Что такое дефицит бюджета и государственный кредит

В бюджетах всех уровней действует прин­цип сбалансированности, который означает, что расходы бюджета должны соответствовать его доходам и поступлениям. Однако достичь этого трудно. В современном мире нет государств, которые не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Для его покрытия государство использует в основном доходы от реализации государственной собственности, внутренние и внешние заимствования.

Первый способ приводит к развитию инфляционных процессов. По этой причине государство для разрешения пробле­мы финансового дефицита использует второй способ, т. е. прибегает к внутренним и внешним заимствованиям.

(Если кому-нибудь понадобится) :

На сокращение дефицита бюджета косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции используются всеми госу­дарствами, в т.ч. с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи фис­кального и экономического характера: 1) сокращаются бюджетные расходы, предназначенные па финансирование капитальных вложений; 2) расширяется база для производства товаров и услуг; 3) появляются новые налогоплательщики; 4) улучшается состояние платежного баланса.

В соответствии с БК государство может привлекать кредиты от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых орга­низаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта их погаше­ния. При осуществлении заимствований органы власти всех уровней могут выступать в роли, как заем­щика, так и гаранта погашения кредитов другими заемщиками. При этом БК введены следующие ог­раничения:

1) если бюджет принят с дефицитом, утверждаются и источники его финансирова­ния;

2) текущие расходы бюджетов субъекта Федерации и местных бюджетов не могут превышать объем их доходов;

3) размер дефицита федерального бюджета не может превышать объем бюджетных инвестиций и рас­ходов на обслуживание госдолга РФ;

4) размер дефицита субъекта Федерации не может превышать 5 % объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

5) размер дефицита местного бюджета не может пре­вышать 3 % его доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.

Рассматривая дефицит бюджета, определяют его качество в двух аспектах:

1. Дефицит может возникнуть в связи с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Однако при этом сумма долга не должна негативно сказываться на экономике и населении страны.

2. Дефициты возникают в результате чрез­вычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных экономических мер, но соответствующих политических решений.

В тео­рии и практике бюджетирования различают два вида дефицита:

1) первичный — разница между всей суммой доходов и всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга;

2) конечный — как разница между всей суммой доходов бюджета и всей суммой расходов, включая оплату и обслуживание долга.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

· мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;

· финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

При этом вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер, так как:

· круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг;

· размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

    1. В зависимости от субъектов заемных отношений:

— Размещаемые центральными органами управления

— Размещаемые местными органами управления

2. В зависимости от места размещения:

3.В зависимости от обращения на рынке

-Рыночные (свободно обращаются на рынке ценных бумаг)

4.В зависимости от срока привлечения:

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

— Закладные (обеспечиваются конкурентными доходами или имуществом)

-Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода:

-Процентно-выигрышные, (облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть — в форме выигрышей)

7. В зависимости от условий обращения

-С правом досрочного погашения

8. По методам размещения

-Размещаемые на добровольной основе

В более конкретном смысле управление госкредитом можно понимать как деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств, регулированию рынка гос. ценных бумаг, обслуживанию и погашению госдолга, предоставление кредитов и гарантий.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; сумма, на которую за счетный период расходы превосходят доходы.

Бюджетный профицит – превышение доходов бюджета над расходами.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурный дефицит возникает, если сознательно закладывают в бюджет превышение расходов над доходами для решения социально-экономических задач, а циклический дефицит–в результате цикличности производственного процесса (падения деловой активности, сокращения доходов).

Допервой трети ХХ века бездефицитный бюджет считался нормой, а в экономической науке — законом. Кейнсианская теория отвергла это положение, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования развития экономики. Она признала, что автоматическое достижение рыночной экономикой равновесного состояния невозможно. Согласно Кейнсу главная задача экономической политики государства – управление совокупным спросом, а через него – предложением (основной инструмент – государственный бюджет). Кейнсианские методы эффективно применялись до 70-х годов прошлого века.

Различают три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

А) Ежегодно балансируемого бюджета (каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами), была общепринятой до Великой депрессии 30-х гг. ХХ века.

Б) Бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно (в периоды спада производства увеличивают расходы, что ведет к дефициту бюджета, а в период подъема сокращает их, что увеличивает излишек доходов). Существует, однако, проблема – спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.

В) Концепция функциональных финансов (проблема сбалансированности бюджета не рассматривается как первоочередная, а финансовая политика направлена на увеличение доходов бюджета путем реализации мер, направленных на оздоровление экономики). На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости, а главной целью государственных финансов является обеспечение равновесия макроэкономики, даже если это приведет к дефициту бюджета (считается, что это вызовет рост экономики, а он – увеличение национального дохода, а значит, и поступлений в бюджет).

Существует три основных источника погашения дефицита бюджета: увеличение налогов, эмиссия денег и правительственные займы.

Государственный долг – это не только сумма непогашенных дефицитов бюджета, накопленная за все время существования государства, за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета, а это сумма выпущенных и непогашенных займов с невыплаченными процентами по ним. Различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) займы.

Государственный долг подразделяется на: внутренний (своему населению и организациям) и внешний (международным финансовым организациям, частным банкам, правительственным институтам, иностранным гражданам); капитальный (все долги государства на определенную дату) и текущий (часть долга, срок платежа по которой наступает в ближайшее время).

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины ГД с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения.

Управление государственным долгом — совокупность мер государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основные методы управления государственным долгом:

1. Рефинансирование (выпуск новых займов для расчета с держателями облигаций старого займа).

2. Конверсия (изменение условий доходности).

2. Консолидация (превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные).

4. Унификация (объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа).

