Кто платит ндс по коммерческому кредиту

На основании указанной льготы многие банки при исчислении НДС не учитывали доходы по операциям кредитования в виде комиссий. В последнее время Минфин России в ответ на неоднократные обращения кредитных организаций по вопросу налогообложения НДС доходов банка в виде комиссий по операциям кредитования выпустил ряд писем (письма Минфина России от 29.06.2007 № 03-07-05/39, от 27.06.2007 № 03-07-05/37, от 13.06.2007 № 03-07-05/34), разъясняющих официальную позицию этого министерства по данному вопросу.

В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письмом Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определены должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию министерства в указанных письменных разъяснениях. Это министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, вышеуказанные письма Минфина России, подписанные заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным, выпущены в соответствии с положениями ст. 34.2 НК РФ и подписаны должностным лицом, уполномоченным письменно излагать официальную позицию Минфина России по вопросам налогообложения.

Так, на основании разъяснений Минфина России подлежат обложению НДС доходы банков в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Не подлежат обложению НДС комиссии, полученные банками за услуги по открытию и ведению ссудного счета, пролонгацию кредита, досрочное погашение кредита.

Кредитным организациям в целях минимизации налоговых рисков необходимо учитывать изложенную в разъяснениях позицию Минфина России при формировании учетной политики для целей налогообложения. Так, при осуществлении банковской операции кредитования к доходам, не подлежащим обложению НДС, относятся комиссии, полученные за:

— предоставление денежных средств при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента (овердрафт);

— открытие и ведение ссудного счета;

— досрочное погашение кредита;

— открытие, поддержание кредитной линии и резервирование денежных средств;

— фактическую выдачу кредита (в том числе за выдачу кредита более определенной суммы);

— неиспользованный лимит кредитной линии.

К подлежащим обложению НДС доходам, полученным при осуществлении банковской операции по кредитованию, относятся комиссии за:

— рассмотрение кредитной заявки;

— подготовку документов при первичном оформлении кредита;

— сбор документов, необходимых для выдачи кредита;

— подготовку заключений на выдачу кредита;

— подготовку договоров и обеспечительной документации, в том числе составление договора залога;

— изменение параметров кредитования (кроме пролонгации);

— предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

— предоставление расчета начисленных в истекшем месяце (ином периоде) процентов по запросу клиента;

— предоставление информации о кредитной истории, о ставке рефинансирования по запросу клиента.

По вопросу обложения НДС доходов банка в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита, Минфин России обосновывает свою позицию тем, что данные услуги могут не включаться в условия кредитного договора в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ и, соответственно, по этой причине не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Читайте также:  Как оплачивать кредит ниссан финанс

По нашему мнению, данная позиция Минфина России является весьма спорной. Кредитные организации как налогоплательщики вправе не согласиться с опубликованным разъяснением и отстаивать свою позицию, исходя из положений подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании следующего.

В вышеуказанных разъяснениях Минфин России весьма узко трактует услуги, связанные с банковской операцией по кредитованию. Между тем размещение привлеченных банком денежных средств представляет собой не просто операцию по перечислению суммы кредита на счет заемщика, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых банком при рассмотрении кредитной заявки потенциального заемщика. Это в первую очередь сбор комплекта документов для оценки кредитоспособности потенциального заемщика, комплексный анализ предоставленных им документов, оценка финансовой отчетности заемщика в целях определения его финансового состояния, а также степени риска невозврата предоставляемого кредита, документальное оформление результатов анализа и итогов рассмотрения кредитным комитетом, оценка юридических рисков, кредитных и обеспечительных договоров и т.д.

К этим мероприятиям следует также отнести мероприятия, направленные на обслуживание предоставленных кредитов: осуществление контроля за исполнением кредитного договора и связанных с ним соглашений, финансовым состоянием заемщика, получением процентов, анализ причин пролонгации кредита, создание/восстановление резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, изменение в процессе кредитования условий договора (например, изменение ставки, обеспечения) и др.

Кроме того, финансовые органы, уполномоченные давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, должны соблюдать нормы п. 1 ст. 4, подп. 8 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ, согласно которым уполномоченные органы не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Понятие кредита (кредитного договора) определено ст. 819 ГК РФ, согласно которой по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты с нее.

При этом стороны вправе по своему усмотрению в кредитном договоре определить те или иные условия предоставления кредита, если только обязательное соблюдение последних не предписано нормами закона и иных нормативных правовых актов (ст. 421 ГК РФ).

Также п. 1.7 Положения Банка России № 54-П установлено, что банк обязан разработать и утвердить документы, определяющие порядок и процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, правила кредитования клиентов банка.

Таким образом, оказание кредитной организацией услуг, связанных с предоставлением кредита (подготовка документов для оформления кредита, сбор документов, подготовка заключения на выдачу кредита, подготовка договоров и обеспечительной документации), должно осуществляться в соответствии с утвержденными внутренними документами порядком и условиями предоставления денежных средств заемщику.

Условия предоставления и возврата кредита определяются договором между банком и заемщиком, в котором указываются сумма кредита (долга), процентная ставка по кредиту, а также виды и стоимость банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки платежей, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Читайте также:  Как вернуть страховку после погашения кредита хоум кредит банк

Позиция судебных органов по данному вопросу отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2002 по делу № А56-12345/02. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оказываемые банком услуги за сопровождение кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.

При решении вопроса о налогообложении НДС операций, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в судебном порядке.

