предоставлять какое-либо обеспечение.

Большинство банков кредитует только физических лиц, поэтому у МУП с оформлением займов могут возникать сложности. На данный момент есть несколько финансовых учреждений, предоставляющих займы юридическим лицам, но для их использования необходимо знать особенности заключения сделки.

В отличие от потребительского кредитования граждан, где займы выдаются на любые цели, с МУП банки сотрудничают по другим принципам. Организации не могут получать средства без особой нужды. Кроме того, в некоторых случаях требуется проведение электронных торгов в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Чаще всего сотрудничество происходит по следующей схеме:

  1. Представитель предприятия обращается к кредитору с заявлением и документами, подтверждающими финансовое состояние МУП. Это могут быть бухгалтерские отчеты, другие кредитные договоры, списки кредиторов и пр.
  2. Банк одобряет сделку, МУП направляет письменное согласие собственника имущества о заключении кредитного договора. На основании ст. 168 ГК РФ сделка о привлечении кредитных средств, совершенная без разрешения собственника, признается ничтожной.
  3. На заключительном этапе оформляется кредитный договор, содержащий форму кредитования, процентные ставки, вид обеспечения, сумму и срок погашения.

Важно! Кредитование МУП возможно только при условии предоставления залога. Им может стать имущество организации или право требования платежей от населения. Может понадобиться поручительство муниципального образования или муниципальная гарантия.

Оформление займа на личные нужды производится согласно банковским программам, но для некоторых категорий заемщиков могут быть сделаны исключения. Например, можно договориться с кредитором об изменении графика погашения долга со стандартного (зачисление равными долями) на более удобный, где МУП будет перечислять деньги разными суммами.

Некоторые банки предоставляют кредиты с отсрочкой платежей, но для этого заемщик должен доказать, по каким причинам не получится вносить средства первые 3-6 месяцев. Потребуется документальное подтверждение.

Деньги выдаются единоразово, кредитная линия не возобновляется.

Для пополнения оборотных средств открывается возобновляемая кредитная линия. Чаще всего это требуется предприятиям ЖКХ и сельского хозяйства, где постоянно приходится рассчитываться с поставщиками.

Читайте также:  Чтобы дали кредит магия руны

Принцип действий таков:

  1. Выдается заем на определенную сумму.
  2. Должник погашает часть долга, и впоследствии сможет снова использовать ее в обороте.

При рассмотрении заявки банк в качестве источника погашения долговых обязательств изучает предполагаемый объем выручки от услуг заемщика.

В ряде случаев кредиторы требуют предоставление залога, который впоследствии при непогашении заемщиком долга можно истребовать через суд для погашения долговых обязательств. Залоговая сделка оформляется документально договором – он обязательно регистрируется в Росреестре.

При оформлении залога заемщиком предоставляется техническая документация на закладываемое имущество, а также документы, свидетельствующие о праве собственности на него.

Залоговая стоимость определяется уполномоченными сотрудниками банка или экспертным бюро и может использоваться для определения суммы кредита. Обычно стоимость заложенной недвижимости или объектом инфраструктуры равна размеру займа.

При визите к кредитору представитель МУП должен предоставить следующее:

  • Устав МО.
  • Акт о бюджете на текущий год, утвержденный представительным органом МО.
  • Положение об исполнительном органе.
  • Карточка с оттисками печати МО и образцами подписей распорядителей счета. Требуется нотариальное заверение.

В обязательном порядке предоставляется документ, подтверждающий полномочия заявителя на заключение контрактов или получение кредитов для МУП.

Кредитованием МУП занимаются только крупные банки, имеющие высокий рейтинг и набольшее количество клиентов.

Важно учитывать, что условия кредитования для каждого предприятия устанавливаются индивидуально, поэтому точные ставки, суммы и сроки определить не всегда возможно до подачи заявки. Как правило, займы выдаются на период от 1 до 3 лет, но это зависит от благонадежности заемщика.

Для МУП и МО здесь предлагаются такие условия:

Цели Избавление от дефицита бюджета, погашение других долговых обязательств перед государством или муниципалитетом, финансирование целевых программ, реализация проектов с господдержкой
Срок До 3 лет
Обеспечение Необязательно

Один из крупнейших российских банков тоже сотрудничает с муниципальными предприятиями. Условия кредитования рассматриваются индивидуально. Займы предоставляются на срок до 5 лет с обязательным обеспечением.

Наибольшее количество выгодных программ кредитования предприятий предоставляет ВТБ. Каждая из них направлена на отдельные цели:

Название Особенности Срок
Овердрафт Заем выдается на закрытие действующих кассовых расходов. Возможен овердрафт с ежемесячным обнулением, без обнуления, со сроком непрерывной задолженности. Лимит овердрафта зависит от величины кредитовых оборотов До 1 года
Пополнение оборотных средств Возможно единовременное получение денег, а также оформление кредитной линии с лимитом задолженности или выдачи. Обеспечение обязательно До 3 лет
Кредитование сельхозпроизводителей Устанавливается минимальная ставка – от 1 до 5%. Деньги выдаются на развитие сельскохозяйственной и растениеводческой деятельности Обычный кредит – до 1 года, инвестиционный – до 15 лет
Финансирование капитальных затрат Заем оформляется на покупку, ремонт или реконструкцию недвижимости, приобретение транспорта и иных вещей для обеспечения деятельности предприятия.

