Как осуществления надзор и контроль банк россии за деятельностью кредитных организаций

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

• юридический — проверяя соблюдение законности;

• пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

• дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

• контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Банковский надзор представляет собой контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.

Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.

Читайте также:  Дадут ли мне кредит в центре инвесте

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет подразделении центрального аппарата и территориальные учреждения Центрального банка России.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Список кредитных организаций смотрите в приложении 4.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:

— списание активов, признанных безнадежными;

— ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;

— усиление внутрибанковского контроля;

— усиление или замена руководства банка.

Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.

Банковский надзор осуществляется в виде:

— контроля за экономическими нормативами;

— инспекции и ревизии деятельности банка.

При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Банки лишенные лицензии представлены в приложении 5. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции. Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).

Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

Необходимость существования системы банковского контроля определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Банковский надзор в России — динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

Основные принципы эффективного банковского надзора осуществляются главными положениями, правилами, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

Россия также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:

Читайте также:  Как остановит начисление процентов по кредиту

— предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);

— лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);

— регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);

— методы банковского надзора (принципы 16-20);

— требования к информации (принцип 21);

— официальные полномочия органов надзора (принцип 22);

— международные банковские операции (принципы 23-25).

Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Таким образом, в соответствии с Основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

Вывод: на основе приведённого анализа можно сделать вывод о том, что для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

В 2013 году Центральный банк отозвал в общей сложности 42 лицензии у коммерческих банков (данные на 20.12.2013). Наибольшее число отзывов за последние три года.

Организация банковского регулирования, надзора и контроля. 3

Регистрация и лицензирование кредитных организаций. 4

Инспектирование кредитных организаций. 7

Меры воздействия на кредитные организации. 14

Список литературы.. 19

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Тема данного реферата является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами и акционерами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

В данном реферате рассматривается деятельность коммерческих банков. Описывается регулирование и контролирование деятельности, регистрация и лицензирование, а так же инспектирование и меры воздействия на коммерческие банки.

В процессе работы были использованы Федеральные законы Российской Федерации, инструкции Центрального Банка и официальный сервер Банка России в интернете.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.

Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил ЦБ России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за банками с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у коммерческих банках необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.

Дистанционный надзор — наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор — это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.

Банковский надзор — это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Читайте также:  Можно ли заплатить за кредит через мобильный банк

Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности коммерческих банков. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.

Порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков регламентирован Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. При регистрации коммерческого банка и согласовании изменений в его уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей ком. банка и их материально-техническому оснащению.

Решение о государственной регистрации коммерческого банка принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации коммерческих банков осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Коммерческим банкам могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;

лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;

лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);

лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций — организаций инкассации;

лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами (либо разрешения на совершение операций с драгоценными металлами).

При наличии лицензии на проведение банковских операций банк вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Коммерческий банк, ходатайствующий о расширении своей деятельности, должен иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Банк России вправе отказать ком. банку в регистрации и выдаче лицензии по основаниям, указанным в ст.16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Банковским законодательством предоставлено право в целях защиты своих законных интересов обжаловать в арбитражный суд решение Банка России об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии либо непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения, в том числе и об отказе в регистрации или выдаче лицензии.

Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст.55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» и инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка»

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все основания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Adblock
detector