Что такое кредитная технология обучения в вузе

Особенности кредитной системы обучения студентов педагогического вуза.

В ХХ в. в различных странах мира создано немало вариантов систем использования в учебном процессе кредитных единиц, отличающихся большим разнообразием. Наиболее известные из них — европейская (European Credit Accumulation — ECA), британская (Credit Accumulation and Transfer System — CATS), американская (US Credit System — USCS). Однако в последние 15-20 лет на первый план выдвинулась именно Европейская система перевода и накопления кредитов — ECTS. [ 1]

Уже к 2000 году ECTS получила распространение более чем в 30 странах Европы; количество применяющих ее учебных заведений перевалило за тысячу. После подписания Болонской декларации стало ясно, что данная система достаточно хорошо соответствует идеологии проводимой образовательной реформы, и ее решено было использовать при составлении инновационных образовательных программ, базирующихся на компетентностном и модульном подходах. Опыт вполне удался, и сегодня 40 государств-участников Болонского процесса оценивают ECTS как один из краеугольных камней проводимых преобразований.

В настоящее время, в условиях глобализации, Казахстан один из числа государств внедряющих новую систему образования — систему кредитов, направленную на вхождение в мировое образовательное пространство. Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов в вузах, послужил основанием к развитию инновационных процессов, которые охватили внедрение новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение новых средств обучения, богатейшие возможности которых, открываются благодаря научно-техническому прогрессу. Имеется возможность вариативности, которая позволяет педагогическому коллективу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Выбор технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Кредитная технология — это образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Переход на кредитную систему обучения начался с процесса разработки системы организационно-методических документов, определяющих:

• принципы построения учебного процесса с использованием кредитов (учебные планы);

• регламентирующих методы аттестации учащихся (регламент учебного процесса);

• методики расчета учебной нагрузки преподавателей (свод педагогической нагрузки). [ 4]

Кредитная система обучения предполагает изменение позиций студента и преподавателя в учебном процессе. При вводимой системе студент из пассивно воспринимающей стороны превращается в активного участника учебного процесса. Где-то он становится партнером преподавателя в процессе получения знаний. Вместе с тем, меняется и роль преподавателя, который теперь является не столько источником передачи информации, а сколько учит студента добывать информацию, ее переосмысливать, уметь в дальнейшем использовать знания на практике.

Кредитная система предусматривает организацию студентов на самостоятельное, активное овладение системой знаний, умений, навыков, на накопление творческого опыта, на развитие их учебно-познавательной деятельности, профессионально-познавательных потребностей, интересов.

Согласно требованиям кредитной технологии каждая учебная дисциплина предлагается для изучения как совокупность взаимосвязанных и вытекающих друг из друга проблем, которые студент должен изучить под руководством преподавателя большей частью самостоятельно. Роль преподавателя в данном случае сводится к формулировке проблемы, обоснованию ее актуальности и практической значимости и к общему руководству познавательно-творческой деятельностью студента. [5]

Применение этой технологии требует резкого сокращения объема обязательных групповых занятий студентов с преподавателем в учебной аудитории. Соответственно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента и его индивидуальную работу с преподавателем. Изменяется и характер контроля за усвоением знаний студентов. Его главным назначением становится оценка эффективности активной поисково-познавательной деятельности студента.

Читайте также:  Может ли виза электрон быть кредитной

В этой связи возникает ряд проблем психолого-педагогического плана, которые можно классифицировать следующим образом:

• адаптация студента к новой системе;

• адаптация преподавателя к новой системе.

Преимуществом кредитной системы обучения является также то, что она требует постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом. При данной системе необходимо обеспечение учебного процесса методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. [6]

Этот процесс инициирует:

— совершенствование механизмов управления учебным процессом на основе создания банка данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов и телекоммуникационных сетей;

— совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого;

— создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. [7]

Поскольку образовательной процесс в высшем учебном заведении – это процесс организации студентов на самостоятельное активное овладение системой знаний, умений, навыков, на накопление творческого опыта, на развитие их учебно-познавательной деятельности, профессионально-познавательных потребностей и интересов, то и об эффективности инноваций можно будет судить по изменениям, происходящим в образовании и развитии самих студентов.

Применение определенной технологии деятельности преподавателя – это творческий процесс, состоящий в анализе целей образования, возможностей студентов и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически — это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую преподаватель, как правило, не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия.

Однако технологии обучения рассматриваются не только как деятельность преподавателя, но и как дидактические системы, которые могут выступать и как самостоятельные педагогические категории, отдающие предпочтение тем или иным формам, методам и средствам обучения, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Некоторые из них получили общепринятое название, например, программированное обучение, проблемное обучение, интерактивное обучение.

Несмотря на все вышеизложенное коллективами высших учебных заведений проделан большой объем методической и учебно-организационной работы: разработаны типовые учебные планы, включающие набор дисциплин в соответствии с ГОСО и элективные дисциплины, учитывающие потребности рынка труда, введены образовательные программы интегрированных учебных курсов, скорректированы названия дисциплин. Составлены типовые и рабочие программы, определена педагогическая нагрузка, выполняются методические разработки с учетом особенностей кредитной технологии, разрабатываются и внедряются в учебный процесс активные раздаточные материалы. Опыт внедрения кредитной системы обучения не велик, но планы и задачи, которые предстоит решить, огромны.



В Костанайском государственном университете имени А.Байтурсынова все студенты обучаются по кредитной технологии обучения.

