Что такое федеральные финансово кредитные органы и учреждения
Читайте также:
Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
E)если вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
I. Общее положение современной системы международных отношений.
I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
II Всероссийский съезд советов. Формирование советских органов государственной власти и управления. Учредительное собрание.
II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
II. Налоговая система.
IV. Внешняя система
IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
В задачи всех этих органов входят:
— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;— анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
— составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
— организация и проведение финансового контроля;
— организация учета и отчетности в области финансов.
26.Структура и компетенция Минфина РФ по законодательству РФ Минфин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Задачи Минфина: совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ гос заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; права, определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и гос внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отчеты об их использовании).
27.Структура и полномочия органов федерального казначейства . В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Минфин РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам и районам в городах. На органы казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и гос (федеральными) внебюджетными фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос внутреннего и внешнего долга РФ; Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.
28. ЦБ в системе кредитных органов. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Гос не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам гос, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. Однако ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы гос власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов гос власти и МСУ, всех юридических и физических лиц.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 63 | Нарушение авторских прав
Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства, их классификация. Система, правовое положение и функции финансовых органов РФ. Министерство финансов РФ. Федеральное казначейство. Министерство финансов (финансовое управление) субъекта РФ. Финансовое управление (отдел) органа местного самоуправления.
Система, правовое положение и функции кредитных органов РФ. Центральный Банк РФ (Банк России). Банки и небанковские кредитные организации. Филиалы и представительства иностранных банков.
1. Какие органы осуществляют финансовую деятельность государства, какова их компетенция?
2. Что составляет систему органов, осуществляющих управление финансами в РФ?
3. Что такое финансово-кредитная система, какова ее роль в современных условиях?
4. Каковы права и функции Министерства финансов РФ?
5. Каковы задачи и права органов Федерального казначейства РФ?
6. Что входит в систему кредитных органов РФ?
7. Каковы функции и основные задачи ЦБ РФ (Банка России), особенности его правового положения?
8. Каково правовое положение банков и небанковских кредитных организаций в России?
9. Каково Правовое положение Сберегательного банка РФ, в чем его специфика?
10. Что представляет собой филиал иностранного банка в РФ (в юридическом аспекте)?
1. На основе положений Конституции РФ раскроите полномочия в сфере финансов, относящиеся к ведению РФ, ее субъектов и их совместной компетенции, органов местного самоуправления.
2. В компетенцию каких органов управления финансово-кредитной системы государства входит реализация следующих функции:
— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
— краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами;
— ведение операций по учету государственной казны РФ;
— принятие мер по защите интересов вкладчиков;
— право совершать широкий круг банковских операций;
— право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов.
3. Что в сфере финансов относится к компетенции представительных органов государственной власти? Раскройте на примере функций Совета Федерации и Государственной Думы РФ.
4. Дайте правовую характеристику следующим органам финансово-кредитной системы:
— Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ;
— Управление федерального казначейства по Кировской обл.;
— Финансовый отдел Раменского района Московской обл.;
— Полевое учреждение ЦБ РФ;
5. Дайте правовую характеристику органам государственной власти, осуществляющим финансовую деятельность:
— Счетная палата РФ;
— Бюджетное управление Министерства финансов РФ;
— Государственная налоговая инспекция г. Люберцы;
— ЦБ РФ (Банк России);
— Управление федеральной службы налоговой полиции по г. Москве и Московской обл.
— финансовые управления в городах и районах области входят в единую систему органов управления финансами области, возглавляемую Главным финансовым управлением области;
— начальники финансовых управлений городов и районов назначаются и освобождаются от должности начальником ГФУ по представлениям исполнительных органов городов и районов;
— начальник ФУ утверждает предельную численность работников финансовых управлений городов и районов, сметы расходов на содержание их аппаратов и, по согласованию с главами исполнительных органов соответствующих территорий.
Почему Иркутский областной суд решением от 31.05.98 г. признал эти нормы неконституционными и недействительными со дня подписания Закона?
2. Выполняя курсовую работу по финансовому праву, студент Чернов, анализируя правовое положение ЦБ РФ (Банка России), указал следующее:
— учреждения Банка России подлежат обязательной регистрации в налоговых органах;
— уставный капитал является федеральной собственностью и составляет 3,5 млрд. руб.;
— Банк отвечает по обязательствам государства, а государство — по обязательствам Банка.
Как Вы считаете, правильно ли Чернов раскрыл основные черты правового положения Банка России ?
3. В соответствии с решением Совета директоров ЦБ РФ (Банк России) в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ — за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.
Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?
Чем было вызвано требование налогового инспектора?
Как строятся взаимоотношения между ЦБ РФ, банками и органами государственной власти. В чем состоит допущенное нарушение законодательства?
7. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области к компетенции области относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета (ч. 1 ст. 104). Уставом определены также бюджетные права органов государственной власти области (ст. 105), статус и порядок формирования внебюджетных и валютных фондов (ст. 106 и 107), налоговая и кредитно-банковская системы области (ст. 108, 109 и 110).
Могут ли трактоваться указанные установления как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации ?
8. В контрольной работе к органам, осуществляющим непосредственное руководство финансами в РФ, студент Петров отнес:
— Федеральную службу налоговой полиции;
— Бюджетное управление Министерства финансов РФ;
— районные налоговые инспекции;
— финансовые управления субъектов РФ;
— финансовые управления военных округов;
— финансовые отделы органов местного самоуправления;
— правительства и администрации субъектов РФ;
— финансовые отделы государственных предприятий и учреждений;
— Министерство финансов РФ;
— Центральный банк РФ (Банк России);
— бухгалтерии коммерческих организаций.
Проанализируйте точку зрения студента Петрова, Каково Ваше мнение по данному вопросу?
9. На практическом занятии по финансовому праву студент Родин на вопрос о составляющих банковской системы РФ ответил, что в нее входит:
— ЦБ РФ (Банк России);
— Сберегательный Банк РФ;
— Банк внешней торговли;
— банки и небанковские кредитные организации;
— другие кредитные организации;
— Пенсионный фонд РФ;
— филиалы и представительства иностранных банков.
Как Вы считаете, правильный ли ответ дал студент Родин? Как бы Вы ответили на заданный вопрос?
Нормативные правовые акты по теме:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993 г. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст 1288.
Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 935 // СЗ РФ. 1998. № 34 Ст. 4085; 1998. № 48. Ст. 5951; 1999. № 7 Ст. 938.
Учебная и монографическая литература:
Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник М., 1995.
Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.
У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов М.: Статут, 1998.
Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н Горбуновой М., 1996.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1997.
Финансово кредитные органы. В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ* комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
* См.: Положение о Министерстве финансов РФ. Утв. пост. Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.
В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствующих государственных служб.
Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.* ______________________
* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; № 50. Ст. 5625; 1997. № 28. Ст.3422.
Изменена и организационная структура Министерства финансов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования государственного аппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства.*
Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:
— совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
— разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функциям Центрального банка РФ);
— методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях).
Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ,
участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг, лицензирование деятельности страховых организаций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.).
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий разного характера. К ним относятся:
— права, вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (запрашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы);
— права, определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отчеты об их использовании);
— права по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации краткосрочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет);
— права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование организаций, взыскивать с них в установленном порядке средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).
Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.
Подобные органы создаются субъектами Федерации — министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.
В задачи всех этих органов входят:
— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;
— анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
— составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
— организация и проведение финансового контроля;
— организация учета и отчетности в области финансов.