Государственный кредит может иметь две формы

Читайте также:

  1. Cимпатическая нервная система. Центральный и периферический отдел симпатической нервной системы.
  2. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  3. III. Государственный (политический) режим.
  4. А. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов 1 очереди
  5. Аккредитация метрологических служб
  6. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ
  7. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий
  8. Аккредитивная форма расчетов
  9. Аккредитованные поверочные, калибровочные и испытательные лаборатории
  10. Анализ абсолютных и относительных показателей состояния дебиторской и кредиторской задолженности
  11. Анализ кредитоспособности организации и ликвидности ее баланса
  12. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации

Государственный кредит — совокупность экономических отно­шений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди­тора и гаранта.

Сущностью государственного кредита являются экономические отношения по перераспределению стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства. Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций.

Основными задачами государственного кредитования являются:

— мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов;

— консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц;

— обеспечение финансирования бюджетного дефицита;

— проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;

— поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

Формы государственного кредита:

* Государство как заемщик (займы);

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Вид государственного долга:

· капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам,

· текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный кредит можно классифицировать по разным признакам:

1) в зависимости от места размещения государственные займы делятся н:

Государственный долг
Внутренний ® Межбюджетный ® Предприятиям-резидентам ® Государственным органам исполнительной власти Внешний ® Межгосударственный ® Предприятиям-нерезидентам ® Международным финансовым организациям

2) по субъектам заемных отношений займы делятся на:

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают:

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ­ными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государ­ством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государствен­ные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен­ные займы делятся на:

краткосрочные (со сроком погашения до 1 года),

среднесрочные (от 1 до 5 лет),

долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Читайте также:  Почему процентные ставки у всех банков для кредитов разные

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на:

Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти.

Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все иму­щество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет отдельного фонда финансовых ресурсов; средства, которые мобзуются за его счет, проходят через бюджет. В отдельных случаях с его помощью привлекаются средства в фонды целевого назначения под целевые проекты.

Государственный кредит может выступать в двух формах:

Сберегательное дело относится к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Вместе с тем сберегательные банки, независимо от формы собственности, действуют на коммерческой основе, а мобзованные ими средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению различают:

— государственные займы, предоставляемые на основании договоров;

— государственные займы обеспеченные выпуском ценных бумаг.

Договорами оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобзуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигация представляет собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата доходов производится в форме процентов .

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные — казначейскими нотами), облигациями — средне- и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние (предоставляются юридическими и физическимцами данной страны и внешние (поступают извне – от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов).

По срокам погашения задолженности различают кредиты:

— краткосрочные (срок погашения до 1 года);

— среднесрочные ( от 1 до 5 лет);

— долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты доходов государственные займы делятся на :

— дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть изменяющаяся в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может производиться ежегодно, 1 раз в пол года, ежеквартально. В выигрышных займах выплата доходов производится на основании проведения тиражей выигрышей. Дисконтные займы характеризуются тем, что государственные ценные бумаги покупаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора.

Государственный кредит является совокупностью разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благополучных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

Читайте также:  Какой банк в ставропольском крае даст кредит

Привлечение займов должно иметь в основе 2 фактора:

— минимизацию стоимости займа;

— установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Минимизация стоимости займа достигается, во — первых, за счет процентной политики, во – вторых, за счет условий выпуска и погашения. Процентная политика отображает при этом 2 противоположных фактора: минимизацию стоимости займа и максимализацию его привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента. На финансовом рынке государственные ценные бумаги имеют наиболее низкий процент, выступающий своего рода индикатором этого рынка.

Стабильность государственных ценных бумаг достигается за счет оптимизации насыщенности финансового рынка. Ценных бумаг, с одной стороны, должно быть достаточно для максимализациии поступлений от государственных займов, а с другой стороны – не должен иметь место их избыток, который может привести к падению курсовой цены.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты), облигациями — средне- и долгосрочные займы.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на:

• внутренние — которые размещаются на внутреннем финансовом рынке, предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами;

• внешние — которые поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Читайте также:  Какой процент кредита сбербанка на 36 месяцев

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном),

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

Первый — заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй — заем погашается постоянно возрастающими суммами. Третий — постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена на схеме 16 на странице 129.

Государственный кредит требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

• наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

• доверие кредиторов государству;

• заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

• возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

• доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

• дополнительные поступления от налогов;

• экономия средств от сокращения расходов;

• привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Adblock
detector