Минфин учел позицию Пленума ВАС РФ и разъяснил, что проценты, которые продавец товаров получает от покупателя за предоставленный коммерческий кредит в виде отсрочки (рассрочки) оплаты за реализованное имущество, НДС не облагаются. Соответствующее письмо финансового ведомства от 17.06.14 № 03-07-15/28722 Федеральная налоговая служба направила в нижестоящие инспекции для использования в работе (письмо ФНС от 08.07.14 № ГД-4-3/13219@).

В комментируемом письме речь идет о налогообложении процентов, начисленных на сумму рассрочки в связи с покупкой имущества казны. Но разъяснения контролирующих органов распространяются на общие случаи предоставления коммерческого кредита.

Ранее в Минфине рассуждали следующим образом. По договорам, исполнение которых связано с передачей имущества в собственность другой стороне, продавец может предоставить покупателю коммерческий кредит. В том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 823 ГК РФ). В связи с этим коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров. Таким образом, денежные средства, полученные продавцом товаров от покупателя за предоставление коммерческого кредита, связаны с оплатой этих товаров. А суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, включаются в базу по НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Похожие разъяснения давали специалисты ФНС в отношении процентов по коммерческому кредиту при приобретении имущества казны. В письме от 12.05.10 № ШС-37-3/1426@ чиновники заявили, что проценты по такому кредиту включаются в базу по НДС, поскольку являются доходами от реализации соответствующего имущества на определенных соглашением сторон условиях.

Однако суды в большинстве своем придерживаются иного мнения. Как указывают арбитры, из анализа статьи 823 ГК РФ и статьи 153 НК РФ следует, что проценты, начисленные за предоставление рассрочки, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества. Следовательно, такие проценты не облагаются НДС, так как не являются доходом от реализации, а относятся к внереализационным доходам. (См. постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 08.10.98 № 13/14, определения ВАС РФ от 18.03.13 № ВАС-2273/13, от 01.11.12 № ВАС-14084/12, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.13 № А33-7854/2012, ФАС Уральского округа от 03.12.12 № Ф09-10253/12).

В комментируемом письме Минфин признал справедливость именно такой трактовки законодательства. Учитывая мнение судей, а также принимая во внимание, что проценты по займам освобождены от НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), чиновники заявили: суммы процентов, уплачиваемых покупателем — налоговым агентом при покупке в рассрочку имущества казны, НДС не облагаются.

Читайте также:  Как в орифлейме оформить заказ в кредит

Многие предприятия пользуются тем, что судьи считают платежи по коммерческим кредитам необлагаемыми налогом на добавленную стоимость, и за счет этого экономят на налоговых уплатах. Это происходит следующим образом:

  • Организация договаривается с поставщиком, который уменьшает стоимость товаров;
  • Поставщик предоставляет отсрочку платежей за товары или услуги;
  • Организация платит стоимость товаров в рассрочку и дополнительно проценты, которые равны сумме скидки, предоставленной продавцом.

Таким образом, получается, что продавец предоставил фирме коммерческий кредит, платежи по которому не облагаются НДС. В итоге, организация не платит часть налога с продажи товаров и значительно экономит бюджет.

Налоговым органом такие действия невыгодны и они считают, что платежи по коммерческому кредиту должны облагаться НДС. Свою точку зрения они подкрепляют письмом УМНС России от 30.10.03. В нем прописана ссылка на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В положении говорится о том, что продавцу необходимо увеличить НДС по суммам от реализации товаров в счет увеличения дохода или других оплат за реализацию услуг или товаров. Налоговики считают, что проценты по коммерческому кредиту соответствуют прописанным в Налоговом кодексе требованиям, а значит, их необходимо облагать налогом на добавленную стоимость.

На судебной практике можно доказать правоту организации, обосновав ее постановлениями судов, в которых говорится, что:

  1. Поставщик имеет право устанавливать проценты для организации на товары и услуги с первого дня передачи товаров или услуг организации по НК РФ;
  2. Платежи процентов уплачиваются вплоть до полного погашения стоимости товаров или услуг организацией и считаются оплатой по коммерческому кредиту.

Из вышеуказанного следует, что проценты, прописанные в договоре между поставщиком и покупателем, не являются увеличением стоимости товара, а значит, и НДС не облагаются.

Данные постановления Пленума Верховного суда РФ под №13 и Пленума ВАС РФ №14 прочно закрепили себя в судебной практике и используются, как подтверждение правоты налогоплательщика большинством судей.

Помимо судебных постановлений вы можете взять за основу защиты в суде пп. 3 п. 3 ст. 143 Налогового кодекса России, в которой говорится, что проценты по займам, выраженные в денежной форме не облагаются НДС. Несмотря на тот факт, что в НК РФ нет информации о том, что коммерческий кредит – это заем, к таковому его можно отнести, опираясь на:

  1. Отсрочка платежа поставщиком – это разрешение покупателю пользоваться деньгами продавца определенный промежуток времени (как это происходит при предоставлении займа);
  2. За время отсрочки покупатель оплачивает проценты за пользование деньгами.

Эти особенности приравнивают коммерческий кредит к займу, следовательно, и НДС он облагаться не должен.

Вышеперечисленные возможность значительно сэкономить на уплате НДС имеют один немаловажный недочет. Налоговые органы при проверке организации могут и не проявлять особого внимания к уплате НДС по процентам коммерческого кредита, а просто заявить, что налог по данным процентам не подлежит зачету налога на добавленную стоимость. И в этом случае у налоговиков высокие шансы доказать свою правоту в суде.

Adblock
detector