Что такое кредитное кладбище

Скоринг – это есть просто взвешенная сумма детерминантов кредитоспособности заемщиков, веса в этой сумме характеризуют значимость или риск какого-то показателя заемщика, и насколько сильно этот показатель влияет на общее кредитное качество. Для того, чтобы эти коэффициенты получить, нужна статистика, 90-95 процентов моделей скоринга — статистические. Нет кредитного кладбища – нет скоринга. Поэтому банк обязательно должен нести потери для того, чтобы построить свою скоринговую модель.

Если бы банки дружно сдавали информацию о своих заемщиках в кредитное бюро, то информация, для построения моделей скоринга для Российской Федерации, которые имели бы региональную специфику, учитывали отраслевую специфику заемщиков, учитывали социальную страту, которая движет заемщиком, могла быть собрана быстрее. Разработанный скоринг был бы эффективнее и качественнее.

Поскольку в законе есть, на мой взгляд, слабые места, например, банки должны согласовывать со своими заемщиками передачу информации о них в кредитное бюро. Это делает закон очень слабым, выхолащивает его практическую значимость для банковской системы. И самое главное, лишает банки возможности строить эффективные модели скоринга. Потому что возможность построить кредитное кладбище у одного банка – меньше, суммарные потери, которые банки будут нести, будут существенно выше.

Параметры скоринговой модели помимо того, что они должны учитывать региональную, отраслевую и социальную специфику заемщиков, должны быть привязаны к размерам кредитной программы банка. У одного банка шансов набрать хорошее кредитное кладбище, теряя средства по выданным кредитам существенно меньше, чем у множества банков. Риски, при построении универсальной модели, можно было бы существенно снизить за счет механизма бюро кредитных историй.

Я хотел бы обратить внимание еще на один очень важный аспект этой проблемы. Мало выбрать правильные параметры, надо еще очень правильно сформировать вопросы анкеты. И, к сожалению, далеко не всегда вопросами анкеты и ответами на них, можно адекватно заполнить информацию о доходах и расходах потенциального заемщика. Для оценки доходов мало задавать вопросы, на мой взгляд, надо обязательно учитывать региональную и социальную специфику потребления конкретных слоев населения. И если этого не сделано, то скоринговая модель будет не очень адекватной.

Эта информация берется отнюдь не из ответов на вопросы скоринговой анкеты. В силу этого могу констатировать тот факт, что хорошая скоринговая модель обязательно помимо вопросов и ответов на них анкеты, должна учитывать гораздо более широкий пласт информации. Это макроэкономическая, это региональная, это отраслевая, это социальная специфика заемщика. Эта информация должна включаться в модель, иначе она хорошо работать не будет.

Теневой сектор нашей экономики достаточно большой, поэтому скоринговые модели и утилиты, которые являются внешними по отношению к скоринговым моделям, но включены в скоринговую оценку, должны обязательно оценивать реальные доходы населения. То есть не декларируемые доходы, которые можно оценить с помощью справки НДФЛ-2, а то, сколько действительно этот человек, работающий в этом месте на этой должности, принадлежащий к этой социальной страте, живущий в этом регионе, может получать. Еще раз подчеркну, что только по вопросам анкеты, восстановить эту информацию, я считаю, не возможно. Надо пользоваться гораздо более широким пластом информации.

Российское банковское сообщество лоббирует принятие закона о банкротстве у нас, насколько я знаю. И, на мой взгляд, он был бы крайне полезен. Потому что он вводит регламент на взаимоотношения между банком и заемщиком, который не сумел расплатиться по кредиту. Поэтому закон о банкротстве и коллекторских агентствах – это очень нужные законы. Все это должно помочь российской банковской системе стать существенно более устойчивой.

Читайте также:  Как взять кредит онлайн на 500000

Из чего состоит кредитный риск?
Одновременно с быстрым ростом кредитного рынка в России в первом десятилетии XXI в. возросли и риски, связанные с кредитным бизнесом. В силу этого повышается и значимость методик оценки кредитоспособности заемщиков для российских банков. Но для создания и использования методик измерения и управления кредитными рисками необходимо сначала разобраться с тем, какие виды кредитного риска существуют и как они соотносятся друг с другом. На рис. 1 представлена иерархия видов кредитного риска, которая формируется в трехуровневую структуру.

