Что такое военные кредиты в первую мировую войну

В 1913 году Россия по уровню производительных сил стояла в одном ряду с Францией и Японией, государственные доходы страны превышали расходы, и остаток свободных средств в казне достиг 433 млн. рублей. Кроме того, Россия увеличила добычу золота и серебра, пополнила запасы золота за счет внешней торговли. Золотой запас увеличился за 1881-1897гг. более чем в 3,5 раза и достиг 1 млрд. рублей, а к 1914 году составлял небывалую сумму – 1,7 млрд. рублей, что превышало фонды английского, французского и германского банков. В 1895-1897 годах министр финансов России С.Ю. Витте проводит денежную реформу, с задачей ввести золотой монометаллизм, укрепить курс бумажного рубля и обеспечить свободный размен кредитного рубля на золото. К этому времени сложившийся курс кредитного рубля к золоту составлял 1 рубль 50 копеек за 1 рубль золотом.

В конце XIX века сложилась международная система золотомонетного стандарта. Россия одной из последних стран ввела золотомонетный стандарт. С 1897 года Государственный банк России начал свободную продажу и покупку золотых монет на кредитные билеты по фиксированному курсу. Это укрепляло курс рубля к другим валютам. Кредитные билеты, золотая, серебряная и медная монеты стали обращаться как равные в соответствии со своим номиналом. Кредитные билеты стали деньгами в их классической форме. К началу первой мировой войны денежное обращение в России находилось в расцвете. На 1 января 1914 г. кредитных билетов было на сумму 1 664 млн. рублей.

Золотой запас государственного банка составлял 1 695 млн. рублей, из них 1 528 млн. рублей находилось внутри страны и 167 млн. рублей за границей, что обеспечивало золотое покрытие билетов на 101,8% и оставляло эмиссионное право свободным, в размере 330,5 млн. рублей. Денежных знаков находилось в обращении на сумму 2 231 млн. рублей, в том числе монет золотом на 494,2 млн. рублей, полноценным серебром на 123 млн. рублей, разменным серебром на 103 млн. рублей, медью на 18 млн. рублей2 . Перед началом войны министр финансов П. Барк принимает экстренные меры, чтобы спасти золотой запас страны. На заседании Государственной думы он потребовал прекратить размен кредитных билетов на золото «безотлагательно, так как каждый день промедления вел бы к сокращению золотых запасов; сохранение же золота является вернейшим залогом для скорейшего восстанов-

В этом состоит одна из существеннейших сторон так называемой финансовой боевой готовности6 . Россия была весьма далека от этого. Уже на втором году войны наступил финансовый кризис, который в последующие годы все более углублялся. Война дезорганизовала до основания все народное хозяйство. Хотя подавляющая часть производственного аппарата страны была переключена на выпуск вооружения, боеприпасов и предметов военного снаряжения, тем не менее, промышленность не могла выполнить все новые заказы. В связи с этим значительная сумма открытых кредитов ежегодно оставалась неиспользованной. За 1914-1916 гг. Совет Министров открыл кредиты на 27 188 млн. рублей, израсходовано же было 25 046,2 млн. рублей7 .

Война с первых же дней вызвала громадное увеличение расходов. Численность армии возросла с 1,36 млн. человек (контингент мирного времени) до 10,8 млн. – на 1 января 1917г. Одно лишь проведение мобилизации и переброски армий потребовало крупных затрат. В дальнейшем военные расходы нарастали из месяца в месяц, увеличившись с 826 млн. рублей в 1913г. до 14,5 млрд. рублей – в 1916г. и 10 млрд. рублей – за первую половину 1917г. Во второй половине 1914 года военные расходы равнялись в среднем 10-12 млн. рублей в день, в первой половине 1915г. – 19 млн. рублей и во второй – 28 млн., в 1916г. – соответственно 35 и 46 млн., в первой половине 1917г. – 55 млн. рублей8 . Финансовое напряжение усугублялось тем, что с началом войны царское правительство в интересах успешного ведения войны вынуждено было отказаться от важнейшего источника доходов – казенной продажи водки, что уменьшало бюджетные поступления ежегодно почти на миллиард рублей.

