Что такое замещение коммерческих кредитов

В прошлом году задолженность российских регионов перед коммерческими банками впервые за пять лет оказалась меньше, чем перед федеральным бюджетом, свидетельствует недавно опубликованное исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Но уже к концу 2019 года, предупреждают авторы исследования, доля рыночного долга в структуре региональных заимствований может составить 80%.

Высокий уровень закредитованности региональных бюджетов в прошлом году стал одной из главных забот Минфина РФ. Ведомство Антона Силуанова активно проводило политику замещения коммерческих кредитов бюджетными, и в результате, по оценке АКРА, совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей.

Но замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными, имеющими, как правило, минимальные ставки (0,1% годовых на срок до пяти лет), лишь отчасти облегчило финансовое положение регионов. Как отмечают в АКРА, судя по данным исполнению федерального бюджета за 2013−2016 годы и запланированным суммам на 2017−2019 годы, график погашения бюджетных кредитов в текущем году на 20−30 млрд рублей превышает их дополнительный объем в федеральном бюджете.

Поэтому, скорее всего, регионы будут замещать выпадающую часть бюджетного долга новыми коммерческими заимствованиями. Этому будет также способствовать стабилизация процентных ставок, которая в прошлом году произошла практически для всех регионов.

Тема задолженности регионов в последний месяц все чаще поднимается на заседаниях правительства и на встречах президента с членами кабмина. Долги субъектов федерации огромны, и для некоторых из них даже выплата процентов по коммерческим кредитам становится непосильной задачей. Президент Путин потребовал от правительства принять необходимые меры для замены дорогих коммерческих кредитов, которые набрали регионы, на кредиты федерального бюджета. Какова ситуация с долгами регионов, что предполагает сделать правительство в этом направлении?

Совокупная задолженность региональных бюджетов на сегодняшний день составляет примерно 2,2 трлн руб. Сумма эта складывается из задолженности перед федеральным бюджетом и долгами перед коммерческими банками примерно в одинаковых пропорциях (коммерческие кредиты сами по себе в массе долговых обязательств регионов составляют около четверти, но есть еще долговые бумаги). Кредиты федерального центра обходятся регионам по ставке 0,1% годовых, коммерческие кредиты дороже существенно. Эксперты говорят о том, что коммерческие ставки обходятся регионалам не ниже 15% годовых. Сегодня эти ставки ниже, госбанки выдают кредиты по формуле: ключевая ставка ЦБ плюс небольшая надбавка и в сумме получается около 10%. Такова официальная версия. Но тут дело вот в чем: как сообщает отраслевой банковский ресурс, в 2015 году ведущие российские банки (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) выдавали кредиты регионам по ставке 17,5% в среднем, наверняка есть коммерческие банки, которые выдавали кредиты и по более высоким ставкам. Такие кредитные договоры заключаются с субъектами федерации на 2–3 года, то есть сегодня еще действуют эти драконовские ставки.

Доля коммерческих кредитов в общей массе долговых обязательств для разных регионов очень различна. От 3–4% общего кредитного портфеля (Нижегородская область) до 100% (Ненецкий автономный округ).

Зависимость бюджета регионов от кредитов тоже разная. В первой пятерке главных должников кредиты составляют от 115% всех доходов бюджета (Карелия) и до 175% (Мордовия).

Читайте также:  Кредиты какие права имеют коллекторы

По итогам 2016 года долгов не было только у двух субъектов РФ – у Сахалина и Севастополя.

На начало этого года у 56 субъектов федерации долги превышали 50% налоговых и неналоговых поступлений, в 36 из них – более 70% всех доходов.

На кредитование регионов в федеральном бюджете в этом году было заложено 200 млрд руб., позже эту сумму увеличили еще на 90 млрд руб.

Если исходить из средней ставки коммерческих кредитов, которые еще действуют на сегодняшний день (более 15% годовых), то нетрудно подсчитать, что большая часть денег, выделяемых федеральным бюджетом для поддержки регионов, уходит на обслуживание коммерческих кредитов.

Впервые о необходимости замещать коммерческие кредиты бюджетными деньгами заговорили в 2014 году, и общая ситуация с долговой коммерческой нагрузкой на регионы с тех пор в среднем уменьшилась на несколько процентных пунктов, но в целом картина не изменилась, а во многих регионах даже существенно ухудшилась.

