Каких лиц должны информировать сотрудники кредитной организации

Текст письма опубликован
«Вестник Ассоциации российских банков», 2005, N 4
Вопрос: В связи с внесением Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» просим разъяснить следующее.
1. В соответствии с п.1.1 ст.6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее.
Обязана ли кредитная организация сообщать в уполномоченный орган сведения о таких сделках с недвижимым имуществом, если из представленных клиентом документов кредитной организации стало известно о совершении такой сделки?
2. Обязана ли кредитная организация в соответствии с вышеуказанной нормой сообщать в уполномоченный орган о сделках с недвижимым имуществом, в которых кредитная организация выступает стороной по договору или предметом договора является обременение недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.)?
3. Обязаны ли кредитные организации направлять в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, указанных в ст.7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
4. Что считается датой выявления кредитной организацией подозрительной операции, о которой кредитная организация обязана предоставить соответствующие сведения в уполномоченный орган согласно п.3 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
Ассоциация российских банков
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2004 г. N 12-4-7/3968
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России рассмотрел запрос о порядке применения Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и сообщает следующее.
По первому и второму вопросам.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту — Федеральный закон) кредитные организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и на основании п.1 ст.7 Федерального закона обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Согласно п.1.1 ст.6 Федерального закона, в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее.
В соответствии с п.4 указанной статьи Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Следовательно, по нашему мнению, кредитная организация должна сообщать в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом, предусмотренных п.1.1 ст.6 Федерального закона, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов кредитной организации стало известно о совершении такой сделки.
Также следует иметь в виду, что Положением Банка России от 20.12.2002 N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 17.08.2004 N 1490-У, установлен код вида такой операции, подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым имуществом (код 8001).
При этом анализ п.1.1 ст.6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация выступает стороной по договору и предметом договора является обременение недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.).
По третьему вопросу.
Согласно ст.5 Федерального закона кредитные организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом в соответствии со ст.7 Федерального закона (пп.4 п.1 и п.3) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, по общему правилу, представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, т.е. по операциям, указанным в ст.6 Федерального закона.
Статья 7.1 Федерального закона устанавливает права и обязанности иных лиц, не являющихся организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
При этом ст.7.1 Федерального закона содержит перечень операций, сведения о которых указанные лица при наличии оснований полагать, что указанные операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны направлять в уполномоченный орган.
Таким образом, кредитные организации не обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, указанных в ст.7.1 Федерального закона.
В то же время следует отметить, что такая обязанность у кредитных организаций возникает, когда в результате применения правил внутреннего «противолегализационного» контроля кредитная организация приходит к выводу, что проводимая операция является подозрительной, и принимает решение о направлении о ней сведений в уполномоченный орган.
По четвертому вопросу.
В соответствии с Федеральным законом кредитные организации осуществляют внутренний контроль — деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст.3 Федерального закона).
Полагаем, что днем выявления подозрительной операции следует считать день, в который в результате применения правил внутреннего «противолегализационного» контроля кредитной организацией принято окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.
В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, кредитная организация обязана представить соответствующие сведения в уполномоченный орган.
Заместитель директора
Департамента валютного регулирования
и валютного контроля
Т.А.АРТАМОНОВА
16.12.2004

Читайте также:  Как оплатить кредит русфинанс банк через росбанк

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.

Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
  • приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Читайте также:  Как доехать до кредитного бюро

Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.

Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.

Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Читайте также:  Кому дают кредит в запсибкомбанке

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.

Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

Дата Место Цена Организатор Тип
18-19 октября Москва Институт банковского дела АРБ Очный семинар

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников, а также даются рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.

Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций .

Дата проведения – 12 июля. Продолжительность 7 академических часов.

1.1. Основания для модернизации внутреннего контроля и финансового мониторинга при применении технологий электронного банкинга.

Понятие электронного банкинга (дистанционного банковского обслуживания) и формирование информационного контура банковской деятельности

Нетипичные угрозы надежности банковской деятельности, возникающие в ее информационных контурах и усложнение структуры банковских рисков

Возможности для противоправной деятельности в киберпространстве в условиях электронного банкинга и ее варианты

Задачи модернизации процессов управления банковскими рисками, внутреннего контроля, финансового мониторинга (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма – ПОД/ФТ) и обеспечения информационной безопасности в условиях электронного банкинга

1.2. Специфика противоправной деятельности в условиях применения технологий электронного банкинга.

Примеры расследований противоправной деятельности (в широком смысле) с использованием технологий электронного банкинга с участием специалистов Банка России

Комплексный характер финансового мониторинга и подходы к организации противодействия противоправной деятельности – рекомендации зарубежных организаций, осуществляющих такое противодействие в рамках ПОД/ФТ

1.3. Специфика осуществления внутреннего контроля и финансового мониторинга в условиях киберпространства банковской деятельности.

Проблематика контроля действий удаленных клиентов дистанционного банковского обслуживания и формирование доказательной базы

Использование компьютерных журналов в интересах противодействия противоправной деятельности в киберпространстве

Модель оптимальной организации жизненного цикла процессов внутреннего контроля, финансового мониторинга и обеспечения информационной безопасности

2. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.

3. Выявление кредитными организациями операций, имеющих признаки связи с отмыванием денег.

3.1. Операции, подлежащие обязательному контролю.

3.2. Подозрительные операции:

отличительные особенности участников операций, выявление подставных лиц и организаций;

проблемные страны и регионы (оффшоры);

расчеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

3.3. Собственные операции кредитных организаций.

3.4. Схемы отмывания денег, используемые в России.

1. Лямин Леонид Витальевич — Начальник отдела электронных банковских технологий Департамента банковского надзора ЦБ РФ

2. Представитель ФСФМ России

Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика

Дата проведения – 13 июля. Продолжительность 7 академических часов.

5. Обзор актуальных признаков сомнительных операций (трансграничые переводы наличных денежных средств без открытия банковских счетов, операции с наличной иностранной валютой, сектора экономики с точки зрения риска проведения сомнительных операций).

6. Обзор информационных писем: от 14 августа 2018 года №ИН-014-12/54, от 19 июля 2018 года №ИН-014-12/48, от 29 декабря 2018 года №ИН-014-12/84).

7. Обзор последних и перспективных изменений в 115-ФЗ и нормативные акты Банка России.

8. Ответы на вопросы.

9. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

9.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

9.2. Идентификация клиентов.

9.4. Хранение документов.

9.5. Подготовка персонала.

9.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.

10. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

10.1. Правила и программы внутреннего контроля.

10.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.

10.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

10.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

10.5. Изучение клиентов.

10.6. Характерные проблемы.

1. Представитель Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России

2. Представитель службы финансового мониторинга крупного коммерческого банка г. Москвы

Стоимость участия составляет 19 990 руб.

Adblock
detector