Читайте также:  Как взять кредит пенсионеру в мдм банке

Для покрытия военных расходов, законом от 27 июля 1914 года, правительство России предоставило Государственному банку право выпустить в обращение дополнительно 1,2 млрд. рублей кредитных билетов без покрытия золотом, а положение Совета Министров от 17 марта 1915 года еще на 1 млрд. рублей. Таким образом, в обращении стало 2,5 млрд. необеспеченных денег. В следующем году указом от 29 августа 1916года право госбанка на выпуск необеспеченных золотом кредитных билетов было увеличено до 5,5 млрд. рублей, а положением Совета Министров от 27 декабря 1916 года – до 6,5 млрд. рублей. Крупные выпуски кредитных билетов привели к быстрому росту их массы в обращении. На 1 января 1914 г. их было в обращении 1 633 млн. рублей, на 1 января 1915 г. – 2 947 млн. рублей, на 1 января 1916 г. – 5 617 млн. рублей, на 1 января 1917 г. – 9 103 млн. рублей11.

К началу 1916 года денежная масса в обращении состояла исключительно из бумажных денежных знаков, быстро обесценивающихся. Количество кредитных билетов в обращении увеличилось почти в шесть раз, реальное процентное отношение золотого запаса к массе кредитных билетов составляло на 1 января 1917 года только 16,2%. Выпуск кредитных билетов правительство использовало для закупки сырьевых и продовольственных ресурсов, необходимых для ведения войны. Обесценение денег в результате огромного выпуска кредитных билетов приобрело форму эмиссионного налога на население. Снижение покупательной способности рубля уменьшило и без того скромные денежные накопления рабочих и крестьян.

Внутреннее обесценение денежной единицы, в отличие от наблюдавшегося в подобных случаях в других странах, было опережающим. Внешнее обесценение сдерживалось миллиардными кредитами, которые Россия получала от союзников, особенно от Англии и Франции, и теми мероприятиями, которые правительство тогда проводило для урегулирования валютного рынка и валютных отношений. Таким образом, кризис финансовой системы, хроническая инфляция, довершившие развал народного хозяйства России, – таков результат политики самодержавия, находившегося накануне своего крушения. Все более углублявшийся экономический и финансовый кризис, в свою очередь, вызывал и обострял кризис политический.

1 Рылов И.И., Соболин В.И. Монеты России и СССР. Каталог. – М., 1994. – С. 116-120.

2 Гусаков А.Д. Очерки по денежному обращению России. – М., 1946. – С. 7.

3 ХарламовЛ.А. Твердые деньги России. – С. 21.

6 Боголепов М.И. Государственный долг. – СПб., 1910. – С. 163.

7 Дьяченко В.П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. – Ч.1. – М., 1947. – С. 28.

9 Михайлов И.А. Государственные доходы России во время войны. – М.,1934. – С. 148-149.

ВОЕННЫЙ ЗАЕМ — (war loan) Государственные ценные бумаги, выпущенные во время войны; у них нет даты погашения, они приносят только 3½ % дохода и стоят менее половины указанного на них номинала. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир .… … Словарь бизнес-терминов

Читайте также:  Что делать если судебный приказ по кредиту мной не получен

военный заем — Государственные ценные бумаги, выпущенные во время войны; у них нет даты погашения, они приносят только 3,5 % и стоят менее половины указанного на них номинала. [http://www.vocable.ru/dictionary/533/symbol/97] Тематики финансы EN war loan … Справочник технического переводчика

заем государственный — Заем, осуществляемый государством для покрытия каких либо расходов (например военный заем) или проведение тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

ЗАЕМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — заем, осуществляемый государством для покрытия каких либо расходов (например военный заем) или проведение тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств … Большой бухгалтерский словарь

ЗАЕМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — заем, осуществляемый государством для покрытия каких либо расходов (например, военный заем) или проведение тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств … Большой экономический словарь

ЗАЕМ ВОЕННЫЙ — WAR LOANЗаймы, выпущенные гос вом во время войны с целью финансирования военных нуждВо время второй мировой войны в США были выпущены следующие семь В.з. и заем Победы:1. Первый военный займ. Выпущен 30 ноября 1942 г. на сумму 2831 млн дол. в… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Заем — Дореволюционный харьковский городской заём для размещения во Франции. Облигация 1000 рублей Русский военный заём 1916 года. Реклама в журнале Нива … Википедия

Купон — (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

Владимиров, Иван Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Владимиров. Иван Алексеевич Владимиров Дата рождения: 29 декабря 1869 (10 января 1870)(1870 01 10) Место рождения … Википедия

Конверсионный займ — (Conversion Loan) Содержание Содержание 1. в мире 2. Конверсионные займы в СССР Конверсионные займы – это изменение условий погашения (, погашения займа). Наиболее распространенным способом изменения условий погашения ссуды является… … Энциклопедия инвестора

Первая мировая война безусловно существенно повлияла на экономическое устройство и хозяйственную

жизнь государств-участников, в том числе Российской империи. С первых дней этого глобального военного противостояния царское правительство работало над решением вопросов о способах привлечения средств для военных расходов и дальнейший курс государственной финансовой политики.

