Экономика что такое государственный кредит

совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора

кредит в виде государственного займа, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица.

Государственный кредит — в узком смысле — кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

заем денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

кредит, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации, казначейские сертификаты и др.).

совокупность финансовых отношений по поводу мобилизации государством части временно свободных денежных средств предприятий и граждан на условиях возвратности, срочности и платности для финансирования государственных расходов.

представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных внутренних займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти.

денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

Кредит, к-рым пользуются правительство страны, штат, округ, муниципалитет и т. п. Г.к. основан на тех же принципах, что и коммерческий, с.-х. и банковский кредиты, а также кредит в др. формах. Т. о., правительство, штат или муниципалитет могут иметь хорошую или плохую кредитоспособность в зависимости от их способности платить по своим обязательствам и репутации

англ. public credit) – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами – физические и/или юридические лица. На практике Г.к. осуществляется путем приобретения кредиторами гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих их право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или оговоренного в кредитном договоре иного имущества, установленного процента, а также иных имущественных прав в сроки, предусмотр. условиями выпуска гос. займа в обращение. В зависимости от того, является ли кредитор резидентом данной страны или нет, различают внутренний и внешний Г. к. Сумма всех кредитов (займов) на определ. момент времени составляет государственный долг (см. Долг государственный). Г. к. может осуществляться в принудительном или добровольном порядке

совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Особой разновидностью государственного кредита является предоставление государством гарантий по ссудам. На практике понятие государственного кредита часто имеет более узкое толкование и обозначает только выдачу государством ссуд заемщикам внутри страны и за рубежом. Государственное кредитование в рыночной экономике выступает дополнением к частному и охватывает главным образом непривлекательные для последнего сферы: сельское хозяйство, жилищное строительство, малый бизнес, т. е. те области экономики, в которых с повышенным риском действуют мелкие заемщики, нуждающиеся в ссудах под низкий процент. Важнейшим направлением государственного кредитования является создание льготных условий для внешнеэкономической деятельности. Возрастает значение государственных ссуд как средства реализации структурной политики. С их помощью стимулируются новые наукоемкие производства и реконструируются базисные отрасли.

кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, по которым заемщиком или кредитором является государство, а юридические и физические лица – лишь кредиторами.

Читайте также:  Через сколько альфа банк подает в суд за неуплату кредита

Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).

По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).

Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.

Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.

Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.

Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.

Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.

В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.

Читайте также:  Сколько стоит кредит доверия на мегафоне


Государственный кредит — это довольно специфическое звено находящееся в составе государственных финансов. Он в своей структуре не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленно органа управления.

Такой кредит получить намного сложнее, чем, например, автокредит от Банка Москвы.

Вместе с тем государственный кредит характеризует собой особую форму финансовых отношений внутри государства и поэтому выделяется обособленно в отдельное звено.

Государственный кредит по своей экономической сути — это совокупность экономических отношений между двумя субъектами: государством в лице органов власти и управления, и с другой стороны — физическими и юридическими лицами, при которых государство является заемщиком, а так же кредитором и гарантом.

Основная классическая форма установленных кредитных отношений существует тогда, когда государство выступает главным заемщиком средств. Будучи основным кредитором, государство за счет средств бюджета выдает на платной основе при соблюдении условии обязательного возврата кредита юридическим и физическим лицам. Объем выполнения таких операций в значительной мере меньше, чем при предыдущей форме.

В тех случаях, когда государству необходимо взять на себя ответственность за погашение взятых займов или выполнение некоторых других обязательств, взятых на себя и несущих финансовую ответственность физическими или юридическими лицами, он является наивысшим гарантом (условный государственный кредит). В связи с тем, что государственные гарантии, чаще всего, распространяются на категорию недостаточно надежных заемщиков, то такие действия приводят к росту расходов из государственных централизованных денежных фондов.

В сфере международных и межгосударственных экономических отношений государство имеет право выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Как экономическая категория — существующий государственный кредит сочетает в себе как финансовые, так и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и дальнейшее использование централизованных и существующих денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, временным и платным. Здесь же между государственным и банковским кредитом, как установленной классической формой кредитных отношений, присутствуют существенные различия.

Банковский заемный фонд существует и используется для кредитования предприятий для выполнения цели обеспечения бесперебойности существующего процесса расширенного воспроизводства и соответственно повышения его эффективности. Кредиты могут брать и частные лица.

Отличительной и главной чертой банковского кредитования под необходимые цели субъектов хозяйствования является продуктивное использование ссудного фонда (или с целью дальнейшего развития социальной инфраструктуры различных производственных коллективов). Использования кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения взятого кредита и выплаты необходимых процентов за счет увеличения стоимости до-налогового продукта.

Когда же речь идет о государственном кредите, то здесь полученные через государственную ссуду средства поступают в полное распоряжение органов государственной власти, тем самым превращаясь в их дополнительные (иногда очень значительные) финансовые ресурсы. Эти ресурсы используются, как правило, для покрытия бюджетного дефицита.

Государственный кредит — это некие отношения которые складываются после вторичного распределения финансов от стоимости валового внутреннего продукта. Государственный кредит является главным источником увеличения прибыли владельцев ценных бумаг, что достигается через выплату положенных процентов и выигрышей полученных по государственным займам. Государственный кредит это основная финансовая категория которая выполняет три функции, такие как: распределительную, регулирующую и контрольную.

Читайте также:  Когда целесообразно брать кредит

—!> Пройдите опрос
и получите бонусы от нашего сайта!

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, как правило, не приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Сущность государственного кредита проявляется в его функциях:

Распределительная функция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступление государственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета.

Регулирующая функция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий, территорий путем выделения целевых кредитов. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется регулирование экономики, и создаются предпосылки для проведения финансовой политики. Государство регулирует учет денежного обращения, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя денежные средства этих лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, или выдача кредитов под их залог, проводимые банком России, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита; чем выше спрос государства, тем больше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства.

Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта;

Управление государственным кредитом — деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Эта деятельность осуществляется Минфином и ЦБ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов и разрабатывают кредитную политику.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей.

В числе основных экономических целей:

— обеспечение стабилизации экономики

— поддержание конкурентоспособности продукции на мировом рынке

— минимизация стоимости долга заемщика

— эффективное использование привлеченных средств

— увеличение инвестиционного характера займов

— регулирование объема заемных обязательств и поддержание их курса

— привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях

— определение приоритетов кредитной политики, своевременный возврат предоставленных кредитов

Adblock
detector