Кредитно финансовая сфера что включает в себя

1 Кредитно — денежная сфера современной экономики:

её сущность, особенности, цели 6

2 Инструменты кредитно — денежной политики 15

2.2 Политика обязательных резервов 18

3 Особенности функционирования кредитно-денежной

сферы в экономике Республики Беларусь 26

Список литературы 34

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри­мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос­сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В не­которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде­ния выполняет целая группа банков (в США, например — Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи­ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товар­но-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне — это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.

Задачами работы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностей функционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.

Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе раскрывается сущность кредитно-денежной сферы, её важность, описываются её основные принципы, цели и задачи.

Во второй главе раскрываются методы и инструменты, применяемые государством для осуществления денежно- кредитной политики.

В третьей главе описываются особенности кредитно-денежной сферы в экономике Беларуси, а также основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

1 Кредитно — денежная сфера современной экономики: её

сущность, особенности, цели

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии — уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Читайте также:  Можно ли как то поменять кредитное плечо в счете

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка — поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства[1] .

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики.

Важно прояснить вопрос об определении базовых понятий. Традиционным является употребление термина “денежно-кредитная политика”. Является ли, однако, понятие “кредитная” простым приложением к понятию “денежная” либо это понятие имеет собственное содержание? Верно ли поэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следует говорить о денежной и кредитной политике как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики? Для ответа на данный вопрос необходимо сопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной и кредитной составляющих политики.

Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечить) продвижение к заданному результату – стабильности цен.

Целью денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой. Другое возможное определение, фактически синоним предыдущего: цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики[2] .

Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.

В денежной политике процентная ставка по кредитам (ставка рефинансирования Центрального банка) должна обеспечить искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

В Приложении 1. Стрелками 1 (a;b) и 2 (a;b) показаны политические решения в целях изменения (увеличения, уменьшения) объема предложения денег (1) и процентных ставок (2). На схеме иллюстративно показаны области денежной и кредитной политики. Решение, целью которого является изменение объема денежной массы, является решением в сфере денежной политики. Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче и включает в себя процентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическом уровне могут касаться исключительно процентных ставок[3] .

Решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области. В связи с этим принципиальный выбор между денежной, кредитной и валютной политикой должен осуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной политики задаются на базе компромисса. при этом избранная сторона политики, касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка, является доминирующей. Другие составляющие являются субординационно подчиненными.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему любого национального хозяйства. В целом финансово-кредитная система состоит из двух основных подсистем: финансовой и кредитной.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: —

финансы предприятий и организаций; —

Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежнокредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Г лавной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам).

Финансовая подсистема финансово-кредитной системы делиться на: 1)

Централизованные (государственные) финансы: —

государственное социальное страхование; —

пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; —

имущественное и личное страхование через государственные организации; —

фонды целевого назначения. 2)

финансы коммерческих предприятий и организаций; —

финансы некоммерческих организаций; —

финансы кредитных организаций; —

финансы страховых организаций. 3)

Финансы домашних хозяйств.

Читайте также:  У банка отобрали лицензию что будет с кредитом форум

Кредитная подсистема финансово-кредитной системы включает: 1)

эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки); —

неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. д.); 2)

специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, ломбарды и т. д.); —

почтово-сберегательные учреждения. 2.

Информационные ресурсы и их роль в мировой экономике

В зависимости от объектов, на которые воздействуют информационные продукты, они делятся на товары, воздействующие на: 1)

человека (образовательные технологии, услуги, произведения искусства и прочие); 2)

живую материю (вне человека) (генная инженерия, технологии сельского и лесного хозяйства и прочие); 3)

неживую материю (наукоемкие средства производства); 4)

нематериальную реальность (компьютерные программы, технологии сбора и обработки данных и прочие).

Основные особенности информационного товара: •

Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно; •

Разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.

Производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Это свойство информационного продукта — трудность производства и относительная простота тиражирования — создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Виды информационных услуг: 1.

обработка данных в вычислительных центрах; 2.

связь (телефонная, телекоммуникационная) для передачи данных; 3.

разработка программного обеспечения; 4.

разработка информационных технологий; 5.

разработка информационных схем (Интернет-услуги).

