Что такое федеральные финансово кредитные органы и учреждения

В 1990-х гг. система финан­сово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобра­зованиями существенно перестроена: появились новые органы (Го­сударственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнад­зор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на раз­ные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие доку­менты по вопросам организации финансовой деятельности. Осу­ществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с дру­гими органами исполнительной власти — федеральными, органа­ми субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

В задачи всех этих органов входят:

— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;— анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;

— составление проекта бюджета данной территории и обеспече­ние его исполнения, прогнозирование и составление консолидиро­ванного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;

— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товар­но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;

— организация и проведение финансового контроля;

— организация учета и отчетности в области финансов.

26.Структура и компетенция Минфина РФ по законодательству РФ Минфин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие доку­менты по вопросам организации финансовой деятельности. Задачи Минфина: совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития фи­нансовых рынков в РФ; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюд­жета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ гос заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Для выполнения своих задач и функций Министерство финан­сов РФ имеет необходимые права: вытекающие из функций по составлению и испол­нению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; права, определяемые участием в формировании и использо­вании целевых бюджетных и гос внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отче­ты об их использовании).

27.Структура и полномочия органов федерального казначейства . В состав этой системы входят Главное управление федераль­ного казначейства Минфин РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам и районам в городах. На органы казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением фе­дерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и гос (федеральными) внебюджетными фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос внутреннего и внешнего долга РФ; Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных докумен­тов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; по­лучать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справ­ки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средст­ва; изымать у предприятий, организаций и учреждений докумен­ты, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения феде­рального бюджета и внебюджетных фондов.

28. ЦБ в системе кредитных органов. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Гос не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам гос, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. Однако ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномо­чиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупа­тельной способности и курса по отношению к иностранным валю­там; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы гос влас­ти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов гос власти и МСУ, всех юриди­ческих и физических лиц.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 63 | Нарушение авторских прав

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства, их классификация. Система, правовое положение и функции финансовых органов РФ. Министерство финансов РФ. Федеральное казначейство. Министерство финансов (финансовое управление) субъекта РФ. Финансовое управление (отдел) органа местного самоуправления.

Система, правовое положение и функции кредитных органов РФ. Центральный Банк РФ (Банк России). Банки и небанковские кредитные организации. Филиалы и представительства иностранных банков.

1. Какие органы осуществляют финансовую деятельность государства, какова их компетенция?

2. Что составляет систему органов, осуществляющих управление финансами в РФ?

3. Что такое финансово-кредитная система, какова ее роль в современных условиях?

4. Каковы права и функции Министерства финансов РФ?

5. Каковы задачи и права органов Федерального казначейства РФ?

6. Что входит в систему кредитных органов РФ?

7. Каковы функции и основные задачи ЦБ РФ (Банка России), особенности его правового положения?

8. Каково правовое положение банков и небанковских кредитных организаций в России?

9. Каково Правовое положение Сберегательного банка РФ, в чем его специфика?

10. Что представляет собой филиал иностранного банка в РФ (в юридическом аспекте)?

1. На основе положений Конституции РФ раскроите полномочия в сфере финансов, относящиеся к ведению РФ, ее субъектов и их совместной компетенции, органов местного самоуправления.

2. В компетенцию каких органов управления финансово-кредитной системы государства входит реализация следующих функции:

— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами;

— ведение операций по учету государственной казны РФ;

— принятие мер по защите интересов вкладчиков;

— право совершать широкий круг банковских операций;

— право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов.

3. Что в сфере финансов относится к компетенции представительных органов государственной власти? Раскройте на примере функций Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

4. Дайте правовую характеристику следующим органам финансово-кредитной системы:

— Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ;

— Управление федерального казначейства по Кировской обл.;

— Финансовый отдел Раменского района Московской обл.;

— Полевое учреждение ЦБ РФ;

5. Дайте правовую характеристику органам государственной власти, осуществляющим финансовую деятельность:

— Счетная палата РФ;

— Бюджетное управление Министерства финансов РФ;

— Государственная налоговая инспекция г. Люберцы;

— ЦБ РФ (Банк России);

— Управление федеральной службы налоговой полиции по г. Москве и Московской обл.

— финансовые управления в городах и районах области входят в единую систему органов управления финансами области, возглавляемую Главным финансовым управлением области;

— начальники финансовых управлений городов и районов назначаются и освобождаются от должности начальником ГФУ по представлениям исполнительных органов городов и районов;

— начальник ФУ утверждает предельную численность работников финансовых управлений городов и районов, сметы расходов на содержание их аппаратов и, по согласованию с главами исполнительных органов соответствующих территорий.

Почему Иркутский областной суд решением от 31.05.98 г. признал эти нормы неконституционными и недействительными со дня подписания Закона?

2. Выполняя курсовую работу по финансовому праву, студент Чернов, анализируя правовое положение ЦБ РФ (Банка России), указал следующее:

— учреждения Банка России подлежат обязательной регистрации в налоговых органах;

— уставный капитал является федеральной собственностью и составляет 3,5 млрд. руб.;

— Банк отвечает по обязательствам государства, а государство — по обязательствам Банка.

Как Вы считаете, правильно ли Чернов раскрыл основные черты правового положения Банка России ?