К редитная технология обучения – это образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета знаний в виде кредитов. Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет набранных кредитов от первого до последнего курса.

Читайте также:  Вуз банк дает ли кредит с плохой кредитной историей


Кредит
– унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода.

Академический период – период теоретического обучения, который представляет собой семестр продолжительностью 15 недель.

П родолжительность теоретического периода на всех курсах, кроме выпускного, составляет 30 недель. Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации (итогового контроля), практик и каникул. Период промежуточной аттестации именуется экзаменационной сессией. Различают зимнюю и летнюю экзаменационные сессии, при этом летняя сессия является переводной, по результатам которой издается приказ ректора о переводе с курса на курс. Каникулы предоставляются студентам после каждого академического периода.

Н а каждый учебный год для всех специальностей составляются академические календари.


Академический календарь – график проведения учебных и контрольных мероприятий в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников).

З анятия проводятся 6 дней в неделю: с понедельника по субботу.

П еречень курсов, которые студент изучает в определенной логической последовательности, называется образовательной траекторией.

В се дисциплины подразделяются на обязательные и элективные.


Обязательный компонент
– дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения, устанавливаются государственным стандартом образования специальности.

Компонент по выбору (элективные дисциплины) – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых высшими учебными заведениями, выбираемых самостоятельно и изучаемых студентами в любом академическом периоде.

В ыбор дисциплин студентами первого курса осуществляется до начала учебного года, а студентами старших курсов в середине второго семестра.

П осле выбора дисциплин составляется индивидуальный учебный план (ИУП) студента.


Индивидуальный учебный план – документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался и количество кредитов или академических часов; индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного студента.

З а каждой группой закрепляется эдвайзер – преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формирования индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения.


Вы всегда можете обратиться к своему эдвайзеру по любому интересующему вас вопросу и получить квалифицированный ответ.

Э двайзер проводит со своими студентами индивидуальные и групповые консультации. Расписание консультаций эдвайзера вы можете найти на факультетском информационном стенде.

С тудент имеет право отказаться от своего эдвайзера, представив заведующему выпускающей кафедры (который несет ответственность за вашу специальность) или декану факультета мотивированное заявление об отказе.


Если Вы не получили силлабус, спросите его у старосты группы или ведущего преподавателя.

УМКД для студента включает в себя следующие документы: программу обучения по дисциплине (Syllabus); лекционный комплекс; планы практических (семинарских) занятий; методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных работ, курсовых работ (проектов); материалы для самостоятельной работы студентов, по контролю и оценке учебных достижений студентов.


Силлабус – учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы.

Кредитная технология обучения – это новая для Казахстана, но не для мировой практики высшего образования организация учебной деятельности студента. Поскольку школы не применяют кредитную технологию совсем, а вузы Казахстана только перешли к ней, то Вам нужно ознакомиться с новыми принципами и правилами обучения.
Кредитная технология основана на принципах:

  1. построения индивидуальной образовательной траектории студента;
  2. преобладания самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины;
  3. систематического контроля за результатами самостоятельной работы;
  4. оценивания учебных достижений на основе накопительной системы оценок.
Читайте также:  Можно ли переоформить потребительский кредит на жилищный

Основные принципы организации обучения по кредитной технологии представлены на рис. 1.
Покажем, как практически реализуются эти принципы кредитной технологии.

1. Построение индивидуальной образовательной траектории.

2. Преобладание самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Объем усваиваемого Вами материала по дисциплине вычисляется в кредитах. Один кредит – это 45 академических часов (1 академический час – это 50 минут контактных с преподавателем занятий, кроме физического воспитания, лабораторных работ и практик всех видов). Из этих 45 часов только 15 часов отводится на лекции и семинары, а 30 часов – на самостоятельную работу студентов, причем 15 часов студент занимается самостоятельно под руководством преподавателя, а 15 – абсолютно автономно по заданиям, которые даны преподавателем.
Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать Вам условия для плодотворной самостоятельной работы. Для этого институт предоставляет Вам Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), содержащий необходимый минимум учебной информации, а также задания для самостоятельной работы со сроками и формами отчетности по их выполнению.

3. Систематический контроль за результатами самостоятельной работы

где: Р1– процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
И% – итоговая оценка в процентном содержании.
Из формулы Вы видите, что итоговая оценка по дисциплине существенно зависит от оценок, полученных на рубежных контролях, которые отражают качество Вашей самостоятельной работы. Таким образом, при кредитной технологии основную роль в высоких результатах обучения играет систематичность и качество самостоятельной работы студента.
Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице 1.

Таблица 1. Многобалльная буквенная система оценки знаний

4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

По окончании учебного года вуз подсчитывает Ваш переводной балл по формуле:

где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте;
К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах;
n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения.
В случае, если Ваш переводной балл не ниже установленного вузом, то Вы переводитесь на следующий курс. При переводном балле, более низком, чем установленный институтом, вы становитесь второгодником.
В институте установлены следующие переводные баллы: на второй курс – не менее 1,67, на третий – не менее 2,0, на четвертый – не менее 2,25.
Вы заметили, что в подсчет GPA входят все оценки, полученные Вами в предыдущий период обучения, то есть, например, на третьем курсе в GPA войдут все оценки за 1, 2 и 3 курсы. Так что боритесь за каждую оценку, за каждый балл буквально с первого сентября.

Adblock
detector