Принято различать следующие основные сектора инфраструктуры мирового информационного рынка: —

сектор деловой информации •

биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; •

статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; •

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы —

сектор информации для специалистов •

профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; •

научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; •

доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. —

сектор массовой, потребительской информации •

новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; •

потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; •

развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст. —

услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. —

обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: •

программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; •

технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; •

разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; •

консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; •

Читайте также:  Как узнать есть ли кредитное предложение от альфа банка

подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран составляет примерно 10-25 %. 3.

Последние изменения в мировой экономике показывают все большую зависимость государств от функционирования финансово-кредитной сферы. Ежегодно объемы финансирования интересов бизнеса, государства и потребителей значительно вырастают, для обслуживания этих потребностей и существует банковская система.

Банки являются неотъемлемым элементом любой экономики, будь то мировая, государственная или региональная. Физических лиц, бизнес, государство и других финансовых участников между собой связывает банковская сфера.

Банк является финансово-кредитным учреждением, которое производит операции с денежными средствами, ценными бумагами, металлами и договорными обязательствами, предметом которых являются денежные средства или иные финансовые инструменты, например, договор цессии.

Существует, в самом широком смысле, 2 вида банков:

  • Центральный банк — государственное учреждение, которое отделено от иных органов власти, ведает вопросами финансовой и валютной политики, производит надзор за финансовыми институтами, обеспечивает эмиссию денег и государственных ценных бумаг, кредитует коммерческие банки. Банковская сфера находится под надзором Центрального банка.
  • Коммерческий банк — частное или публичное учреждение, созданное с целью извлечения прибыли за счет осуществления банковских операций.

Юридической основой для учреждения банка является закон «О банковской деятельности», который предусматривает необходимые требования для получения лицензии:

  • размер собственного капитала — 18 000 000;
  • перечень документов;
  • «чистая» деловая и налоговая история учредителей;
  • наличие системы управления риском и капиталом и системы внутреннего аудита.

Следует отметить, что неисполнение требований закона влечет за собой мотивированный отказ Центрального банка в выдаче лицензии. Также если юридическое лицо осуществляет банковские операции без наличия соответствующей лицензии, оно может быть лишено всей прибыли, полученной в результате такой деятельности, и принуждено к уплате штрафа в двойном размере от ее размера в пользу Федерального бюджета.

Банковская сфера также находится под наблюдением авторитетных рейтинговых агентств, таких как Fitch Rating, S&P, Moody’s и др. Их оценка определяет надежность и устойчивость кредитной организации на несколько лет вперед, высокие рейтинги повышают привлекательность банка перед другими финансовыми учреждениями у вкладчиков.

Совокупность банковских операций весьма обширна, большинство банков делают приоритет лишь на части из них, поэтому справедлива классификация по типу деятельности:

  • Универсальные банки. Они занимаются практически всеми видами банковской деятельности, например, Сбербанк, ВТБ24.
  • Инвестиционные банки. Занимаются инвестициями и спекуляциями на финансовых рынках, например, БКС, ФИННАМ.
  • Отраслевые банки. Они преимущественно занимаются кредитованием и обслуживанием бизнеса, например, Россельхозбанк, Промстройбанк.
  • Специализированные банки. Выполняют узкий перечень банковских обязательств или имеют нестандартную систему обслуживания, например, Газпромбанк, «Тинькофф».

Банковская сфера включает в себя следующие виды банковских операций:

  • Кредитование.
  • Депозитарное хранение.
  • Обслуживание транзакций.
  • Брокерские услуги.
  • Инвестиции.
  • Обмен валюты.
  • Размещение драгоценных металлов.
  • Лизинговые операции.
  • Доверительное управление финансовыми активами.

Финансово-банковская сфера находится под законодательным и финансовым регулированием. С точки зрения закона, банки подчиняются совокупности законодательных актов, регламентирующих банковскую деятельность. В России основным из них является Федеральный закон «О банковской деятельности», а, к примеру, взаимоотношения между заемщиком и банком регулируются положениями Гражданского кодекса.

Что касается финансового регулирования, то оно заключается в надзоре над коммерческими банками со стороны Центрального банка. Он выдает и отзывает лицензии, проверяет финансовое положение банка, в частности следит за достаточностью уровня ликвидности, прозрачностью транзакций, уровнем резервных средств на балансе, устанавливает стандарты ведения бухгалтерской отчетности и т. д.

Российское законодательство предусматривает страхование вкладов физических лиц на тот случай, если у банка отзывается лицензия, сумма — до 1 400 000 рублей, при этом под страховку попадает также и процентная часть вклада, накопленная на момент отзыва лицензии. Для юридических лиц данное положение закона недействительно.

Adblock
detector