Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматривать­ся в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управ­ление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направ­ления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на совре­менном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регули­рованию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Ø минимизация стоимости долга для заемщика;

Ø недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обоз­наченная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включа­ется в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Обеспечением государственного долга Украины служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Украины. Долго­вые обязательства Украины могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов других долговых обязательств, гарантированных пра­вительством.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

Ø эффективное использование мобзованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов;

Ø обеспечение своевременного возврата кредитов;

Ø максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Читайте также:

  1. III. Управление риском ликвидности.
  2. V. Управление по отклонениям
  3. А. Государственное управление в России. Усиление самодержавия
  4. Антикризисное управление риском
  5. Б. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия
  6. Банковские риски, их виды и управление.
  7. В чем состоит управление инновациями технологических процессов?
  8. В. Управление государством
  9. Власть и управление. Позиционная (должностная) и личная власть. Источники власти в организации.
  10. Внешнее управление
  11. Всеобщее управление качеством
  12. Гос. строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование оного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Читайте также:  Чтобы взять телефон в кредит какие документы нужны для кредита

Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управлении США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач. В частности, страны-члены ЕС уже договорились, что в единой Европе государственная задолженность не должна превышать 60% ВВП. Однако открытым остается вопрос об экономических санкциях для нарушителей.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

* минимизация стоимости долга для заемщика;

* недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса (государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью.

Номинальная стоимость облигаций — это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению);

* эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов,

* обеспечение своевременного возврата кредитов;

* максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный банк.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги — государственные краткосрочные обязательства Казначейства (ГКО) со сроком обращения 3 месяца и золотые сертификаты Министерства финансов РФ со сроком обращения 1 год.

В 1994 г. наряду с 3-месячными ГКО были эмитированы 6-месячные и годовые государственные облигации.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:  Московский кредитный банк сколько могу взять и проценты

Управление государственным кредитом может рассматри- ваться в узком и широком смысле. Под управлением государст- венным кредитом в широком смысле понимается формирова- ние одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Органы власти определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесо- образность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с под- готовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом реша- ются следующие задачи:

· минимизация стоимости долга для заемщика;

· недопущение переполнения рынка заемными обязатель- ствами государства и резкого колебания их курса;

· эффективное использование мобилизованных средств и

контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

· обеспечение своевременного возврата кредитов;

· максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определя- ет и особенности оперативного управления им, которое обычно возлагается совместно на Министерство финансов РФ и Банк России.

Главной задачей государства в управлении государствен- ным кредитом является повышение его эффективности. Сопос- тавление сумм ежегодных поступлений по системе государствен- ного кредита дает некоторое представление о результативности

учитывать положительное воздействие государственного кре- дита на состояние бюджета и денежного обращения государства, укрепление доверия населения к финансовой деятельности го- сударственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

Основную долю расходов по системе государственного кре- дита составляет выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займа. К расходам также относятся расходы по из- готовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и тиражей погашения и др.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарица- тельная стоимость облигаций), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займу производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или перевода суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

По внешнему долгу определяется коэффициент его обслу- живания. Он представляет отношение всех платежей по задол- женности (ПлЗ) к валютным поступлениям от экспорта товаров

уровнем обслуживания государственного долга принято считать 15–20%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы. Границей опасности считается такое превышение суммы долга, по срав- нению с которым экспорт увеличивается в 2 раза, а повышенная опасность — в 3 раза.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом. Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущен- ных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 1990 г. срок функцио- нирования казначейских обязательств был сокращен с 15 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.

Читайте также:  Какие документы нужны для кредита в сбербанке до 30 тысяч

Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Под унификацией займов понимается объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провес-

ти обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия из оборотов облигаций займов военного времени.

Отсрочка погашения займа происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

В условиях значительного роста государственной задол- женности и нарастающих бюджетных трудностей, как это имеет место в настоящее время, правительство может прибегнуть к реструктуризации государственного долга. Под реструкту- ризацией понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их другими долговыми обя-

зательствами, с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Реструктуриза- ция активно применяется при выплате процентов и погашении внешнего государственного долга. При этом непременным усло- вием предоставления новых займов является высокая репутация страны-должника на международном финансовом рынке, ее экономическая и политическая стабильность.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляются только в от- ношении внутренних займов. Отсрочки погашения обязательств применяются по отношению как к внутренней, так и к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов проводит- ся, как правило, по согласованию с кредиторами.

Большое значение в сфере управления государственным долгом имеет определение условий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов. При эмиссии займов учитывается также не только достижение максимальной финансовой эффективно- сти займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новых займов зависит от правильной оценки состояния экономики, денежного обращения, уровня доходности и сроков действующих займов, предоставляемых льгот и многих других факторов.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государст- венных займов производятся соответствующими подразделения- ми Министерства финансов РФ, а реализация ценных бумаг — банковской системой. Внешние облигационные займы на ино- странных денежных рынках размещаются от имени государст- ва-заемщика, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправи- тельственные займы обычно являются безоблигационными, и все условия их (уровень процента, валюта предоставления и пога- шения займа и др.) фиксируются в специальных соглашениях.

В одном из выступлений Президента РФ на коллегии Мин- фина России подчеркивалось, что целями Правительства РФ в

области управления внешим долгом должны быть: стремление сокращать долг, улучшать его структуру, снижать стоимость его обслуживания, создать единый орган управления и рефор- мирование Внешэкономбанка. Необходимо предельно осторожно подходить к приобретению новых долговых обязательств, т. е. не делать новых долгов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение государственного кредита. Чем обу- словлена его необходимость?

2. Охарактеризуйте государственный кредит с точки зрения экономической и финансовой категорий.

3. В чем заключается сущность государственного кредита как инструмента регулирования экономики?

4. В каких формах выступает внутренний и внешний госу- дарственный кредит?

5. По каким признакам классифицируются государственные займы?

6. Дайте определение государственного долга.

7. Охарактеризуйте состояние внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.

8. Какие задачи решаются в процессе управления государс- твенным кредитом?

Adblock
detector