Как государство может исполнять роль общего кредитора

Государство вынужденно исполнять роль «общего кассира» постой причине, просто так печатать деньги нельзя. Размер денежной эмиссии должен строго соответствовать макроэкономическим показателям экономики государства. Иначе неизбежны негативные последствия для всех. Если Вы про социальные обязательства, то кто если не государство, т.к. оно определяет социальную политику. Если Вы про кредитование, то если не помочь во время банкам, то произойдет обвал в экономике, о больших инфраструктурных проектах, то на это есть стратегия развития отраслей и т.д.. Капитализм в России сложился не до конца и, при большой конкуренции (а часто и не добросовестной) из вне, регулирование и помощь со стороны «кассира» просто необходима. При остановке любого предприятия страдают люди.

Государство для своих потребностей может мобилизировать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В таком случае она является заемщиком средств, а население и предпринимательские структуры — кредиторами.

Преимущественно государство выступает в роли должника и заемщика. При этом с помощью государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.

Государство может выступать и в роли кредитора, предоставляя ссуду населению и предприятиям, а также в роли гаранта в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение ссуд и выполнение других обязательств, которые взяли юридические и физические лица.

Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. И поэтому, прежде всего, средства, которые привлекаются с помощью государственного кредита, передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Такая практика является более целесообразной в сравнении с эмиссией денег, следствием которой является усиление инфляции.

За своей экономической сущностью государственный кредит — это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций.

Читайте также:  Где купить лифан в кредит

Государственные заимствования могут осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должна обеспечиваться эффективность и результативность использования одолженных средств.

Источниками погашения государственных ссуд могут быть:

доходы от инвестирования одолженных средств в высокоэффективные проекты;

дополнительные поступления от налогов;

экономия средств от уменьшения расходов;

привлечены от новых ссуд средства (рефинансирование долга) и тому подобное.

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии за кредитами, которые предоставляются иностранными заемщиками, местным органам власти, государственным предприятиям.

Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг. Текущий долг — это сумма задолженности, что подлежит погашению в текущем году, и надлежащих к уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент ссудами. Капитальный долг — это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены за ссудами. Внутренний долг — это задолженность кредиторам государства в данной стране. Внешний долг — это задолженность кредиторам за пределами данной страны.

Управление государственным долгом заключается в обеспеченности платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов.

Проблемы государственного долга заключаются не в его величине (в абсолютных суммах и относительно валового внутреннего продукта и объема бюджета), а в обеспечении платежеспособности государства.

Существуют такие способы коррекции ссудной политики:

Конверсия государственного долга — это изменение доходности ссуд. Она осуществляется в случае изменения ситуаций на финансовом рынке или ухудшение финансового состояния государства, когда последняя не в состоянии выплачивать предполагаемый доход.

Консолидация — это передача обязательств за ранее выпущенной ссудой на новую ссуду с целью продолжения срока ссуды. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущей ссуды на новые.

Читайте также:  Где взять 50000 рублей срочно не кредит

Унификация представляет собой объединение нескольких ссуд в одну. Она упрощает управление государственным долгом.

Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности.

Реструктуризация — это использование в комплексе полностью или частично отмеченных выше методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности.

Основными заданиями долговой политики Украины является постепенное уменьшение долговой нагрузки на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Ведь большой размер долга государства перед кредиторами (особенно внешними) создает угрозу финансовой безопасности страны.

Финансовая безопасность — это защищенность финансовых интересов государства и субъектов ведения хозяйства и их обеспеченность финансовыми ресурсами необходимыми для удовлетворения потребностей и выполнения обязательств. Финансовая безопасность предусматривает такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой систем, которое характеризуется сбалансированностью, стойкостью к внутренним и внешним негативным влияниям и способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост. Финансовую безопасность страны, в первую очередь, определяет финансовая независимость, то есть кредитный, валютный и другие суверенитеты.

Существуют внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства. До внутренних угроз относят:

рост внутреннего государственного долга;

неэффективность налоговой системы и массовое уклонение

от уплаты налогов;

неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы;

низкий уровень инвестиционной деятельности и тому подобное.

Внешними угрозами финансовой безопасности государства могут быть:

рост внешней задолженности;

вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций;

негативное сальдо торгового баланса;

дефицит платежного баланса;

зависимость украинского финансового рынка от мирового (влияние финансовых кризисов) и тому подобное.

Поэтому в плане оптимизации структуры государственного долга и проведения эффективной и последовательной долговой политики особенного внимания требует необходимость развития и постоянного усовершенствования управления долговыми рисками, улучшения координации долговой политики с фискальной и денежной политикой, проведение взвешенной и сдержанной политики предоставления государственных гарантий.

Читайте также:  Кредитные рейтинги стран мира 2015 что это

Перечислю некоторые способы взимания денег, которые я наблюдал в разных странах Европы.

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды.

Bo-третьих, иногда государство является. общим страховщиком. от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря.

В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров и получения выгод, связанных с этим.

. В некоторых странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и удерживая себе основную массу прибыли.

В некоторых странах государство страхует дома от огня, взимая небольшую ренту ежегодно с каждого дома.

. В некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счет.

. В наше время применялись способы обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий.

  1. Какую роль выполняют финансы в экономике?
  2. Как устроена банковская система страны?
  3. Зачем нужны коммерческие банки?
  4. Кого обслуживают различные финансовые институты?
  5. Почему возникает инфляция?
  6. Может ли инфляция положительно влиять на экономику?
  7. Каковы социально-экономические последствия инфляции?
  8. Нужно ли бороться с инфляцией?

Как вы относитесь к этому суждению? Объясните, каким образом происходит подобная конфискация. Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Как защитить свои доходы?

Ф. Хайек (1899—1992), австрийский экономист, политолог

Adblock
detector