Что такое государственный кредит украины

Структура государственного кредита образуется из разных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализующий государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти.

Местные ссуды — важная составляющая финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизировать временно свободные средства для потребностей развития конкретных регионов [38, c.12].

Если главная доходная часть бюджета региона — отчисление, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных ссуд должен согласовываться с центральным финансовым органом — Министерством финансов.

Могут вводиться и другие ограничения: лимитация предельной суммы ссуды с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д. Эффективность использования местных ссуд определяется субъективным фактором — уровнем квалификации специалистов на местах [33, c.40].

В зависимости от места размещения государственного кредита различают:

  • 1) внутренние государственные ссуды (размещаются в данном государстве в национальной валюте),
  • 2) внешние ссуды (размещаются за рубежом в иностранной валюте).

Государство может брать ссуды в международных кредитных учреждениях и банках других стран [44, c.34].

В зависимости от сроков погашения государством долговых обязательств выделяют:

  • 1) краткосрочные ссуды (до 1 года),
  • 2) среднесрочные ссуды (1-5 лет),
  • 3) долгосрочные ссуды (свыше 5 лет).

По видам доходности государственные ссуды подразделяют на:

  • 1) процентные: владельцы государственных ценных бумаг получают доход из расчета фиксированных процентов годовых;
  • 2) беспроцентные (дисконтные): государственные ценные бумаги реализуются по цене более низкой их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается владельцу во время погашения, составляет доход ценных бумаг;
  • 3) выигрышные: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов.

В соответствии с характером финансовых операций государственные заимствования осуществляются в форме государственных ссуд и прямых кредитов. Также в сфере долговых операций используется механизм предоставления государственных гарантий для получения кредитов.

Государственные заимствования, осуществленные Украиной в 2008-2012 годах, характеризуются следующими данными (Таблица 2.1):

Таблица 2.1 Государственные заимствования, осуществленные Украиной в 2008-2012 гг.

Государственный кредит – довольно широкое понятие. Одним из участников кредитных отношений должно быть государство, а вторым – юридическое или физическое лицо, другое государство или целая международная организация. Понятно, что при таком кредитовании речь идет об очень больших суммах.

Читайте также:  Как оплачивать кредит в альфа банке через терминал

Если обычный банковский кредит берет один человек или организация для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние и приобрети что-то нужное, то от государственного кредита должно улучшиться положение целых отраслей и слоев общества. В большинстве случаев государственный кредит – добровольная инициатива. Однако в послевоенные годы в СССР такой кредит был обязательным. Населению предложили (в обязательном порядке) подписаться на государственные облигации, чтобы собрать деньги и восстановить производство. Как показала история, эти меры спасли ситуацию.

Итак, государство может прибегать к государственному кредиту в нескольких случаях:

  • чтобы найти средства для государственных расходов;
  • чтобы уравновесить макро- и микроэкономические процессы;
  • чтобы воздействовать на социальную политику или процесс выдачи кредитов.

Иногда государственный кредит – это способ получить деньги на важные социальные программы. Например, чтобы быстро получить прибыль, выгоднее попросить кредит, чем ждать, пока предприятие начнет медленно давать прибыль. А на вырученные средства можно финансировать новые проекты.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Источником внутреннего госкредита являются физические и юридические лица. Для внешнего кредита привлекают помощь иностранных государств и международных организаций.

Кроме того, есть следующие разновидности госкредита:

  • по сроку: от 5 до 30 лет (долгосрочные), от 1 года до 5 лет (среднесрочные), до 1 года – краткосрочные. Серьезные государственные кредиты почти всегда долгосрочные;
  • по эмиссии: госкредит может дать как правительство отдельной области или края, так и целого государства;
  • по держателям ценных бумаг: в обмен на ценные бумаги материальные ценности могут дать как физические, так и юридические лица (иногда и те, и другие);
  • по выплатам: держатели долга могут либо получать прибыль раз или несколько раз в год, либо получать товары, на которые нет спроса в данный момент;
  • по добровольности: участвовать в выдаче госкредита можно добровольно, по подписке или по принуждению, чем до сих пор пользуются тоталитарные страны.

Государственный заем может выдаваться как под облигации, так и без них. Если речь идет о международном кредите, то при его получении обязательно подписывают особый договор, где подробно расписываются все условия кредитования.

Государство предпочитает не давать деньги в долг, а брать их под проценты. Цель таких шагов – поддержать те места бюджета, где есть дефицит средств. Так государство может давать бюджетный государственный кредит юридическим лицам, чтобы те положительно воздействовали на какую-то сферу хозяйства. Другие бюджетные ссуды могут даваться тоже бюджету, но уже другого уровня, чтобы те ликвидировали финансовые трудности и вернули средства в главный бюджет.

Когда деньги уходят от кредитора к заемщику, возникает долг. Государственный кредит и государственный долг бывают внешним и внутренним. В центральном банке каждой страны есть государственные ценные бумаги, которые выдают в ответ на получение денег. Со временем банк начинает скупать эти ценные бумаги на вторичном рынке и так погашать долг. Государственный долг обязателен к оплате. Хорошо, когда деньги были использованы эффективно, и государство может быстро получить прибыль. Если же использование кредита не было результативным, долг придется ликвидировать за счет плательщиков налогов. Если же государство не может выплатить долг, в стране наступает дефолт.

Государство тоже может выдавать ссуды. Например, когда государственный банк открывает кредитную программу по покупке транспорта у отечественного производителя за часть стоимости. Так государство может и поддержать отечественного производителя, и помочь бюджету получить налог с продажи отечественного товара, и сделать приятно населению страны.

Государственные кредиты намного привлекательнее коммерческих. Государство берет на себя часть расходов, поэтому ссуду можно получить под низкие проценты. Такие ссуды могут позволить себе те, кто не решается связываться с коммерческими банками и их продуктами. Отечественные производители автомобилей или строители льготного жилья тоже учитывают наличие таких государственных программ и производят продукт, который действительно становится доступным для многих.

Главная проблема всех государственных кредитных программ – это их небольшое количество. Часто государственные кредиты для населения оказываются доступны только для небольшого количества представителей незащищенных групп населения.

Государственный долг — совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и пр.) Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале. Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний. Суммы долга приведены на 1 января каждого года. Так, на 1 января 2017 года суммарный долг Украины составляет 1929.8 млрд гривен (1.9 трлн грн).

  • Внешний государственный долг — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.
  • Внутренний государственный долг — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.

Собственно государственный долг возникает в результате финансовых заимствований государства, договоров и соглашений о предоставлении кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. В совокупность долговых обязательств государства включается также гарантированный государством долг, возникающий в результате принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц, либо принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Год Суммарный долг Изменение (%) Внешний долг Внутренний долг
2010 319.9 млрд 211.8 млрд 105.1 млрд
2011 432.2 млрд +36.4% 276.7 млрд 155.5 млрд
2012 473.1 млрд +9.5% 299.4 млрд 173.7 млрд
2013 515.5 млрд +9.0% 309.0 млрд 206.5 млрд
2014 584.1 млрд +13.3% 300.0 млрд 284.1 млрд
2015 1100.6 млрд +88.4% 611.7 млрд 488.9 млрд
2016 1572.2 млрд +42.9% 1042.7 млрд 529.5 млрд
2017 1929.8 млрд +22.7% 1240.0 млрд 689.7 млрд

Полностью структура государственного и гарантированного государством долга по данным Министерства финансов Украины на 31.12.2016 показана в следующей таблице:

(в млн. грн.) внешний внутренний всего
государственный долг 980185,3 50.8% 670645,5 34.8% 1650830,8 85.5%
гарантированный долг 259843,4 13.5% 19084,5 1.0% 278927,9 14.5%
совокупный 1240028,7 64.3% 689730,0 35.7% 1929758,7 100.0%

Динамика совокупного государственного долга и ВВП Украины с 2010 по 2016 годы (в млн. грн.):

Государственный долг (всего) Валовой внутренний продукт (ВВП) соотношение
(госдолг / ВВП)
на 01.01.2010 316885 за 2009 913345 34.7%
на 01.01.2011 432235 +115351 +36.4% за 2010 1082569 +169224 +18.5% 39.9%
на 01.01.2012 473122 +40886 +9.5% за 2011 1316600 +234031 +21.6% 35.9%
на 01.01.2013 515511 +42389 +9.0% за 2012 1408889 +92289 +7.0% 36.6%
на 01.01.2014 584114 +68604 +13.3% за 2013 1454931 +46042 +3.3% 40.1%
на 01.01.2015 1100564 +516450 +88.4% за 2014 1566728 +111797 +7.7% 70.2%
на 01.01.2016 1572180 +471616 +42.9% за 2015 1979458 +412730 +26.3% 79.4%
на 01.01.2017 1929759 +357579 +22.7%

В заключение также приводим данные по государственному и гарантированному государством долгу Украины, рассчитанные в долларах США:

Adblock
detector