Что такое государственный кредит в рб

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Читайте также:  За долги по кредитам могут описать имущество без решения суда

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Государственные кредиты — это кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором
Источник: ст. 2 БК РБ

— Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта

— Эту рекламу видят более 10 000 посетителей в день

— Для поднятия рейтинга надо отвечать на вопросы пользователей

Здравствуйте. мой отец, работая всю жизнь (34 года) в сельском хозяйстве трактористом-машинистом должен уйти на пенсию в 56,5 лет (7.04.1963г.р.).но наш кадровик, собирая документы ответил, что право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда у него не имеется, потому что стаж после 2009 года составил более 10 лет. и теперь у него осталось только право на досрочную пенсию. вопрос-почему работники пенсионного не уведомили моего отца об этом заранее и не предложили право выбора. ведь оставаясь работать трактористом, он переработал стаж. куда обжаловать эту безответственность

Читайте также:  Как начислить штраф по кредитному договору

Здравствуйте. Купила кофе машину меньше двух лет назад. Машинка перестала подавать воду и кофе. Я потребовала в сервисном центре диагностику т.к. машинка на гарантии. И в случаи не моей вины могу ли я требовать не заменить запчасти, а заменить машинку? Мне сказали что в РБ вышел закон если запчасть стоит меньше 30% от стоимости машинки, тогда у меня нет такого права заменить на новую.

Экономический суд признал пеню за пользование чужими денежными средствами и проценты, почему истец в заявлении в ОПИ использует слово — долг? а не пеню за пользование чужими денежными средствами и проценты.

спасибо , а то ко мне начали приставать через соц.сети

Правила содержания домашних и хищных животных в РБ регламентируют обращение с животными в населенных пунктах РБ. Распространяются ли они на садовые товарищества (дачные кооперативы)?

· БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как экономическая категория кредит представляет со­бой систему экономических отношений, посредством кото­рой временно свободные денежные средства юридических и физических лиц планомерно распределяются на условиях возвратности с целью расширенного воспроизводства, рос­та внутреннего валового продукта.

Основными задачами государственного займа являются:

· покры­тие дефицита бюджета;

· снижение темпов ин­фляции;

· исполнение бюджета по расходам;

· привлечение средств для инвестиций;

· регулирование денежного обраще­ния.

Государственный займ как самостоятельный финан­сово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступа­ет государство, а кредиторами (заимодавцами) — юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства.

Государственные займы по БК — займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства РБ как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.

Государственные кредиты — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов РБ возникают долговые обязательства перед РБ как кредитором.

Отношения в области государственного займа носят комплексный характер и регулируются нормами как финан­сового, так и гражданского права.

Общая сумма обязательств государства по займам на­зывается государственным долгом. Государственный долг РБ — совокупность внешнего государственного долга РБ и внутреннего государственного долга РБ на определенный момент времени.

В зависимости от срока погашения государственный долг подразделяется на основной и текущий.

Основной государственный долг — вся сумма задолжен­ности государства, по которой не наступил срок платежа.

Текущий государственный долг — задолженность госу­дарства по обязательствам, по которым наступил срок платежа (невостребованные выигрыши, подлежащие по­гашению облигации).

Читайте также:  Банки не дают кредиты что делать помогите форум

Государственные займы бывают внутренние и внешние.

В соответствии со ст. 2 п. 1.19. БК внутренний государственный долг РБ — общая сумма основного долга РБ по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени; 1.18. внутренние государственные займы — государственные займы, привлекаемые от резидентов РБ;

Виды внутренних государственных займов:

· займы Правительства у Национального банка;

· выпуск государственных ценных бумаг;

По договору банковского вклада (депозита) одна сто­рона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад, депозит) и обязует­ся возвратить вкладчику вклад, а также начисленные на вклад проценты на условиях и в порядке, предусмотрен­ных договором (ст. 773 ГК).

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг представлена следующим образом:

— государственные краткосрочные облигации (ГКО);

— долгосрочные государственные облигации (ДГО);

— государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом (ГДО).

К государственным эмиссионным ценным бумагам от­носятся:

— государственные краткосрочные облигации со сро­ком обращения до 1 года;

— государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 1 год и более.

Облигации эмитируются от имени Совета Министров РБ Министерством финансов.

Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юриди­ческих лиц, в том числе иностранных (далее — инвесторы), для финансирования дефицита республиканского бюджета. Объем эмиссии облигаций определяется Министерст­вом финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законо­дательством порядке.

В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

По каждому выпуску облигаций Министерство финан­сов принимает решение, которое должно содержать све­дения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сро­ке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, условиях их размещения, выплатах процент­ного дохода (для процентных облигаций), досрочном по­гашении и обмене облигаций.

Документом, удостоверяющим сведения о выпуске об­лигаций, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов в соответствии с законодательством РБ.

Размещение облигаций среди юридических лиц осу­ществляется путем: продажи на аукционе; прямой продажи Министерством финансов юриди­ческим лицам на условиях, утвержденных этим Министер­ством; их передачи или продажи банкам для их последую­щей реализации.

Размещение облигаций среди физических лиц осуще­ствляется в порядке, установленном Министерством фи­нансов и Комитетом по ценным бумагам при Совете Ми­нистров РБ по согласованию с Нацио­нальным банком.

Учет всех размещенных облигаций производится на сче­тах депо в депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов. Национальный банк выполняет функции центрально­го депозитария и осуществляет контроль за учетом нахо­дящихся в обращении облигаций. Контроль за операциями с облигациями осуществляет На­циональный банк согласно законодательству.

Министерство финансов имеет право:

· досрочного погашения облигаций путем выкупа все­го выпуска или его части;

· обмена облигаций, срок погашения по которым на­ступил, на облигации других выпусков.

Adblock
detector