Деньги выдаются единовременно либо оформляется кредитная линия. Требуется залог и страхование заложенного имущества

До 10 лет

Для каждого клиента в Газпромбанке условия кредитования оговариваются индивидуально. Здесь возможно получение нескольких видов займов:

  • Инвестиционные кредиты для приобретения оборудования, модернизации производства или внедрения новых проектов. Являются долгосрочными.
  • Краткосрочные, предназначенные для закрытия кассовых разрывов и пополнения бюджета.
  • Овердрафт для оплаты расчетной документации в пределах установленного лимита.

Вопрос №1. Какова средняя процентная ставка по кредитам для предприятий?

В среднем финансовые учреждения выдают займы под 3-5% годовых, но могут предлагаться и увеличенные ставки. Их размер определяется степенью благонадежности заемщика.

Вопрос №2. Может ли банк отказать в кредитовании предприятия?

Да, это вполне возможно, если у предприятия слишком много задолженностей по финансовым обязательствам перед другими кредиторами, либо при процедуре банкротства. Также отказы встречаются при занятиях видами деятельности, не предполагающими получение прибыли от населения.

Оформление кредита для МУП возможно в ограниченном количестве банков. Займы выдаются на разные цели, а условия кредитования для каждой организации устанавливаются индивидуально, с учетом ее платежеспособности.

1. Положения комментируемой статьи распространяются на отношения, возникающие при использовании бюджетных средств в качестве заемных средств юридическими лицами, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Также данная статья применяется при предоставлении указанным лицам налогового кредита, в том числе налогового инвестиционного кредита, рассрочки и отсрочки по уплате налогов и сборов, с учетом положений гл. 9 НК РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов. Такой договор является разновидностью договора займа, который регулируется гл. 42 ГК. РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Не допускается предоставление бюджетных кредитов на условиях безвозмездности. Если в договоре о предоставлении кредита не указан размер процентов, подлежащих уплате за пользование бюджетными средствами в качестве заемных, то заемщик обязан уплатить их исходя из размера ставки рефинансирования, существующей на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (см. ст. 809 ГК РФ).

Заемщик обязан возвратить в соответствующий бюджет полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. Установленный в договоре предоставления бюджетного кредита срок возврата заемных средств должен соответствовать лимитам, указанным при утверждении бюджета на соответствующий финансовый год. Сумма бюджетного кредита может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее заимодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет (см. ст. 810 ГК РФ).

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о федеральном бюджете на 2003 г., в 2003 г. предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также на инвестиции за пределами территории Российской Федерации установлен в сумме до 27217,0 млн рублей, эквивалентной 800,5 млн долларов США.

2. Бюджетные кредиты предоставляются только при наличии следующих условий:

1) предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита;

2) получатель бюджетного кредита не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

3) проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

3. В качестве способов обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита в соответствии с п. 3 комментируемой статьи могут быть использованы только банковская гарантия, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев.

Размер предоставляемого обеспечения должен быть не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (см. ст. 368-379 ГК РФ).

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (см. ст. 361-367 ГК РФ).

В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает (см. ст. 334-358 ГК РФ).

Особенности залога недвижимого имущества устанавливаются Законом об ипотеке, а особенности залога морских судов — КТМ РФ.

Приказом Минфина России утверждены Правила принятия в залог эмиссионных ценных бумаг в обеспечение возврата средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной основе.

Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с Законом об оценочной деятельности. В соответствии с ним оценочную деятельность в РФ могут осуществлять только физические и юридические лица, имеющие специальную лицензию. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в соответствии с постановлением Правительства РФ о лицензировании оценочной деятельности.

При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит не предоставляется. При невыполнении заемщиком предусмотренных договором предоставления бюджетного кредита обязанностей по обеспечению возврата суммы кредита, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые заимодавец не отвечает, заимодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы бюджетного кредита и уплаты причитающихся процентов.

4. От имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования договоры предоставления бюджетных кредитов заключают государственные органы или органы местного самоуправления, уполномоченные на это федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, нормативными актами муниципальных образований.

Заемщиками при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Законом (решением) о бюджете могут быть установлены ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

5. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает последствия нарушения порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятия в обеспечение имущества низкой ликвидности. Названный пункт признает такое деяние нарушением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.

Ответственность за данное бюджетное правонарушение устанавливается ст. 298 БК РФ.

6. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет. Данное положение, установленное п. 11 комментируемой статьи, предполагает, что:

1) при ликвидации заемщика, если его средств недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, требования бюджета соответствующего уровня по взысканию суммы бюджетного кредита и процентов за пользование им удовлетворяются в четвертую очередь;

2) при недостаточности денежных средств на счете получателя бюджетного кредита для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи во исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита и оплате пользования, производится наряду со списанием средств по платежным документам, предусматривающим иные обязательные платежи в бюджеты всех уровней, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди (см. постановление Конституционного Суда РФ N 21-П).

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся. государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора

1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся. государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение.
Особый интерес в области государственного кредита .

Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям. 1. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным.

На иных правовых основах бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В соответствии с данной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или.

Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Adblock
detector