Если заказчик планирует закупку услуг по предоставлению кредита субъектам или муниципальным образованиям, то на первом этапе необходимо определиться с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК). Дело в том, что выполнить требование о неизменности цены на время исполнения госконтракта невозможно в силу специфики предмета госзакупки. В связи с этим такие заказы для субъектов и муниципальных образований включили в перечень, который утвержден Постановлением Правительства № 19 от 13.01.2014.
Таким образом заказчику разрешили использовать ориентировочную цену. При этом в документации нужно обязательно указать формулу цены и ее максимальное значение.
Помимо закупки кредита по 44-ФЗ для субъектов и муниципалитетов, может проводиться тендер на предоставление услуг кредитования финансовыми организациями.
В данном случае на первый план выходит задача по выбору верного способа определения поставщика.
В общероссийском классификаторе продукций по видам деятельности (ОКПД2) предоставление кредитования финансовыми организациями имеет код 64.19.2. При этом код 64 входит в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Таким образом, закупать услуги по кредитованию можно любым способом, кроме конкурсных процедур. Аналогичная позиция нашла свое подтверждение и в Письме Минфина от 04.09.2017 № 24-01-06/58019.
В основном проведение электронного аукциона имеет обычный характер. При этом стоит обратить внимание на п. 2 ч. 8 ст. 96, согласно которому услуги по предоставлению кредита закупаются без мер по обеспечению исполнения контракта.
На завершающей стадии заказчику важно знать, что право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем в залог ЦБ РФ в качестве обеспечения исполнения обязательств исполнителя по кредитам ЦБ. А если происходит обращение взыскания в установленном порядке на заложенное право, требования к заказчику может перейти к ЦБ (ст. 111.2)
Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).
Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.
В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.
Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.
Позиция документации | Содержание |
Размер необходимого кредита, валюта кредита. | |
Желаемый срок пользования кредитом. | |
Желаемый график платежей. | |