К основным инструментам денежно кредитной политики можно отнести

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Читайте также:  Что такое реструктуризации валютных кредитов

основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста в условиях полной занятости населения и стабильности цен. Денежно-кредитная политика направлена на управление денежным предложением, создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах и (или) под процентную ставку, соответствующую оп­ределенным экономическим целям.

Денежно-кредитная политика складывается из: денежной политики (политики регулирования количества денег в обороте — денежной массы), кредитной политики (политики регулирования объема кредитов), процентной политики (политики регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политики валютного курса (политики регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным валютам).

Методы денежно-кредитного регулирования можно разделить на ад­министративные и экономические. К административным методам относятся: прямые ограничения или за­преты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количествен­ных и качественных параметров деятельности банков. К инструментам административного метода относятся:

квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

введение лимитов на выдачу кредитов и привлечение ресурсов;

ограничение на открытие филиалов и отделений;

лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, процент­ных ставок;

определение видов обеспечения, а также банков, допущенных к от­дельным видам операций и др.

К экономическим методамденежно-кредитного регулирования отно­сятся меры, использование которых оказывает в основном косвенное воз-действие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов регулирования: налоговые, нормативные и корректирующие.

Налоговые методы используют финан­совые органы, а нормативные и корректирующие Центральный банк.

Нормативные методы воздействия предполагают использование таких инструментов, которые в увязке с масштабом операций, величиной капи­тала влияют на банковскую ликвидность, степень принимаемых банками рисков, приоритетность тех или иных операций (нормативы достаточности капитала, ликвидности, привлечения ресурсов и вложений их в активы; нормативы обязательных резервов).

Корректирующие методы денежно-кредитного регулирования (такие как рефинансирование, операции на открытом рынке) отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее или ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

К основным инструментам денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка относятся (ст.35):

процентные ставки по операциям банка России;

нормативы обязательных резервов (резервные требования);

операции на открытом рынке;

эмиссия облигаций банка России;

рефинансирование кредитных организаций;

прямые количественные ограничения.

Рассмотрим инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального банка и их экономическую сущность.

1. процентные ставки по операциям Центрального банка

Процентные ставки банка России представляют собой ставки, по которым он осуществляет свои операции. Данный инструмент денежно-кредитного регулирования используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной денежной единицы — рубля. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого банк России воздействует на ставки, по депозитам юридических и физических лиц, а также по предоставляе­мым кредитам экономическим субъектам. Регулируя уровень ставки рефинансирования, Центральный банк влияет на объем денежной массы в стране, способствует повышению или со­кращению спроса на кредит.

Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует кредитную активность коммерческих банков и повышение спроса на кредиты со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

2. нормативы обязательных резервов (резервные требования).

Резервные требования представляют собой обязательные отчисления, производимые коммерческими банками от суммы привлеченных ресурсов и депонируемые в «Центральном банке РФ.

В Российской банковской практике обязательные резервы могут быть использованы для выполнения обязательств банка перед вкладчиками, кредиторами после отзыва у кредитной организации лицензии. Общая сумма зарезервированных банком средств перечисляется на счет ликвида­ционной комиссии или конкурсного управляющего и используется в порядке, установленном федеральными законами и нормативными докумен­тами банка России.

С 1 января 2000 г. для кредитных организаций и сберегательного бан­ка РФ установлены нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ:

по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привле­ченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10%;

по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в рублях в размере 7%.

3. Операции на отрытом рынке

Механизм использования Центральным банком операций на открытом рынке заключается в следующем: при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на корреспондентские счета, то есть увеличивается объем свободных ресур­сов, которые можно использовать для активных операций, в том числе кредитных. При продаже Центральным банком ценных бумаг коммерче­ским банкам общая сумма свободных ресурсов в банковской системе уменьшается, что ограничивает возможности банков кредитовать и совер­шать другие операции. Таким образом, Центральный банк регулирует спрос на деньги, стои­мость кредита и. в конечном итоге, денежное предложение.

Читайте также:  Что такое солидарная выплата кредита

Операции на открытом рынке могут быть прямыми или обратными. Прямые операции представляют собой покупку или продажу ценных бумаг. Обратные операции (репо) представляют собой покупку-продажу ценных бумаг с совершением через определенный срок обратной сделки по заранее установленному курсу.

Центральные банки многих стран отдают предпочтение обратным операциям.

4. Эмиссия облигаций Банка России (ст.44)

Эмиссия облигаций банка России осуществляется в целях реализации денежно-кредитной политики, размещение облигаций осуществляется среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об очередном выпуске, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

5. Рефинансирование банков (ст.40)

Под рефинансированием следует понимать кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Рефинансирование банков тесно связано с процентной (учетной) поли­тикой Центрального банка.

Центральный банк является кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования. Основная цель рефинансирования – это поддержание ликвидности банков и банковской системы в целом. Кроме того, предоставляя кредиты коммерческим банкам или учитывая их векселя, Центральный банк расширяет их возможность по креди­тованию, а. следовательно, выпуску денег в оборот.

Современная система рефинансирования Центрального банка РФ включает следующие виды кредитов:

1. ломбардный кредит (до 30 дней);

3. внутридневной кредит (в течение операционного дня).

6. Валютные интервенции

Валютные интервенций – это покупка-продажа банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и со­вокупный спрос и предложение денег. Валютное регулирование является средством реализации государственной валютной политики. Валютная политика го­сударства определяется экономической и политической ситуацией в стра­не, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, являющимися результатом участия страны в международных валютно-кредитных организациях.

Прямое государственное валютное регулирование осуществляется по­средством принятия соответствующих законодательных, нормативных ак­тов и их реализации через государственные органы. Основным органом валютного регулирования в России является Центральный банк РФ.

Косвенное валютное регулирование предполагает использование эко­номических методов воздействия на поведение субъектов валютного рын­ка.

Цели государственной валютной политики реализуются через про­центную политику Центрального банка, режим валютного курса, валютные ограничения, валютные интервенции, регулирование степени конверти­руемости валют, управление золотовалютными резервами.

Поддержание стабильности валютного курса имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. При постоянном снижении курса национальной валюты цены на товары (услуги) на внутреннем рынке ори­ентируются не столько на издержки производства, сколько на динамику курса национальной валюты. Таким образом, падение валютного курса является фактором инфляции.

7. Таргетирование (ст.42)

8. На современном этапе денежно-кредитная политика Центрального банка РФ реализуется через использование косвенных методов регулирования, вместе с тем, законодательно предусматривается возможность использования и прямых количественных ограничений (ст.43).

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала.

Денежно-кредитная политика, выполняемая ЦБ страны, является сегментом государственной политики в сфере экономики. Ее основная задача заключается в регулировании объема предложений денег и поддержание на оптимальном уровне покупательской способности национальной валюты. При производственном спаде увеличение количества денег приводит к росту расхода, а при инфляции их сокращение стабилизирует ситуацию в стране. Денежно-кредитная политика разрабатывается с учетом основных направлений в развитии экономики государства. Она предусматривает наличие стратегических целей и определение главных задач на определенный период времени, разработку мероприятий, направленных на регулирование материальных потоков, на контроль за динамикой курсов и на адаптацию пропорций между банковским сектором и платежными системами. Политика охватывает создание нормативно-правовой базы в данном секторе, направлена на стимулирование рынка ценных бумаг и развитие международных отношений.

Читайте также:  Какую сумму возвращают при кредите

Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей:

  • Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение.
  • В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные.
  • Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита.
  • В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными.
  • Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов.

Инструменты денежно-кредитной политики центральных банков чаще всего трактуют как прямые и косвенные. Прямые воздействия способны изменить операционные показатели. Это и лимиты процентных ставок, и объем маржи, и объем операций. Данную категорию методик принято использовать для регулирования работы банковской системы. Эффективность прямых влияний максимальна, если в стране слабо развит финансовый рынок или на рынке кредитов кризис. Неправильное применение прямых воздействия может простимулировать не только отток средств из государства, он может привести к активизации теневой экономики.

Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного – косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ.

Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект:

  • Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами.
  • Целевое кредитование.
  • Резервные требования обязательного типа.
  • Установление нормы ликвидности.
  • Проведение операций на открытом рынке.
  • Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования.

Инструменты денежно-кредитной политики государства — это косвенные рычаги, так как они вытеснили прямые воздействия по причине перехода к рыночной экономике. На данный момент Центральный банк России следует политике планомерного и постепенного увеличения учетной ставки. Начиная с 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Тут же хотелось добавить, что изначально правительство государства планировало максимально сократить размер ставки, в частности до уровня Китая (0,5%). Развитие экономических событий в мире внесло в планы правительства существенные коррективы.

В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.

Adblock
detector