На рис. 2 на горизонтальной оси откладывается значение скорингового балла, рассчитываемого моделью, а на оси ординат — соответствующая данному скоринговому баллу вероятность дефолта заемщика. Как видно из рисунка, рост скорингового балла заемщика сопровождается падением вероятности его дефолта: чем выше скоринговый балл, тем более устойчив конкретный заемщик к проявлению кредитного риска. Рисунок иллюстрирует эту зависимость: если в банк обратятся 100 человек, у которых скоринговый балл превышает 800, то только один из них не вернет взятые средства. И наоборот, если в компанию обратятся 100 человек со скоринговым баллом 499 и менее, то 87 из них не вернут средства, взятые в долг. Таким образом, кредитуя заемщиков с высоким значением скоринга, банк уменьшает вероятность невозврата кредитов. Тем самым уменьшаются потери и увеличивается прибыль от кредитной деятельности без снижения стандартов кредитования.

Как устроен скоринг? Что внутри?
Для создания систем скоринга необходимо несколько ингредиентов. Их рассмотрение начнем с анализа моделей скоринга, используемых для оценки кредитоспособности предприятий, поскольку именно для предприятий уже разработаны модели скоринга, структура которых описана в научной периодике. Наиболее известной из таких моделей является модель Э. Альтмана, первый вариант которой был разработан в 1968 г. на основе статистических данных менее чем 70 американских компаний, половина из которых обанкротилась. Эта модель предназначена для оценки кредитоспособности крупных публичных компаний базовых отраслей американской экономики. Модель Альтмана не может быть использована для оценки кредитоспособности, например, предприятий малого бизнеса. Поэтому в 1984 г. исследователем Д. Фулмером была создана специальная модель оценки кредитоспособности малых предприятий с годовым оборотом около $0,5–1 млн. Третья из рассматриваемых нами моделей создана всемирно известной фирмой Fair Isaaс — признанным лидером в разработке моделей скоринга для кредитования физических лиц. Это одна из наименее публичных моделей, о внутреннем устройстве которой известно немного. Может ли что?то объединять модели скоринга для столь различных объектов: крупных предприятий, предприятий малого бизнеса и физических лиц? Оказывается — да, может! Этим объединяющим моментом для всех трех типов моделей является равенство:

где Z — значение оценки скоринга (скоринговый балл);
ak — весовые коэффициенты, характеризующие значимость факторов риска;
Xk — факторы риска, определяющие кредитоспособность заемщика.

где коэффициенты модели принимают значения 1,2; 1,4; 3,3; 0,6; 0,999 и являются весами, определяющими значимость факторов риска; символы A, B, C и т.д. — факторы риска. Например, А — отношение оборотного капитала к совокупным активам; В — отношение нераспределенной прибыли прошлых лет к совокупным активам; С — отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к совокупным активам; D — отношение рыночной капитализации к полной балансовой стоимости долговых обязательств; Е — отношение объема реализации к совокупным активам.
В модели Фулмера аналогичная формула для оценки кредитоспособности приобретает следующий вид:

Читайте также:  Как сделать заявку на кредит без электронной почты

где V1 — отношение нераспределенной прибыли прошлых лет к совокупным активам;
V2 — отношение объема реализации к совокупным активам;
V3 — отношение прибыли до уплаты налогов к совокупным активам;
V4 — отношение денежного потока к полной задолженности;
V5 — отношение долга к совокупным активам;
V6 — отношение текущих пассивов к совокупным активам;
V7 — логарифм материальных активов;
V8 — отношение оборотного капитала к полной задолженности;
V9 — логарифм отношения прибыли до уплаты процентов и налогов к выплаченным процентам.

Очевидно, что первой проблемой, с которой мы столкнемся при переходе к измерению кредитного риска малых и средних предприятий, является тот факт, что для этого типа заемщиков не накоплен достаточный фактический материал. Для сохранения универсальности предложенной нами функциональной архитектуры и состава модулей, формирующих систему управления транзакционной частью кредитного риска, мы предлагаем несколько расширить логическую модель скоринга для предприятий МСБ. Предлагаемое расширение представлено блок-схемой на рис. 6.

