Банковские работники при оформлении кредита убеждают клиента в том, что страховка выгодна, в первую очередь, ему, ведь она помогает заемщику выплатить кредит при форс-мажорных обстоятельствах. Особенно это актуально для длительных кредитов, поскольку за долгое время произойти может разное.
Как правило, страховым случаем выступает ухудшение здоровья и потеря трудоспособности клиентом, увольнение с работы, угроза для жизни, стихийные бедствия. Но страховка существенно увеличивает сумму, которую нужно внести заемщику, поэтому он задумывается о том, возможен ли отказ от страховки после получения кредита. Рассмотрим этот вопрос детально в этой статье.
Раньше после заключения договора страхования почти не было обратного хода. Считалось, что заёмщик лично и добровольно дал свое согласие на эту услугу, поэтому не имеет права от нее отказаться. Решить вопрос можно было только в суде, и то, доказав, что действие было навязано. Но 1 июня 2016 года Банком России было объявлено, что граждане, оформившие страховку, могут забрать свои деньги назад на протяжении определенного периода (Указание Банка России № 3854-У). Этому Указанию подчиняются все банки, в том числе ВТБ, Россельхозбанк, Совкомбанк, Почта Банк, Ренессанс Кредит, ОТП банк, Альфа-Банк, Сетелем Банк, Тинькофф.
Не всегда возможен отказ от банковской страховки после получения кредита и возврат средств, потраченных на ее приобретение. В некоторых случаях страховой договор оформляется в обязательном порядке.
Когда выдается автокредит, страховку оформлять необязательно, но отказаться от нее будет достаточно проблематично. Банк со своей стороны может отказать в выдаче кредита. Даже если этого не случится, условия договора могут быть ужесточены: повышена процентная ставка по кредиту, уменьшен срок или сумма кредитования, увеличен первоначальный взнос, нужно будет предоставить дополнительные документы.
В остальных случаях оформление страховки является добровольным. Это касается кредитных карт, потребительских кредитов и других программ. Страхователь может получить назад средства, израсходованные на приобретение:
- страховки жизни и здоровья;
- полиса защиты от финансовых потерь;
- страхования имущества (кроме ипотеки);
- страхования от утраты трудоспособности.
Необходимо внимательно читать договор страхования, чтобы не попасться на хитрость банка. Если там присутствует пункт о присоединении к программе коллективного страхования, то получить назад деньги после подписания договора будет невозможно. Страхователем по данной программе выступает банк, а не заемщик, договор заключается между банком как юридическим лицом и страховой компанией, поэтому в данном случае Указание Банка России не будет иметь силу.
По истечении 14-ти дней с дня подписания договора страхования возврат страховой суммы в соответствии с законодательством невозможен. Заемщик может обратиться в банк для решения этого вопроса, потому что некоторые финансовые учреждения допускают возврат страховки даже по истечении двухнедельного срока, который прописан в Указании. Но таких лояльных банков не так уж много, большинство не дает возможности вернуть деньги после 14-ти дней, потому лучше не затягивать с подачей заявления об отказе от страховых услуг.
Сначала нужно самостоятельно написать заявление на исключение из участников добровольного страхования. Затем нужно отнести его вместе с пакетом документов в страховую компанию, или отправить заказным письмом через Почту России, если офис страховой компании находится не в городе проживания клиента.
Заявление необходимо написать в двух экземплярах, или сделать копию, чтобы сотрудник страховой компании забрал один экземпляр, а на втором проставил отметку о приеме.
Выплаты должны быть осуществлены на протяжении 10 дней после получения документов у заявителя. Средства поступают на счет по указанным в заявлении реквизитам. Если деньги не возвращены вовремя, то заемщик может обратиться в судебные органы с требованием расторгнуть соглашение о страховании и вернуть средства. В данном случае нужно приложить копию заявления с отметкой о приеме документов.
Полностью вернуть страховую премию получится только тогда, когда договор страхования еще не вступил в силу к моменту подачи заявления. Сроки соглашений могут быть разными, иногда они вступают в силу сразу после подписания, иногда через несколько дней. Если соглашение уже вступило в силу, то часть суммы будет удержана.
В пакет необходимых документов, которые нужно предоставить страховщику, входят:
- копия гражданского паспорта заявителя;
- договор страхования;
- чек, подтверждающий оплату страховых услуг;
- банковские реквизиты страхователя для зачисления денежных средств.
По почте лучше пересылать только копии документов, чтобы не утерять их окончательно в случае форс-мажорных обстоятельств при транспортировке.
Обычно страховые компании не настаивают на заполнении заявления согласно их правилам, но по возможности лучше написать обращение в присутствии сотрудника учреждения. В нем обязательно нужно указать:
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- паспортные данные;
- адрес проживания;
- номер и дату заключения страхового договора;
- контактные данные;
- реквизиты счета, куда будут перечисляться средства.
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Москва и область: +7 (499) 110-71-84
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Москва и область: +7 (499) 110-71-84
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68