В конце сентября этого года президент Путин дал поручение правительству запустить программу замещения коммерческих кредитов бюджетными деньгами так, чтобы коммерческая задолженность для всех регионов не превышала половины годовых доходов.

Как сообщают СМИ, глава Минфина Силуанов довольно своеобразно приступил к исполнению поручения президента. А именно, стал договариваться с ведущими российскими банками, чтобы они со следующего года немного умерили свои аппетиты – снизили процентные ставки по кредитам регионам до уровня ключевая ставка ЦБ плюс 1%. Как сообщает пресса, банки согласились.

Непосредственно на замещение коммерческих кредитов Минфин пообещал выделить в этом году 60 млрд руб.

Для справки, только в мае этого года на кредитных аукционах было размещено около 40 млрд руб. кредитов субъектам РФ и еще 15 млрд руб. были размещены в ходе торгов на право кредитования муниципалитетов. Средняя ставка составила 9,7% годовых, договоры для субъектов заключены на 2–3 года. А ведь это только часть всех торгов на право кредитования регионов. Иными словами, сумма, заложенная Минфином на замещение коммерческих кредитов регионам бюджетными деньгами, не покрывает даже того объема коммерческих кредитов, которые были разыграны в ходе торгов только в этом году.

Ситуация, когда бюджеты разных уровней кредитуются коммерческими банками, характерна не только для российской экономики. Как поясняет экономист Валентин Катасонов, такая практика повсеместна и представляет собой обычную кормушку для банковских структур. Схема тут довольно проста: искусственным образом создается бюджетный дефицит, для покрытия которого привлекаются коммерческие банки. А уж для любой финансовой структуры возможность кредитовать государство – самое милое дело.

Оспорить такую точку зрения довольно трудно. Бездефицитный бюджет сегодня – большая редкость. Такой, к примеру, как в Германии – сбалансированности бюджета немцы добиваются нещадным урезанием госрасходов. В подавляющем же большинстве стран, включая развитые, бюджеты дефицитны. В долгах как в шелках правительство США и тратит на обслуживание долга 6–7% доходов бюджета страны, также в долгах бюджеты отдельных штатов и муниципалитетов. Покрывают заемными средствами дефициты бюджетов европейские страны и Япония (сейчас страна при практически нулевых кредитных ставках на обслуживание долга расходует около 5% доходов бюджета при общем долге около 240% ВВП) и так далее.

Читайте также:  Как включиться в реестр кредиторов при ликвидации ооо

В нашей стране по итогам прошлого года доходы превысили расходы в среднем только в Центральном федеральном округе, остальные семь округов оказались дефицитными. Причем профицитность бюджета отнюдь не означает, что региональные власти не берут коммерческих кредитов. Скажем, Москва, имея профицитный бюджет (большая часть этого профицита достигается за счет размещения свободных средств на банковских депозитах), тем не менее выходит на рынок кредитования. Надо же на что-то тротуарную плитку класть или еще что-нибудь не менее важное затевать.

Такой же стратегии придерживается Минфин: размещает сверхдоходы от продажи нефти в суверенных фондах и выпускает при этом долговые бумаги.

Занимают почти все – будь то богатые регионы или бедные, не имеет значения.

При этом есть регионы, для которых коммерческие кредиты уже давно превышают доходы бюджета

и ситуация с каждым годом становится только хуже.

Главным кредитором региональных бюджетов является Сбербанк (его долю оценивают в 75% от всех коммерческих кредитов регионам), на втором месте ВТБ (по разным оценкам до 15% всех кредитов регионам).

А вот и итог такой финансовой политики.

Все чаще в СМИ появляются репортажи о недофинансировании социальных обязательств в разных регионах страны, мелькают сообщения об отключении отопления в школах из-за отсутствия достаточного финансирования и накопленных долгов перед коммунальщиками и так далее. То есть о каком-либо развитии экономики таких регионов даже речи идти не может, разговор идет разве что о скорости разрушения социальной среды.

По утверждению академика Сергея Глазьева, происходит превращение нашей экономической политики в сумму лоббистских интересов сильных игроков финансового рынка. Министр Силуанов заявляет, что дефолта регионов он не допустит, а значит, риска для банков нет никакого. И банки в такой ситуации получают гарантированную прибыль (около 5% годовых) без каких бы то ни было усилий.

