Кто в беларуси может получить льготный кредит на строительство жилья

Понятие улучшения жилищных условий прямо связано с социальной политикой государства. Еще с советских времен бытует мнение, что гражданин (семья), имеет право на определенную жилую площадь. В СССР граждане, не имеющие такого жилья, получали квартиры (реже – дома) от государства, в современной Беларуси им предлагают льготный кредит на жилье.

Льготные кредиты в современной Беларуси — это тоже реализация социальной политики государства. Больше всего льготных кредитов выдается семьям в которых растут дети (не менее 2-х), особое внимание и лучшие условия многодетным, сотрудникам силовых ведомств и некоторых госструктур.

Следует знать, что улучшение жилищных условий — не обязанность государства или организаций предоставлять жилье всем нуждающимся.

Некоторые социально уязвимые граждане, например: инвалиды, сироты, многодетные семьи, могут рассчитывать на максимальную помощь. Представители власти сами посещают таких граждан, помогают собирать и оформлять документы.

Но большинство получит только предложение воспользоваться своими льготами, а дальнейшее зависит от их личной инициативы. Они сами должны будут писать заявления в исполкомах, сообщать о появлении детей и других оснований для льгот, следить за движением очереди, искать место в строящихся домах.

Другое важное, даже определяющее, обстоятельство – права и жилищные льготы в Республике Беларусь строго регламентированы законом. Потому начинать улучшение жилищных условий следует с четкого определения своих прав и льгот.

Окончательную форму условия льготного кредита приобретают в договоре между клиентом и банком.

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске – 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило – претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Для Минска и Минского района есть ограничения на 5 или 10 лет для тех, кто переехал сюда из других мест.

Кроме оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть законодательно определенные причины для снятия с учета. Основная масса таких ситуаций связана с изменением места жительства, работы и семейного положения. Также снимают с очереди тех, кто не предоставляет документы по запросу государственных органов. И тех, кто трижды в течение года отказался от предложенных вариантов решения жилищного вопроса.

Главное правило здесь – нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Читайте также:  Кредит на остаток суммы в чем развод

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы – можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости – добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на льготное кредитование, лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент – некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Беларусь — социально ориентированное государство. Оно проявляет особую заботу о своих гражданах и помогает им с помощью различных финансовых инструментов решать жилищные проблемы. Одним из таких механизмов является льготный кредит.

До 2012 года льготное кредитование в Беларуси процветало. По сути, каждый человек (семья), который состоял в очереди и хотел улучшить свои жилищные условия, мог получить государственную поддержку в виде льготного кредита. Такую политику вело наше социально ориентированное государство.

Впоследствии в этот документ были внесены изменения, которые нашли отражение в указе № 460.

Льготный кредит на покупку жилья или строительство в отличие от кредита на жилищные цели на общих основаниях имеет более длительный срок возврата – 20, в отдельных случаях 40 лет — и низкие процентные ставки.

  1. Эмансипированные и замужние (женатые) дети-сироты, оставшиеся без родителей, кредитуются на 40 лет под 1% годовых. Аналогичные условия кредитования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, наниматели социальных квартир и многодетные семьи. Для всех остальных очередников срок пользования кредитом ограничен 20 годами.
  2. Кредитополучатели, имеющие работу, постоянную регистрацию и местожительство в городах с количеством проживающих менее 20 тысяч, кредитуются под 10% ставки рефинансирования (СР) Нацбанка, однако не меньше 3% годовых. Такие условия кредитования сохраняются и для жителей городов-спутников.
  3. Военнослужащие и молодые семьи с двумя несовершеннолетними детьми кредитуются под 5%.
  4. Всех других претендентов, указанных в абзацах три, пять, шесть, восемь – шестнадцать части первой подпункта 1.1 указа № 13, банк кредитует под 20% СР, но не меньше 5%.

В указе № 13 также прописаны лица, имеющие первоочередное право на предоставление им кредита. К ним, в частности, относятся:

  • многодетные семьи;
  • семьи с детьми-инвалидами и инвалидами с детства I и II группы;
  • чернобыльцы, заболевшие или получившие лучевую болезнь во время ликвидации аварии;
  • жильцы помещений, признанных непригодными для жизни и другие.

