Понятие государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.
Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.
Государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у них возникают соответствующие финансовые отношения.
Условиями кредитного договора являются:
• срок предоставления или получения кредита;
• условия обеспечения возврата ссуды;
• размер процентной ставки за пользование кредитом;
Функции государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты выполняют функции : перераспределительную, регулирующую, учетную и контрольную.
Основной функцией кредита является перераспределение денежных ресурсов для нужд социально-экономической деятельности.
Источниками кредитов, ввиду отсутствия специальных централизованных кредитных фондов, являются средства федерального и территориальных бюджетов.
Перераспределение средств осуществляется между звеньями:
— федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
— региональными бюджетами и местными бюджетами;
— финансово-кредитными организациями и бюджетами всех уровней бюджетной системы;
— иностранными государствами, международными организациями, кредитными иностранными организациями, юридическими, физическими лицами и федеральным (региональным) бюджетом;
— бюджетами всех уровней бюджетной системы и физическими и юридическими лицами и т. д.
Регулирующая функция кредита проявляется при выделении бюджетных ресурсов на возвратной, платной и безвозмездной основе, а также при получении РФ займов от международных валютных фондов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ, реструктуризации экономики, приватизационных мероприятий и т. д.
Учетная и контрольная функции кредита проявляются на всех уровнях бюджетной системы. Необходимость учета и контроля вытекает из самой природы кредита.
Формами контроля кредита являются:
• контроль за движением кредитных средств, осуществляемый через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;
• контроль за соблюдением условий кредитного договора;
• контроль за целевым использованием кредитов;
• контроль за выполнением принятых обязательств согласно кредитному договору.
Цели государственных и муниципальных кредитов
Целями государственного и муниципального кредитования являются:
— решение проблем финансирования бюджетного кредита;
— проведение финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий регионов;
— поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности территориальных образований;
— поддержка территориальных образований в разрешении социально-экономических задач.
Законом о бюджетах утверждаются:
• суммы погашения и выплаты по процентам по долгам иностранным государствам;
• размеры долга иностранных государств на конец финансового года;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ и субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в том числе странам СНГ.
Государственные кредиты можно классифицировать на внутренние и внешние.
Внутренние кредиты — это форма государственного кредита предоставления финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе под инвестиционные проекты за счет бюджетных средств.
Внешние кредиты — это форма государственного кредита предоставления РФ финансовых средств иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
1) поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
2) регулирование макро- и микроэкономических процессов;
3) воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг.
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
1) Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
2) Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
3) Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
4) Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
5) Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Необходимо отметить, что распределительная функция государственного кредит связана только с перераспределением ранее созданного национального дохода.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется, прежде всего, тогда, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены[12, c9].
Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом.