Как финансовая категория государственный кредит


Сущность и функции государственного кредита.

Государственный кредит выступает как двойственная категория и рассматривается в системе государственных финансов как категория финансовая и как категория кредитная.

Как кредитная категория
государственный кредит – это система денежно-экономических отношений, связанных с движением ссуженной стоимости от кредитора заемщику на условиях срочности, платности и возвратности. Особенность этих отношений представляет сам объект, то есть ссуженная стоимость, принимающая форму ссудного капитала. В этих отношениях этот объект остается собственностью кредитора, и он продает только право на временное использование данного объекта. За это заемщик платит определенную цену, которая выражается в виде процентов.

Такой характер движения ссудного капитала приводит к необходимости его эффективного использования заемщиком, так как он должен вернуть кредитору не только основную сумму долга, но и заплатить проценты за право временного использования, то есть прибыль, извлекаемая от использования ссудного капитала должна обязательно включать сумму процентов.

Государственный кредит как кредитная категория будет выполнять функции кредита:

Как финансовая категория
государственный кредит представляет собой систему денежно-экономических отношений, связанных с перераспределением ВВП и доходов отдельных групп населения и юридических лиц.

Государственный кредит как финансовая категория представляет собой систему отношений между государством, юридическими и физическими лицами, в которой государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

Основной целью государственного кредита в финансовой системе является привлечение свободных денежных ресурсов для покрытия дефицита бюджета и перераспределения части средств бюджетного фонда по уровням бюджетной системы, включая субъектов бюджетных отношений (юридических и физических лиц) на возвратной, срочной, возмездной или безвозмездной основе.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет 2 функции:

Особенность государственного кредита как звена финансовой системы является как принудительный, так и добровольный характер.

Формы государственного кредита выделяются в зависимости от того, кем выступает государство в этих отношениях, и от того, каков объект этих отношений:

В этой форме государство является заемщиком, кредиторами являются юридические и физические лица как резиденты такт и нерезиденты данной страны. В результате эта форма может иметь две разновидности:

Эта форма государственного кредита реализуется путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. Государственные займы очень многообразны и принимают разные формы.

2. Обращение части вкладов населения в государственный заем.

Эта форма государственного кредита реализуется путем заимствования вкладов населения в сберегательных и коммерческих банках на определенный срок и оформления на замороженную часть сбережений государственной ценной бумаги – казначейского сертификата, который на рынке не обращается, но может передаваться по наследству.

Данная форма может быть реализована без оповещения населения и с оповещением населения.

3. Использование общегосударственного ссудного фонда для государственных заимствований.

Ссудный фонд – это средства ЦБ и тех коммерческих банков, в которых принимает участие государство.

4. Казначейские ссуды.

В этой форме государство занимается активными операциями кредитования и выступает кредитором других государств, а также юридических и физических лиц резидентов. Источником этого кредитования является бюджетный фонд или внебюджетные фонды.

Казначейские ссуды могут быть возмездными и безвозмездными. В законодательстве обычно ограничивается период использования казначейских ссуд.

Читайте также:  Как в 1с оформить получение кредита

Государство выступает в качестве гаранта или поручителя и в отличие от четырех предыдущих форм является третьим лицом, материальная ответственность которого наступает в форс-мажорных обстоятельствах. Обычно федеральное правительство выступает гарантом для правительств субъектов федерации или для местных органов власти. Также правительство субъекта федерации может быть гарантом для местного органа власти.

Государственный заем может быть осуществлен различными способами и методами, с охватом различных сфер, времени, с учетом различного характера обращения, методов предоставления и погашения и т.д. В связи с этим для разработки программы заимствований важнейшее значение имеет классификация государственных займов по различным признакам и выделение видов государственных заимствований.

Специфика заключается в том, что все они обслуживают разные ценные бумаги.

Краткосрочные государственные займы в основном применяются для покрытия кассовых резервов в бюджете и в основном обслуживаются государственными казначейскими обязательствами, выпускаемыми в безналичной или безбумажной форме. Краткосрочные ценные бумаги являются беспроцентными, продаются обычно с дисконтом (т.е. по цене ниже номинала) и могут реализовываться по курсовой цене. Срок действия краткосрочных ценных бумаг равен от 1 месяца до 1 года. Наиболее распространенными являются трех и шести месячные.

Среднесрочные государственные займы и ценные бумаги обслуживают покрытие дефицита бюджета и выступают определенным видом страхования краткосрочных заимствований. Срок действия 1-5 лет.

Долгосрочные займы обслуживаются облигациями, выпущенными на бумажной основе сроком от 3-х и выше лет. Эти обязательства обслуживают финансирование дефицита бюджета, и в тоже время страхуют краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги, так как привлечение средств на долгосрочной основе позволяет не рефинансировать краткосрочные долги государства.

Временная градация ценных бумаг имеет важное значение для управления государственным долгом и любое государство должно формировать рациональную структуру по срокам привлечения и размещения ценных бумаг. Причем доля краткосрочных ценных бумаг не должна превышать 25%. Долгосрочные ценные бумаги выпускаются обычно с процентными доходами, реализуются по номиналу, курсу или с дисконтом.

Государственный долг образуется в результате действий государства как защитника и гаранта. Управление государственным долгом рассматривают обычно с двух позиций.

В широком смысле слова под управлением государственным долгом понимается одно из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельность в качестве защитника, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом как направление финансовой политики находится в руках органов как законодательной, так и исполнительной власти. Органы законодательной власти окончательно определяют общий объем заимствований необходимый для финансирования дефицита бюджета и государственных национальных программ, определяют основные методы и цели воздействия на денежное обращение, на объем кредитных ресурсов на рынке, уровень занятости, безработицы и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

В узком смысле слова под управлением государственным долгом понимают совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государств, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственных долговых обязательств. В систему этих мероприятий также входят действия государства по предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

В процессе управления государственным долгом долговые обязательства могут быть сформированы как внутри страны, так и на внешнем уровне. Для тог, чтобы ограничить действия правительства по увеличению заимствований и наращению государственного долга вводится целый ряд ограничений, которые законодательно закрепляются в бюджетном кодексе. Эти ограничения касаются предельных объемов государственных заимствований на уровне Федерации, субъектов федерации и муниципалитета.

Читайте также:  Как оценивает банк квартиру для кредита

Высшим органом управления государственным долгом является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимального объема средств, предназначенных для кредитования из бюджета.

Контролирующий орган Федерального Собрания – это Счетная Палата, которая имеет право проверять достоверность и полноту учета государственных внешних и внутренних заимствований. Также проверяется эффективность и целевое использование полученных заимствований и предоставляемых кредитов. Такие жесткие меры связаны со значительным наращением государственного долга РФ за последние 10 лет.

Основным генеральным агентом в соответствии с БК РФ по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно выступает ЦБ РФ. При эмиссии каждого выпуска государственных цененных бумаг все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче из Минфина в ЦБ РФ на хранение и учет в депозитарии, т.е. функции депозитария выполняет ЦБ РФ.

Распоряжением Правительства от 24.06.98г. №857-Р Внешэкономбанку переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств участникам СНГ.

В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ выполняет также функции генерального агента по кассовому обслуживанию внешнего долга.

Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условия кредитного договора:

1) срок предоставления или получения кредита;

2) обязанности сторон;

3) условия обеспечения возврата ссуды;

4) размер процентной ставки за пользование ссудой.

Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

· Распределительная – через нее осуществляется формирование централизованных денежных фондов гос-ва.

· Регулирующая – гос-во сознательно использует гос кредит, как инструмент регулирования экономики.

· Контрольная – непрерывно связана с контрольной ф-цией финансов.

Читайте также:  Кто курирует кредиты

Классификация государственных займов:

1) по субъектам заемных отношений различают:

а) займы, размещаемые центральными органами управления;

б) займы, размещаемые территориальными органами управления;

2) по месту размещения выделяют:

3) по возможности обращения на рынке:

б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);

а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;

в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;

6) по способу выплаты дохода различают:

а) выигрышные облигации;

в) с нулевым купоном, т. е. продажа со скидкой – дисконтом;

7) в зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;

8) в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

а) обязательства с правом долгосрочного погашения;

б) без права долгосрочного погашения;

9) в зависимости от варианта погашения задолженности различают:

а) погашение единовременным платежом;

б) частями, в том числе равными, возрастающими, снижающимися долями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Государственный кредит играет важную роль в финансовой системе страны. Его можно рассматривать с различных позиций. Для уяснения места государственного кредита в экономической системе страны следует рассмотреть государственный кредит как экономическую категорию. Под государственным кредитом понимают совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, в рамках которых государство выступает как заемщик кредитора. [c.66]
Отдельное рассмотрение государственного кредита правомерно потому, что он отличается от остальных видов кредита. В отличие от банковского кредита, обеспечением которого выступают конкретные ценности, государственный кредит обеспечивается имуществом, находящимся в собственности государства, имуществом данной территориальной единицы или каким-либо ее доходом. Государственный кредит, как правило, на уровне правительства не имеет целевого конкретного назначения. [c.67]
Рассмотрение государственного кредита как финансовой категории позволяет также решить определенные задачи. Для рассмотрения состава данных задач необходимо уяснить основные функции государственного кредита как финансовой категории. [c.67]
Распределительная функция государственного кредита реализуется в ходе формирования централизованных денежных фондов государства или их использования на принципах срочности, платности и возвратности. Государство, фактически выступая в качестве заемщика, обеспечивает дополнительные средства для своих же расходов. Положительное воздействие распределительной-функции государственного кредита состоит в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. [c.67]
Регулирующая функция состоит в том, что государство, участвуя в кредитных отношениях, по сути, оказывает влияние на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государственный кредит также является инструментом государственного регулирования экономики. Так, государство может способствовать мобилизации инвестиционных ресурсов, перераспределению средств по отраслям народного хозяйства, изменению динамики рынка кредитных ресурсов и в целом изменению темпов экономического роста. [c.67]

Adblock
detector