При расчете суммы банк будет учитывать нормируемую площадь и цену квартиры или дома. Однако в любом случае она не должна превышать 90% стоимости предмета договора.

Что касается многодетных семей, то им оказывается государственная финансовая поддержка при погашении долга банку. Если в семье воспитывается 5 несовершеннолетних детей, то государство полностью погасит долг, а если 3 несовершеннолетних — 75% от суммы задолженности.

Читайте также:  Что могут приставы если не отдать кредит банку

Ввиду непростой экономической ситуации объемы льготного кредитования резко сократились. С конца 2015 года на строительство жилья направляются в основном многодетные семьи. Однако и здесь не все так гладко.

Сегодня в Беларуси насчитывается порядка 26 тыс. многодетных семей. Более 6 тыс. из них состоят в очереди на жилье более 3 лет. Чтобы не растягивать очередность, многодетным семьям предлагается строиться с помощью других финансовых инструментов – например, с привлечением кредита под 5%.

Все остальные очередники кредитуются строго по утвержденным спискам согласно перечню многоквартирных жилых домов (постановление Минстройархитектуры от 24 марта 2017 г).

Сумма кредитных ресурсов зависит от платежеспособности кредитополучателя. Заемные средства у банка предоставляются на 15 лет под 7% на день утверждения данных списков.

Многодетные семьи с тремя несовершеннолетними детьми кредитуются до 95% стоимости предмета договора, все остальные очередники – до 75%.

Когда человеку не хватает денег, он пытается их достать. Кто-то старается работать больше, чтобы повысить свой доход, кто-то обращается за кредитом, кто-то играет в лотерею. Но есть еще один выход из ситуации, о котором нередко забывают – субсидия.

Субсидия в переводе с латыни – поддержка, помощь. В современном мире субсидия – это выплата, предоставляемая за счёт бюджета или специального фонда.

Что нужно знать о субсидии?

  • Это безвозмездная передача денег
  • Субсидия предоставляется на определенную цель
  • Выделяется на условиях долевого финансирования – то есть часть денег дает государство, а другую часть человек оплачивает сам

В нашей стране субсидию могут получить только определенные категории граждан на установленные цели. Размер субсидии определяется отдельно для каждой конкретной ситуации.

В Беларуси субсидии можно получить на:

Субсидия на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья согласно Указу №13

По информации Министерства архитектуры и строительства, субсидии по Указу №13 теперь выдаются только при наличии свободных средств. Уже заключенные договоры продолжают действовать, но с 2018 года практически вся поддержка в виде субсидий на жилье будет предоставляться согласно Указу №240.

Согласно Указу №13, субсидии на строительство и покупку жилья могли получить многочисленные категории граждан:

  • военнослужащие
  • граждане с внеочередным правом на получение социального жилья
  • члены семьи нанимателя социального жилья
  • многодетные семьи
  • семьи с детьми-инвалидами и инвалидами с детства
  • граждане, пострадавшие от взрыва на Чернобыльской АЭС
  • ветераны боевых действий
  • граждане, проживающие в непригодном для проживания жилье
  • лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь
  • талантливые молодые ученые, которым были назначены стипендии
  • граждане, проживающие в общежитиях или съемном жильё
  • граждане, проживающие в населенных пунктах с населением до 20 тысяч человек и городах-спутниках
  • граждане, проживающие в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области
  • судьи и прокурорские работники
  • молодые семьи
  • сироты

Размер субсидии определяется временем нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, размером семейного дохода и площадью имеющегося жилья.

Субсидия на уплату процентов по кредиту на жилье по Указу №240

По сути, Указ №240 является продолжением истории с Указом №13. Согласно Указу №13, можно было получить выплату на строительство, реконструкцию или покупку жилья. Здесь же основная часть тех же категорий людей может получить субсидию на уплату процента по кредиту на то же самое жилье.