5. Отсрочка погашения займа,

6. Аннулирование – государство отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Это обычно происходит при финансовой несостоятельности государства или политической революции (переворота).

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для устойчивого денежного обращения.

Государственный кредит – совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами, при котором государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора или гаранта.

Государственный кредит следует отличать от банковского (ссудный капитал, предоставляемый хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности расширенного воспроизводства и повышения его эффективности), коммерческого (товарный кредит) и потребительского (частным физическим лицам) кредита. Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит может, например, выступать в формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы. Государственный кредит может функционировать в форме государственных гарантий, бюджетных ссуд, товарных кредитов, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита (отсрочки налогового платежа, предоставляемая органами власти в порядке и на условиях, установленных законом).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение этих средств является государственный кредит.

Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Государство может выступать в следующих ролях:

– гаранта (означает поручительство государства за клиента).

Отличия государственного кредита от частного:

Читайте также:

  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  2. II.4.2) Государственный статус монарха.
  3. А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец
  4. Абсолютные и относительные параметры дохода. Источники информации о доходах и расходах населения.
  5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ
  6. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Акты органов государственной власти субъектов РФ и акты органов МСУ как источники земельного права (на примере нормативно-правовых актов Тверской области и г. Твери).
  8. Б) существует форма ТКИН,обусловленная дефицитом другого фермента пуринового метаболизма – пуриннуклеозидфосфорилазы (ПНФ).
  9. Без дефицита
  10. Бюджет маркетинга. Методы формирования бюджета.
Частный кредит Государственный кредит
1). Мобилизуется для производственных нужд. 1). Мобилизуется для непроизводственных нужд.
2). Мобилизуется ссудный капитал. 2). Мобилизуются платежные и покупательские средства.
3). Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства. 3). Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).
4). Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу) 4). Сужает сферу применения капитала

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Формы государственного кредита (внутренний):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. казначейские ссуды.

Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

Отличие займов лот налогов:

ЗАЙМЫ НАЛОГИ
1). Добровольный характер. 1). Принудительный характер.
2). Скрытая форма принуждения. 2). Явная форма принуждения.

Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у:

Кредит берется для:

1. Финансирования бюджетного дефицита.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

Классификация может производится в соответствии:

I. со сроками погашения;

II. с доходностью;

III. с валютой займа;

IV. с местом и способом размещения.

Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные и местные.

По месту размещения:

а). текущие (1, 3, 6 месяцев);

б). краткосрочные (1 – 3 года);

в). среднесрочные (3 – 10 лет);

г). долгосрочные (10 — 50 лет).

По методам размещения:

Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1990 год – облигации 5 % займа для населения , предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.

Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.

В марте 1993 года состоялся I выпуск нового инструмента – государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6 месяцев. Каждый выпуск назывался траншей, которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт).

Рынок ГКО подвержен колебаниям. он вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных нужд.

С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен “изгнать” банки, как это сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть использованы для инвестирования промышленности.

Для инвестирования промышленности выпускаются:

– валютные облигации Минфина;

– золотой сертификат Минфина;

– КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий).

– рыночные (операции на фондовом рынке);

Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).

Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам.

Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:

а). доходности займов (снижение процента) – конверсия;

б). условий, касающихся сроков – консолидация;

в). объединения нескольких займов в один заем – унификация.

Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве.

В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:

– внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);

– внешний долг перед странами — кредиторами.

Государственный внутренний долг:

I. Задолженность правительства РФ: январь 96 года – 86. 591 млрд. руб.

1). задолженность Центробанка по кредитам на покрытие бюджетного дефицита (59. 749 млрд. руб.)

2). задолженность правительства перед предприятиями и населением:

а). ГКО – 11. 000 млрд. руб.;

б). КО – 5. 500 млрд. руб.;

в). государственный казначейские векселя – 1 540 млрд. руб.;

г). задолженность по АПК, переоформленная в казначейские векселя – 5600 млрд. руб.;

д). золотые сертификаты – 49, 1 млрд. руб.;

е). прочие государственные займы – 3202 млрд. руб.

II. Задолженность Центробанка РФ – 1427 млрд. руб.

III. Прочая задолженность – 383 млрд. руб.

Всего 90 000 млрд. руб.

Государство как кредитор.

1. Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.

2. Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:

– финансирование сельского хозяйства;

– финансирование жилищного строительства;

– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

3. Государство как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования:

– риски по задержке платежа;

Государственный кредит и СОП (совокупный общественный продукт).

Необходимо проследить взаимосвязь государственного кредита и СОП.

а). как формирующийся ссудный фонд:

С – ссудный фонд.

б). часть заработной платы:

V – ссудный фонд.

в). часть прибыли

Экономические и социальные последствия

возрастания государственного долга.

Рост долга приводит к:

1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);

2) непроизводительный характер использования полученных средств;

3). увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

Управление государственным долгом:

а). государственный долг должен быть вовремя погашен;

б). выплата процентов;

в). проведение конверсии, консолидации, унификации займов;

г). выпуск новых займов;

д). проведение денежно -кредитной политики;

Совокупность действий государства, связанных с перечисленными действиями, называется управление государственным долгом.

Международный кредит связан с государственным долгом. Источниками международного кредита являются:

– специальные правительственные фонды;

– бюджетные средства государства;

– специальные банки (например, экспортно — импортный банк США);

– специальные международные кредитные институты (национальные, региональные, международные).

Формы международного кредита:

1) собственно кредит:

а). связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен);

б). свободный (финансовый)

Активное сальдо платежного баланса дает возможность выплаты долга (10 – 12 млрд. в год направлять на выплаты).

Читайте также:  Как оплатить кредит русский стандарт через интернет по номеру договора
Adblock
detector