Что такое кредитное политика в кыргызстане

Основной целью государственного регулирования денежно-кредитной политики в 2007 году в Кыргызстане будет оставаться поддержание стабильности общего уровня цен, как условия роста экономики. Такие факторы, как растущий совокупный спрос, изменения во внешней конъюнктуре, тарифная политика естественных монополий, рост заработной платы государственных служащих, плавная динамика обменного курса и растущий спрос на национальную валюту на фоне снижения долларизации экономики, а также сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, будут предопределять динамику инфляции в 2007 году.

Учитывая сохраняющуюся в последние годы ремонетизацию экономики и ожидаемые темпы экономического роста в предстоящем году, рост денежной массы М2 в 2007 году ожидается на уровне 24-26 процентов.

Будет продолжена политика плавающего обменного курса и проведение валютных операций в целях реализации денежно-кредитной политики, поддерживая международные резервы на уровне не менее 3,9 месяца импорта товаров и услуг.

Будет продолжена работа по повышению эффективности имеющихся в распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, по внедрению новых инструментов, а также работа по унификации и дальнейшему развитию рынка государственных ценных бумаг, что будет способствовать углублению и повышению устойчивости финансового рынка.

В целях улучшения структуры баланса НБКР будут приняты меры по реструктуризации государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле НБКР.

С целью снижения рисков в банковской системе, возникших по причине значительного роста кредитования частного сектора, будут проводиться мероприятия по укреплению банковской сферы путем повышения качества надзора. В 2007 году будет продолжена работа по обеспечению внедрения системы защиты депозитов, что приведет к повышению доверия населения к коммерческим банкам.

Для поддержания упорядоченного развития небанковского сектора и расширения доступа населения к финансовым услугам в отдаленных сельских регионах будут проводиться мероприятия по реализации Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования на 2006-2010 годы.

Углублению финансового рынка будут способствовать меры по совершенствованию платежной системы республики в рамках реализуемой государственной программы по модернизации платежной и банковской систем, направленной на широкое внедрение безналичных расчетов в экономике. Планируется дальнейшее развитие системы пакетного клиринга и единого межбанковского процессингового центра, призванных обеспечить проведение безналичных расчетов во всех регионах республики.

При значительном изменении конъюнктуры на мировых рынках, повышении государственных тарифов и административно устанавливаемых цен на товары и услуги, а также в случае пересмотра официальных прогнозных данных по макроэкономическим показателям, в том числе по республиканскому бюджету, могут быть внесены соответствующие коррективы по целевому показателю инфляции.

Объемы и направления банковских инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства должны определяться исключительно собственной политикой банков. Действие трансформационного механизма (банковский капитал => инвестиции в экономику) зависит не только от стороны, обеспечивающей предложение инвестиционного капитала, но и от стороны, предъявляющей спрос на него. К сожалению, сегодня большинство предприятий реального сектора, попросту говоря, не готово к приему широкомасштабных инвестиций на стандартных для всех современных рыночных экономик условиях (кредитор-инвестор требует от заемщика финансовой прозрачности и эффективного освоения соответствующих средств). Поэтому без активного участия государства в процессе регулирования инвестиционной деятельности коммерческих банков вряд ли удастся изменить сложившуюся ситуацию.

Читайте также:  Что будет с вкладами в банке финансы и кредит

Наряду с этим необходимо отметить, что государственное регулирование призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования (и не заменять их директивным управлением), а способствовать созданию благоприятных условий для активизации деятельности всех участников инвестиционного процесса. Поэтому задачей государства на современном этапе развития макросистемы является объединение преимуществ государственного и рыночного регулирования. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение инвестиционных ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование инвестиционного процесса должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных мероприятий в инвестиционной сфере требует использования более гибких и смешанных форм инвестирования.

В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимы, поэтому важно их оптимальное сочетание: нельзя абсолютизировать роль государства в инвестиционном процессе и недооценивать роль рыночных инструментов. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности государства, не признавая роль саморегуляции и активизации инвестиционной деятельности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные задачи.

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности коммерческих банков заключаются в том, что оно включает в себя прежде всего содействие формированию предложения инвестиционного капитала, стимулированию спроса на него, а также создание банковской системы, способной обеспечить перераспределение этого капитала — с сохранением устойчивости самого банковского сектора. Последнее условие возможно лишь при развитии альтернативных источников удовлетворения инвестиционного спроса, поскольку инвестиционный потенциал, необходимый для обеспечения роста экономики Кыргызстана, не может аккумулироваться преимущественно (тем более исключительно) в коммерческих банках. На практике это означало бы концентрацию системных рисков и удорожание стоимости заимствований. Диверсификация финансового посредничества через развитие фондового рынка необходимое условие для повышения эффективности деятельности банковской системы по перераспределению капитала.

Поэтому, сегодня для развития инвестиционного процесса в стране в целом и деятельности банков как инвесторов народного хозяйства в частности в центр внимания выходит политика государства, направленная на регулирование спроса на инвестиционный капитал. Необходимо создать условия для оживления инвестиционной активности экономических агентов в приоритетных отраслях экономики, повышения их инвестиционной привлекательности, стимулирования деятельности банков в этих отраслях. В руках государства находятся мощные рычаги косвенного воздействия на объемы и направления инвестиционных потоков, грамотное использование которых способствует, во-первых, повышению роли банковского участия в модернизации и структурной перестройке народного хозяйства; во-вторых, снижению банковских рисков при инвестировании реального сектора экономики.

Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует обшив принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

Читайте также:  Какой процент по кредиту в январе

Прежде всего формулируется общая цель политики, например, предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. Меморандум определяет предельные суммы кредитов, но которым могут принимать решения сотрудники разных должностных категорий.

В документе указывается, выдачу каких видов ссуд администрация банка считает желательной, а от каких рекомендует воздержаться. Желательны персональные ссуды под залог домов. В то же время банк не рекомендует расширять выдачу ссуд для долгосрочных инвестиций, ссуд лицам с сомнительной репутацией, ссуд под акции компаний закрытого типа и т.д.

В документе могут быть определены географические районы, где желательна кредитная экспансия банка.

В меморандуме должны содержаться правила о порядке выдачи кредитов собственным служащим банка, о процедуре взыскания

просроченной задолженности, об овердрафтах и т.д.

Разумеется, меморандум содержит лишь общие ориентиры и рекомендации. Он не должен сковывать инициативу практических работников. Например, вопреки запрету выдавать кредит фирмам с неустойчивым финансовым положением кредитный работник может выдать кредит мелкой фирме, имеющей некоторые погрешности в балансе, под дополнительное обеспечение в виде личной собственности, принадлежащей главе фирмы (например, под залог его дома), что позволит гарантировать возврат ссуды.

Примерная структура меморандума о кредитной политике

Банк должен определить для себя типы кредитных операций, производимых им. Это должно быть отражено во внутренних документах, определяющих кредитную политику банка. Банк может производить как все виды кредитования, так и выбрать. для себя какие-либо приоритетные виды, сообразуясь со своими возможностями, желаниями и опытом.

Кроме этого, банк должен оговорить в своих внутренних нормативных документах политику оценки кредитов. Необходимы также документы, обуславливающие расчет процентной ставки по кредитам, порядок работы с текущими, проблемными и невозвратными кредитами, порядок создания и использования резерва на покрытие потенциальных потерь, а так же полномочия и обязанности работников банка, связанных с работой по кредитам.

Помимо существующих экономических нормативов, банк, основываясь на глубоком анализе своей деятельности и исходя из своих целей и принципов, может разработать собственные нормативные коэффициенты, обуславливающие долевое разделение кредитного портфеле банка, с тем, чтобы избежать возможного риска концентрата и расширить сферы кредитования. Так, например, банк может оговорить в своих внутренних документах лимиты и приоритетный порядок кредитования определенных отраслей либо клиентов а также различные меры стимулирования и ограничения.

Банку также необходимо отразить в своих документах иерархическое распределение степени, полноты и области ответственности работников банка, принимающих решения о выдаче кредитов с указанием всех полномочий, обязанностей, а также лимитов сумм, которые уполномочен выдавать каждый уровень этой градачии.

Во внутренних документах банка должно быть определено распределение полномочий на утверждение кредита.

Помимо этого, банк должен детально оговорить порядок кредитования, отразив в своих документах все стадии, начиная с момента подачи заявки на получение кредита. В нормативных документах банка должны приводиться также все виды и формы внутренней отчетности, разработанные банком по работе, связанной с кредитованием.

Читайте также:  Как взять кредит на обучение в беларусбанке

Кроме этого, особенно важно отразить во внутренних документах банка все мероприятия и процедуры, обеспечивающие должный уровень последующего контроля на каждой из нижеприведенных стадий работы с кредитами.

Наличие четкой и детальной кредитной политики банка способствует ведению правильной работы с кредитами и обеспечивает прибыльность работы банка.

Банк обязан регулярно пересматривать свою кредитную политику, и достаточно гибко реагировать на изменения, происходящие в экономике республики. Очень важно, чтобы во внутренних документах банка были четко определены все процедуры и условия кредитования, а также обстоятельства, при которых они могут изменяться.

Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует обшив принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

Прежде всего формулируется общая цель политики, например, предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. Меморандум определяет предельные суммы кредитов, но которым могут принимать решения сотрудники разных должностных категорий.

В документе указывается, выдачу каких видов ссуд администрация банка считает желательной, а от каких рекомендует воздержаться. Желательны персональные ссуды под залог домов. В то же время банк не рекомендует расширять выдачу ссуд для долгосрочных инвестиций, ссуд лицам с сомнительной репутацией, ссуд под акции компаний закрытого типа и т.д.

В документе могут быть определены географические районы, где желательна кредитная экспансия банка.

В меморандуме должны содержаться правила о порядке выдачи кредитов собственным служащим банка, о процедуре взыскания

просроченной задолженности, об овердрафтах и т.д.

Разумеется, меморандум содержит лишь общие ориентиры и рекомендации. Он не должен сковывать инициативу практических работников. Например, вопреки запрету выдавать кредит фирмам с неустойчивым финансовым положением кредитный работник может выдать кредит мелкой фирме, имеющей некоторые погрешности в балансе, под дополнительное обеспечение в виде личной собственности, принадлежащей главе фирмы (например, под залог его дома), что позволит гарантировать возврат ссуды.

Примерная структура меморандума о кредитной политике

Adblock
detector