Места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения.
2. Перечни кладбищ, на территории которых возможно предоставление мест для создания семейных (родовых) захоронений, утверждаются органами местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие общественные кладбища.
(п. 2 в ред. Закона МО от 24.12.2004 N 190/2004-ОЗ)
3. Площадь зоны семейных (родовых) захоронений на территории общественного кладбища не должна превышать 1/3 общей площади зоны захоронения общественного кладбища.
4. Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений.
5. Для решения вопроса о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения в уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела предоставляются следующие документы:
а) заявление о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения с указанием круга лиц, которых предполагается похоронить (перезахоронить) на месте семейного (родового) захоронения (далее — лица, указанные в заявлении);
б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с приложением подлинника для сверки;
в) копии документов, подтверждающих степень родства лиц, указанных в заявлении, с приложением подлинников для сверки (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении и т.п.).
Не допускается требовать с заявителя предоставления документов, не предусмотренных настоящим Законом.
Все представленные документы принимаются по описи, копия которой вручается заявителю в день получения всех необходимых документов, указанных в настоящей статье, с отметкой о дате их приема.
Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела обеспечивает учет и хранение представленных документов.
6. Решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в срок, не превышающий двух календарных недель со дня получения заявления со всеми документами.
При непосредственном осуществлении погребения умершего решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в день предоставления заявителем в уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела (не позднее одного дня до дня погребения) медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, а также документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
7. Размер места для создания семейного (родового) захоронения с учетом бесплатно предоставляемого места родственного захоронения не может превышать 12 кв. метров.
8. За резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения (далее — резервирование места под будущие захоронения), взимается плата в следующем размере: за 1 кв. метр резервируемого места под будущие захоронения — 10000 рублей.
Плата за резервирование места под будущие захоронения является единовременной и осуществляется в установленном порядке через кредитные организации.
9. Средства, полученные за резервирование места под будущие захоронения, учитываются в доходах бюджетов муниципальных образований Московской области.
(в ред. Закона МО от 24.12.2004 N 190/2004-ОЗ)
10. Уведомление о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения вручается или отправляется почтовым отправлением с уведомлением о его вручении (далее — направляется с уведомлением) заявителю в письменной форме в срок, установленный в пункте 6 настоящей статьи, с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты платежа за резервирование места под будущие захоронения.
11. Уведомление об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения вручается или направляется с уведомлением заявителю в письменной форме в срок, установленный в пункте 6 настоящей статьи, с указанием причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом.
Отказ в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения допускается в случаях, если:
а) заявитель является недееспособным лицом;
б) в представленных заявителем документах обнаружены (выявлены) недостоверные (искаженные) данные;
в) заявитель не представил документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи.
Заявитель вправе обжаловать отказ в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения в судебном порядке.
12. Администрация кладбища на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения и платежного документа, подтверждающего факт уплаты платежа за резервирование места под будущие захоронения, осуществляет в срок, не превышающий семи календарных дней, его предоставление (не позднее одного дня до дня погребения в случаях, установленных в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи).
Одновременно с предоставлением места для создания семейного (родового) захоронения администрацией кладбища оформляется и вручается удостоверение о семейном (родовом) захоронении лицу, на которого зарегистрировано данное место захоронения.
В удостоверении о семейном (родовом) захоронении указываются: наименование кладбища, на территории которого предоставлено место для создания семейного (родового) захоронения, размер семейного (родового) захоронения, место его расположения на кладбище (номер квартала, сектора, участка), фамилия, имя и отчество лица, на которого зарегистрировано семейное (родовое) захоронение, а также фамилии, имена и отчества лиц, указанных в заявлении.
Информация о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения передается администрацией кладбища уполномоченному исполнительному органу в сфере погребения и похоронного дела в течение трех рабочих дней со дня его предоставления для внесения соответствующих сведений в реестр семейных (родовых) захоронений.
В отношении муниципальных кладбищ, расположенных в сельских поселениях, полномочия, указанные в настоящем пункте и в статье 16 настоящего Закона, могут быть переданы в установленном порядке уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела территориальным структурным подразделениям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
13. Подзахоронение на месте семейного (родового) захоронения осуществляется на основании документов, указанных в пункте 8 статьи 22 настоящего Закона, а также удостоверения о семейном (родовом) захоронении и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
По письменному ходатайству лица, на которого зарегистрировано семейное (родовое) захоронение, на месте семейного (родового) захоронения могут быть погребены родственники, не указанные в удостоверении о семейном (родовом) захоронении.

Читайте также:  Дает ли кредит банк восточный если в это банке уже есть кредит

Adblock
detector