Вместе с усилением налогообложения и эмиссией бумажных денег одним из основных методов мобилизации государственных доходов стали государственные займы. Это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и платности. В Российской империи во время Первой мировой войны царским правительством было реализовано шесть внутренних государственных займов, направленных на финансирование военных нужд на общую сумму 8 млрд руб. номинальной стоимости. Две из них были 5%, при подписной цене 94 за 100, всего на 1 млрд руб .; одна — 5,5% по 99 по 100 — на 1 млрд руб. и три — 5,5% по 95 за 100 — на 6 млрд руб. Первые два займа были выпущены на 49 лет, третья — на 81 год, четвертая, пятая и шестая — на 10 лет.

Читайте также:  Как взять 10 тысяч долларов в кредит

Первый заем была осуществлена в октябре 1914 Преимущественно она была ориентирована на привлечение средств акционерных коммерческих банков. В целом ее реализацию можно считать успешной — казна получила 466 млн руб. Однако власти так и не удалось с помощью этого займа сократить объемы бумажно-денежной массы, находящейся в обращении.

Увеличение расходов на войну побудило царское правительство к выпуску второй военной займа в феврале 1915 Хотя по объемам эмиссии, процентной ставке и срокам погашения она была аналогичной предыдущей, с ее реализацией возникли определенные трудности. Покрытие займа все больше начинало зависеть от результатов прямой подписки на облигации, чем от оборотных капиталов коммерческих банков.

Особенностью четвертой военной займа (октябрь 1915) было привлечение к подписке на облигации широких слоев населения. Впервые в реализации займа приняли участие сберегательные кассы и учреждения мелкого кредита. Также было проведено достаточно активную пропагандистскую кампанию. Несмотря на эти меры, правительству не удалось достичь поставленной цели. Заем не был полностью реализована в установленные сроки.

Последняя заем царскому правительству Российской империи на 3 млрд руб. была реализована в октябре 1916 Она стала самой массовой за весь период войны. Только через сберегательные кассы на облигации подписались 358 тыс. Человек. Однако, несмотря на расширение социального круга подписантов, доля крупных предпринимателей в нем уменьшилось. В результате реальные поступления от займа были значительно меньше, чем ожидалось. К тому же, на реализацию займов 1916 постоянно влияло ухудшение экономической ситуации в стране. Все это привело к тому, что в феврале 1917 емкость денежного рынка в отношении государственных займов оказалась полностью исчерпанной.

Условия всех военных займов были фактически одинаковыми, за исключением процентной ставки, номинала облигаций и срока их погашения. Так, облигации выпускались на предъявителя и именные. Правила перехода последних от одного лица к другому, а также обмен на предъявительские и наоборот определялись министром финансов. Прибыль от займа навсегда освобождался от налогообложения. Выплата процентов по облигациям предусмотрена дважды в год. Владельцам облигаций предоставлено право использовать эти ценные бумаги под залог для выполнения казенных подрядов и поставок и обеспечения акцизных и таможенных платежей. По срокам погашения займов, наблюдается тенденция перехода от долгосрочных к краткосрочным (10 лет). Кроме того, при выпуске первых трех займов по правительством было предусмотрено право на конверсию, то есть изменение начальных условий государственного займа.

Все займы реализовывались через публичную подписку на облигации в конторах и отделениях Государственного банка, казначейства и других кредитных учреждениях, определенных министерством финансов. В частности, начиная с четвертого займа, к этому процессу присоединились сберегательные кассы, городские общественные банки, общества взаимного кредита, другие учреждения мелкого кредита.

В общем, несмотря на то, что фактически царское правительство получил от военных внутренних займов только 7529 млн руб., Остальные были ему выгодны. Во-первых, они уменьшали негативные последствия эмиссии кредитных билетов и в определенной степени способствовали стабилизации денежного рынка, а во-вторых — были источником наличных средств.

Adblock
detector