Как это работает? Определенные банки предоставляют кредиты на жилье. Государство согласно Указу №240 предоставляет необходимую адресную финансовую помощь на погашение процентов по этим кредитам. То есть основную сумму кредита выплачивает сам кредитополучатель, а процент поможет выплатить государство. Такой кредит и субсидию на его выплату сейчас можно получить в 5 коммерческих банках:

  • Банк БелВЭБ
  • Белагропромбанк
  • Беларусбанк
  • Белинвестбанк
  • БПС-Сбербанк

Условия кредитования в указанных выше банках практически одинаковые:

  • срок кредитования – до 20 лет
  • ставка по кредиту – 13% годовых (или ставка рефинансирования плюс 3 процентных пункта)
Читайте также:  Можно ли гасить кредит из другого города

При изменении ставки рефинансирования будет изменяться и ставка по кредиту.

Сумма субсидии покрывает проценты исходя из ставки рефинансирования минус 2 процентных пункта. Ставка рефинансирования (СР) на данный момент составляет 10%.

Некоторые категории граждан имеют особые права и могут рассчитывать на более весовую субсидию:

  • Многодетные семьи, имеющие четверых и более несовершеннолетних детей – субсидия покрывает проценты по ставке СР+3%.
  • Многодетные семьи, имеющие трех несовершеннолетних детей; многодетные семьи, имеющие не менее трех детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с получателем субсидии; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – СР+2%.
  • Малообеспеченные граждане, которые осуществляют строительство жилья и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области – СР+2%.

Погашение части основного долга по кредиту на жилье

Согласно Указу №240, некоторые категории граждан могут получать одновременно субсидию на уплату процентов кредита на жилье и субсидию на погашение основного долга.

На получение такой выплаты имеют право дети-сироты и многодетные семьи:

  • Многодетные семьи, имеющие четверых и более несовершеннолетних детей – могут погасить до 100% от основного долга по кредиту на жилье за счет субсидии.
  • Многодетные семьи, имеющие троих несовершеннолетних детей – могут погасить до 95%.
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – могут погасить до 50% (в соответствии с Указом №474).
  • Граждане, воспитывающие детей-инвалидов – могут погасить 50% основного долга (согласно Указу №474).

Это значит, что многодетная семья с тремя несовершеннолетними детьми может одновременно покрыть 95% основного долга за кредит на жилье и проценты по нему исходя из ставки 12-13% годовых. То есть семье останется выплатить всего ничего. А семья с четырьмя несовершеннолетними детьми может полностью выплатить кредит и проценты за счет субсидий.

Как получить субсидию по Указу №240?

  • Выдача субсидии возможна строго по очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с момента постановки на учет до получения субсидии могут пройти годы и даже десятилетия
  • Решение о предоставлении субсидии принимаются местными исполнительными и распорядительными органами
  • Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший кредит, на погашение части процентов или основного долга
  • Субсидия не выдается, если уже был получен льготный кредит
  • Перечень граждан, которые могут получить субсидию по Указу №240 можно найти здесь

Субсидия на организацию предпринимательской деятельности

Государство не только помогает нуждающимся получить жилье, но и старается развивать частный сектор экономики. Для этого существует субсидия безработным на организацию предпринимательства от органов труда, занятости и социальной защиты населения. На такую поддержку можно рассчитывать, если вы открываете ИП, собираетесь оказывать услуги в сфере агроэкотуризма или организуете ремесленную мастерскую.

Для получения субсидии нужно:

  • обратиться в центр занятости населения
  • быть официально безработным
  • написать заявление
  • приложить бизнес-план с обоснованием эффективности бизнеса

Сумма субсидии будет составлять от 11 до 20 прожиточных минимумов (от 2 464,22 до 4 480,4 BYN). С 01 мая 2019 года прожиточный минимум составляет 224,02 BYN.

Субсидию не предоставят, если вы ее уже получали или закрыли другой бизнес меньше года назад.

Подробно о получении финансирования для нового бизнеса мы рассказывали здесь.

Беларусь позиционирует себя как социально-ориентированное государство, и такой статус предполагает не только бесплатное образование и медицину, но и льготные кредиты, и субсидии. Знайте свои права и не стесняйтесь ими пользоваться.

Adblock
detector