Что такое финансово кредитная политика

Финансово-кредитную систему экономики обычно называют ее кровеносной и нервной системой, желая подчеркнуть особое значение анализируемой проблемы.

Деньги не должны лежать мертвым грузом в сундуках скупых рыцарей, а должны постоянно быть в обороте. Только так они выполняют свои общественные функции, более того, приносят своим владельцам дополнительные доходы.

Конкретно кредитно-денежная политика государства заключается в:

1) Определении количества денег, необходимых в обращении. Иначе говоря, в регулировании денежной эмиссии;

2) Определение конкретной политики. Какими будут процентные ставки, резервная норма и т.д.

Главной целью кредитно-денежной политики является помощь в экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции (К. Макконнелл, С. Брю). Исходя из этого, кредитно-денежная политика в периоды циклических спадов вызывает рост денежного предложения, поощряет его расходование, следовательно, поддерживая уровень цен, содействует оживлению и росту производства. Естественно в периоды оживления инфляционных процессов кредитно-денежная политика стремится ограничить предложение денег с тем, чтобы сохранить прежний уровень цен или не дать ему слишком высоко вырасти. Так или иначе, финансово-кредитная система стремится привести в соответствие уровень производства, занятость, инфляцию, цены. Конечно же, в определенные периоды та или иная проблема может встать во главу угла — стать целью стратегической. Все зависит от фазы промышленного цикла, характера ее протекания.

Объективно экономические функции кредита в рыночной экономике заключаются в следующем:

1. В расширении производства за рамки суммарного капитала всех предпринимателей благодаря привлечению свободных денежных ресурсов остальных членов общества и предоставлению их в распоряжение предпринимателей.

2. В перераспределении личных доходов, прибылей предприятий и фирм, государства и его организаций и учреждений в наиболее прибыльные сферы народного хозяйства, а также в сферы, нуждающиеся в финансовой поддержке.

3. В экономии издержек обращения (карточки, безналичный расчет, взаимный зачет своим клиентам объемом их операций и т.д.).

4. В ускорении концентрации и централизации капитала. В ходе конкурентной борьбы часто получение кредита означает выживание предприятия. Неполучение же кредита равносильно разорению. Кредитные учреждения побуждают мелкие, средние и даже крупные предприятия объединяться, сливаться для взаимного развития и оздоровления экономики. В таком случае кредиты предоставляются, а производство укрупняется и совершенствуется.

Хотя о кредите я не говорю как о едином и целостном явлении в экономике, существует многообразие его форм. В этих разных формах принципы и функции кредитования проявляются аналогично, возможны лишь определенные смещение акцентов. Различают следующие формы кредита.

Коммерческий кредит предоставляется предприятиями, организациями, учреждениями друг другу в товарной форме. В основном он выглядит как отсрочка платежей. Именно отсрочка определяет срочность кредитования со всеми вытекающими последствиями. В России, в частности, кризис не платежей болезненно ударил по коммерческому кредиту, дискредитируя саму эту идею. Достаточно сказать, что не платежи за 1933-1995 гг. составили 89 трлн. р., а это практически 90% от всей произведенной промышленной продукции 1995 г. До сих пор не платежи имеют двухлетнее отставание. По существу, все материальное производство функционирует в кредит.

Банковский кредит предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (банками, различными фондами…) всем хозяйственным субъектам, нуждающимся в нем.

Потребительский кредит предоставляется физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования. На срок до трех лет. Процент за кредит — самый низкий по сравнению с другими формами кредита, если он предоставляется через различные магазины. Если же через банки, то самый высокий, так как, по сути, становится кредитом на оборотные фонды или на реализацию продукции.

Ипотечный кредит связан с недвижимостью, под которую он предоставляется. В XIX в. он широко практиковался в России. В настоящее время ипотечные банки возрождаются, но значительно менее интенсивно, чем другие банки, хотя материальная основа для них в России самая мощная.

Межхозяйственный кредит предоставляется субъектами рыночной экономики друг другу продажей — скупкой акции, облигаций и др. видов бумаг. Как правило, предоставляется предприятиями, имеющими между собой хорошо налаженные хозяйственные связи.

Государственный кредит предоставляется населением страны своему правительству (государству) путем покупки государственных облигаций внутреннего займа. Государство занимает деньги у населения, когда все другие экономические пути и методы покрытия государственного долга не дают положительного результата.

Читайте также:  Как взять кредит в ощадбанке на утепление частного дома ощадбанк

Международный кредит предоставляется странами друг другу в денежной, товарной, валютной формах. Он может быть предоставлен и фирмами, банками и другими учреждениями, но по разрешению правительства, которое выступает в качестве гаранта сделки.

Одним из важнейших способов регулирования денежного обращения является денежно-кредитная политика, представляющая собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема предоставляемых банками кредитов, уровня процентных ставок и др.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов;

— операции на открытом рынке;

— прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций.

Банк использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Базовая процентная ставка ЦБР называется ставкой рефинансирования (официальной учетной ставкой). Уровень ставки рефинансирования определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов центрального банка и является ориентиром для рыночных процентных ставок по кредитам коммерческих банков.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России.

Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других используется в мировой практике.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Рефинансирование банков – это кредитование банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей.

Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

Депозитные операции — это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование осуществляется с помощью валютной интервенции.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение валюты.

Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение превышало спрос, то Банк покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов и Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов экспорта.

Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка Росси и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Читайте также:  Как узнать дадут кредит в беларуси или нет

Прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций называется прямыми количественными ограничениями Центрального банка. В частностипредоставление в кредит наличной иностранной валюты, а также погашение наличной иностранной валютой полученных кредитов допускается только по договорам, заключенным между уполномоченными банками Российской Федерации в целях обеспечения расчетно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получение и предоставление кредитов в наличной иностранной валюте в иных случаях не допускается.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении. Использование этого метода в России ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание – это когда банк дает рекомендации юридическим и физическим лицам.

Таким образом, если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика называется политикой дорогих денег.

Средством реализации такой политики выступает валютное регулирование. Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты денежно-кредитной политики направлены на сферу обращения валютных ценностей, связанных с внешней торговлей и перемещением капитала, операциями с наличной инвалютой и обеспечение стабильности и конвертируемости российского рубля. Цель и задачи такой системы определяются текущим состоянием и перспективами развития российской экономики, проводимой финансово-кредитной политикой и направлены на защиту российской экономики от [c.96]

По опыту многих стран известно, что государственная фискальная политика, направленная на стимулирование структурных сдвигов, основанная на предоставлении государственному и негосударственному секторам многочисленных налоговых, кредитных и других льгот, не предотвращает, а в известной мере ускоряет развитие негативных тенденций в промышленной и финансовой сферах. А это, в свою очередь, создает почву для формирования кризисной ситуации в промышленном производстве с охватом всех его отраслей. Поэтому требуется сформировать такую промышленную и структурную политику, которая по своему содержанию и инструментарию могла бы выполнять роль важнейших государственных средств регулирования и стимулирования процессов стабилизации производства и структурных сдвигов в экономике народного хозяйства республики. Прежде всего, промышленная и структурная политика должна быть направлена на выход из кризиса и стабилизацию экономики. А что касается принципов, то они не должны ограничиваться вопросами приватизации, акционирования, поддержки предпринимательства и различными инвестиционными, финансово-кредитными и другими инструментами. Они должны охватывать широкий круг производственных, структурных, воспроизводственных, инновационных, протекционистских проблем и задач. [c.134]

На момент появления правительственных эмиссионных банков никакого понятия, а тем более концепции денежно-кредитной политики не существовало. Во многих странах полностью отсутствовали частные банковские учреждения, и первым центральным банкам приходилось выполнять функции коммерческих банков. Как же развертывалась деятельность эмиссионных банков С момента своего открытия они выполняли роль финансового слуги правительства. Их первоначальной задачей было обслуживание бюджета и управление налоговыми платежами. Во вторую очередь они занимались кредитованием правительства, и в последнюю — денежной эмиссией. Центральные банки использовались, прежде всего, как инструмент повышения доходов государства. О банковской системе и денежно-кредитном регулировании тогда еще никто не думал. [c.134]

Среди экономических средств ГРЭ выделяют денежно-кредитные (монетарные) и налогово-бюджетные (фискальные) регуляторы. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства были рассмотрены в предыдущих разделах курса. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако, как показывает практика, в решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно-кредитного регулирования современной смешанной экономики едва ли правомерно относить к разряду второстепенных. [c.571]

Читайте также:  Как отвечать банку за неуплату кредита по телефону

Центральный банк РФ — главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Конституция РФ поручает ему функции денежной эмиссии (ч. ст.75 Конституции РФ), защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч.2 ст.75 Конституции РФ), которые он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) его исключительная прерогатива — эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ. Он обеспечивает, в том числе покупательную способность и устойчивость курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также физическую защиту выпускаемых в обращение денег (банкнот и монет), всех выпускаемых им ценных бумаг от подделок. К основным задачам Банка России относятся регулирование денежного обращения, единая федеральная кредитно-денежная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др. В этих целях им применяются прежде всего такие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики как процентные ставки по операциям Банка России нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) операции на открытом рынке рефинансирование банков валютное регулирование установление ориентиров роста денежной массы [c.32]

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы (ЕВС). При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков. [c.553]

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом — в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования. До 1970-х гг., главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 г. был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. [c.66]

К инструментам монетарной политики относятся находящиеся в распоряжении центрального банка стандартные механизмы управления денежным предложением обязательные минимальные резервные требования для коммерческих банков, учётная ставка дисконтирования, операции на открытом рынке. На ситуацию в денежно-кредитной сфере воздействуют принятые методы регулирования коммерческих банков, а также режим движения капитала в страну и из страны (см. Открытая экономика). А. Д. Некипелов. ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ (фискальная, бюджетная), важнейшая составная часть общей экономической политики государства включает все государственные мероприятия по организации финансовой системы, мобилизации и использованию финансовых ресурсов с целью обеспечения жизнедеятельности государства, благосостояния страны, эффективной работы её экономического механизма, а также выполнения задач внутренней и внешней политики, стоящих перед государством. [c.213]

Adblock
detector