То есть, работает гигантский пылесос, высасывающий ресурсы из регионов. Как сообщает Глазьев, в стране под вывеской госбанков образовалась олигархическая ростовщическая структура, интересы которой обслуживает Минфин. И особенно замечательно то, что половина акционеров Сбербанка – иностранцы, то есть половина прибылей от этой деятельности банка утекает за рубеж в виде дивидендов. Кстати, второй половиной акций владеет ЦБ, который на свои прибыли наращивает золотовалютные резервы и размещает их в гособлигациях США.

Минфин, Госдума и Совет федерации согласовали план «выкупа» коммерческого долга регионов к 2017 году на 120 млрд руб. Программа, предусматривающая также дополнительные субсидии регионам на 60 млрд руб. в 2014 году, предполагает двухэтапное замещение банковских кредитов регионам почти бесплатными бюджетными. 60 млрд руб. будет предоставлено 20 самым проблемным регионам (крупнейшие получатели среди них — Тверская, Рязанская, Нижегородская и Астраханская области), столько же распределено по всем субъектам федерации.

Читайте также:  Что такое срок предоставления кредита

После совещания трехсторонней (Минфин, Госдума, СФ) комиссии по межбюджетным отношениям 7 июля 2014 года Минфин опубликовал проект решения о распределении федеральных бюджетных средств, направленных на замещение коммерческого долга регионов РФ бюджетными кредитами, которые будут де-факто беспроцентными. Напомним, проблема закредитованности регионов, вынужденных брать преимущественно в госбанках коммерческие кредиты для выполнения бюджетных обязательств в публичном поле, появилась с конца 2013 года. Она вызвана преимущественно ростом расходов регионов и муниципалитетов на повышение в рамках «майских указов» Владимира Путина зарплат в здравоохранении и уже весной 2014 года отмечалась рейтинговыми агентствами (S&P, Fitch) как угроза кредитным рейтингам региональных правительств.

Минфин, отмечавший эту угрозу как существенную в проекте «Основных направлений бюджетной политики», на совещании с парламентариями утвердил пакет новых субсидий регионам с предоставлением в 2014 году общей суммой в 180 млрд руб. Первая часть — экстренные субсидии в связи с проблемой «ухода» из регионов базы по налогу на прибыль из-за введения в НК института консолидированной группы налогоплательщиков (20 млрд руб.) и два вида субсидий на бюджетную сбалансированность (35 млрд руб. и 15 млрд руб.).

Вторая часть — 120 млрд руб. на замещение коммерческого долга регионов. Она разбита на две составляющие. Первая (см. таблицу в «Онлайн») — регионы с превышением совокупных рыночных обязательств 50% доходов соответствующего бюджета: 20 субъектов федерации совокупно заместят около 1,3% суммарного коммерческого долга регионов (1,08 трлн руб. на начало 2014 года) бюджетными кредитами. Крупнейшие объекты «выкупа» — долги в 5-8 млрд руб. Тверской, Рязанской, Вологодской, Астраханской и Нижегородской областей. Еще 60 млрд руб. будет распределено равномерно по остальным нуждающимся регионам: до суммы 6 млрд руб. совокупную помощь получат, помимо вышеуказанного списка, Волгоградская Архангельская, Омская области и Удмуртия, остальные — меньше. 14 регионов в программе не нуждаются: это не только Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Тюменская область, ХМАО, ЯНАО, НАО и Сахалинская область (имеющие нефтяные доходы), Камчатка и Чукотка, Чечня и Ингушетия (в отношении них ведется особая бюджетная политика) — но и Пермский край и Владимирская область, вообще не имеющие по отчетности коммерческого долга.

Между тем многогранность проблем региональных бюджетов вчера вновь обсуждалась на совещании президента Владимира Путина с правительством в Ново-Огарево. По итогам доклада главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, которая представила его по итогам проверки за 2013 год ряда регионов РФ, президент неожиданно дал поручение обсудить его с руководством СП и с губернаторами списка проверяемых регионов вице-премьеру Дмитрию Козаку: хотя тот курирует вопросы региональных финансов, обсуждение темы ранее велось почти исключительно Минфином и Минрегионом. Предметом проверки СП были бюджеты ряда республик (Алтай, Тува, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия) и Камчатского края, в списке «выкупаемых» Минфином роли не имеющих. При этом Минрегион почти сразу же опубликовал данные о том, что в 2014 году большинство указанных региональных бюджетов уже профицитны.

Adblock
detector