3. В соответствии с решением Совета директоров ЦБ РФ (Банк России) в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ — за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.

Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?

Чем было вызвано требование налогового инспектора?

Как строятся взаимоотношения между ЦБ РФ, банками и органами государственной власти. В чем состоит допущенное нарушение законодательства?

7. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области к компетенции области относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета (ч. 1 ст. 104). Уставом определены также бюджетные права органов государственной власти области (ст. 105), статус и порядок формирования внебюджетных и валютных фондов (ст. 106 и 107), налоговая и кредитно-банковская системы области (ст. 108, 109 и 110).

Могут ли трактоваться указанные установления как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации ?

8. В контрольной работе к органам, осуществляющим непосредственное руководство финансами в РФ, студент Петров отнес:

— Федеральную службу налоговой полиции;

— Бюджетное управление Министерства финансов РФ;

— районные налоговые инспекции;

— финансовые управления субъектов РФ;

— финансовые управления военных округов;

— финансовые отделы органов местного самоуправления;

— правительства и администрации субъектов РФ;

— финансовые отделы государственных предприятий и учреждений;

— Министерство финансов РФ;

— Центральный банк РФ (Банк России);

— бухгалтерии коммерческих организаций.

Проанализируйте точку зрения студента Петрова, Каково Ваше мнение по данному вопросу?

9. На практическом занятии по финансовому праву студент Родин на вопрос о составляющих банковской системы РФ ответил, что в нее входит:

— ЦБ РФ (Банк России);

— Сберегательный Банк РФ;

— Банк внешней торговли;

— банки и небанковские кредитные организации;

— другие кредитные организации;

— Пенсионный фонд РФ;

— филиалы и представительства иностранных банков.

Как Вы считаете, правильный ли ответ дал студент Родин? Как бы Вы ответили на заданный вопрос?

Нормативные правовые акты по теме:

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993 г. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст 1288.

Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 935 // СЗ РФ. 1998. № 34 Ст. 4085; 1998. № 48. Ст. 5951; 1999. № 7 Ст. 938.

Учебная и монографическая литература:

Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник М., 1995.

Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.

У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов М.: Статут, 1998.

Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н Горбуновой М., 1996.

Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1997.

Финансово кредитные органы. В 1990-х гг. система финан­сово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобра­зованиями существенно перестроена: появились новые органы (Го­сударственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнад­зор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ* комплексным характером своих функций, направленных на раз­ные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие доку­менты по вопросам организации финансовой деятельности. Осу­ществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с дру­гими органами исполнительной власти — федеральными, органа­ми субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

* См.: Положение о Министерстве финансов РФ. Утв. пост. Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

В последнее время предприняты меры по усилению роли Ми­нистерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, над­зора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствую­щих государственных служб.

Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страхо­вой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и дра­гоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.*
______________________

* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; № 50. Ст. 5625; 1997. № 28. Ст.3422.

Изменена и организационная структура Министерства финан­сов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; меж­бюджетных отношений; финансирования государственного аппа­рата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; мак­роэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государствен­ным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэ­кономической деятельности; отраслевого финансирования; страхо­вого надзора; государственного финансового контроля и аудита; ме­тодологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информа­ционно-технический; управления делами Министерства.*

Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:

— совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития фи­нансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государствен­ных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюд­жета и консолидированного бюджета РФ;

— разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

— осуществление в пределах своей компетенции государствен­ного финансового контроля; методологическое руководство ауди­том (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функци­ям Центрального банка РФ);

— методологическое руководство бухгалтерским учетом и от­четностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Централь­ном банке РФ и кредитных организациях).

Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенствова­нию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ,

участие в подготовке предложений по основным направлениям де­нежно-кредитной политики, контроль за целевым использовани­ем средств федерального бюджета, эмиссия государственных цен­ных бумаг, лицензирование деятельности страховых организа­ций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и дра­гоценных камней и т.д.).

Для выполнения своих задач и функций Министерство финан­сов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий раз­ного характера. К ним относятся:

— права, вытекающие из функций по составлению и испол­нению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (за­прашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы);

— права, определяемые участием в формировании и использо­вании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отче­ты об их использовании);

— права по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых поступлений в феде­ральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять по­мощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации кратко­срочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предо­ставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федераль­ный бюджет);

— права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование органи­заций, взыскивать с них в установленном порядке средства феде­рального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ рас­пространяется на все звенья финансовой системы.

Подобные органы создаются субъектами Федерации — минис­терства финансов или финансовые управления. Кроме того, в сис­теме органов местного самоуправления действуют финансовые от­делы или управления.

В задачи всех этих органов входят:

— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;

— анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;

— составление проекта бюджета данной территории и обеспече­ние его исполнения, прогнозирование и составление консолидиро­ванного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;

— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товар­но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;

— организация и проведение финансового контроля;

— организация учета и отчетности в области финансов.

Читайте также:  Как можно использовать кредит на оборотные средства
Adblock
detector
Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. E)если вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
  3. I. Общее положение современной системы международных отношений.
  4. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  5. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  6. II Всероссийский съезд советов. Формирование советских органов государственной власти и управления. Учредительное собрание.
  7. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  8. II. Налоговая система.
  9. IV. Внешняя система
  10. IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.