Лекция что такое финансы и кредит

Денежная масса является важнейшим показателем количества денег в обращении. Существующие разногласия в качественном (теоретическом) понимании денег приводят к соответствующим разногласиям и в количественном (эмпирическом) их измерении. В современной экономической литературе выделяют два основных подхода к измерению денежной массы:

1) трансакционный подход, или измерение денег в функциях средства обращения и платежа;

2) ликвидный подход, или измерение денег не только в функциях средства обращения и платежа, но и сохранения стоимости (накопления).

Основное отличие денег от других активов с точки зрения трансакционного подхода заключается в том, что именно деньги служат средством обращения и платежа, делая возможны совершение сделок купли-продажи. Домашним хозяйствам и фирмам необходимо иметь деньги для сделок, осуществление которых соответствует целям развития национальной экономики.

С помощью какого подхода лучше измерять денежную массу? Все зависит от целей анализа и задач денежно-кредитного регулирования. Центральные банки при измерении денежной массы используют и трансакционный, и ликвидный подходы. Приоритет отдается тому подходу, который на данный момент в боль­шей степени обеспечивает контроль над денежной массой, возможность ее регули­рования для достижения общеэкономических целей. Установление приоритета отражается на структуре денежной массы и выборе основного объекта денежно-кредитного регулирования.

Денежная массавключает совокупный объем денежных средств – наличных и безналичных, который в данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.

В качестве измерителей денежной массы используются денежные агрегаты – экономические показатели, элементы денежной массы, которые различаются по степени ликвидности. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степе­ни ликвидности денежных активов.

В странах с рыночной экономикой существуют разные денежные агрегаты с различными элементами денежной массы, однако принцип построения денеж­ной массы одинаков: к более ликвидным активам добавляются менее ликвидные.

В Российской федерации для расчета совокупной денежной массы применяются следующие агрегаты:

М0 – наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и денежные средства в кассах банков;

М1 – содержит агрегат М0 плюс средства на расчетных банковских счетах и вклады до востребования, которые можно использовать в функции денег как средства обращения или средства платежа;

М2 – состоит из агрегата М1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках. Разновидностью агрегата М2 является показатель М2Х (широкая денежная масса). В его состав включены депозиты в иностранной валюте, номинированные в рублевом эквиваленте;

М3 – состоит из агрегата М2 плюс депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков, облигации государственных займов и другие ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

В России основным денежным агрегатом, оценивающим состояние денежной массы и являющимся объектом денежно-кредитного регулирования, является денежный агрегат М2. Это зафиксировано в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.

Существенное влияние на денежную массу оказывают два основных фактора – количество денег и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством – эмитентом денег. Рост эмиссии может быть обусловлен потребностями товарного оборота и дефицитом государственного бюджета. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за определенный период времени, обычно за год. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов, темпы роста (снижения) объемов производства, фазы экономического цикла, уровень развития кредитных операций, уровень инфляции и др.

Читайте также:  Где можно взять кредит до зарплаты с плохой кредитной историей

Количественная пропорция, обеспечивающая равновесие на рынке между объемом эмитированных денег и товарной массой, или уравнение обмена, обсуждалось сторонниками количественной теории денег еще с ХVIIв. Самое распространенное выражение уравнения обмена можно представить в виде уравнения И.Фишера:

где М – масса денег в обращении;

V– скорость обращения денег;

P– среднегодовой уровень цен;

Q– реальный объем национального продукта.

Таким образом, закон денежного обращенияустанавливает пропорции между денежным и товарным обращением, между предложением денег и потребностями товарного оборота в них, определяющими совокупный спрос на деньги в обществе.

Финансы– неотъемлемая часть денежных отношений. Наличие денежных отношений – является обязательным условием появления и существования финансов. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Денежную форму принимают и заработная плата, и цена и ряд других экономических категорий. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы охватывают ту часть денежных отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства. В отличие от большинства денежных отношений финансы всегда связаны сраспределением и использованиемстоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они образуются в процессе материального производства, где создается стоимость ВВП и национальный доход (НД). Главным источником финансовых ресурсов страны является национальный доход – вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что выделяет финансы из общей совокупности денежных отношений, участвующих в стоимостном распределении. Специфическим признаком финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Финансы отличаются от других распределительных денежных отношений следующими особенностями:

финансовые отношения порождены общественными потребностями в социально-экономическом развитии;

финансовые отношения в обязательном порядке организуются государством;

финансы реализуются в денежных фондах целевого назначения.

финансы всегда носят безвозмездный и строго целевой характер;

Как экономическая категорияфинансы должны основываться на следующих принципах:

единство законодательной и нормативной базы;

открытость и прозрачность;

разграничение полномочий и предметов ведения;

научный подход к реализации намеченных целей;

Читайте также:  Могут ли забрать органы опеки ребенка за кредиты

экономичность и рациональность;

управляемость финансовыми потоками на централизованной основе.

Финансыэто совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения социально-экономического развития общества.

В этой совокупности экономических отношений выделяется четыре большие группы:

отношения между государством и отдельными хозяйствующими субъектами по распределению созданной в сфере материального производства стоимости (в результате формируется чистый доход предприятия и централизованный чистый доход);

отношения между предприятиями материального производства и учреждениями и организациями нематериального производства и непроизводственной сферы, возникающие при перераспределении чистого дохода предприятий;

отношения по перераспределению централизованного чистого дохода;

перераспределительные отношения, направленные на создание резервов и страховых запасов и их использование.

Сущность финансов реализуется в их функциях.

Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, т.е. финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов, накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных фондов.

Распределение и перераспределение стоимости ВВП и национального дохода предполагает перемещение денежных средств между различными субъектами финансовых отношений, соответственно, изменение стоимостных пропорций ВВП и, как результат, формирование финансовых потоков. Первичное распределение означает, что из всей созданной в материальном производстве стоимости выделяется часть на цели простого воспроизводства для возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, а оставшаяся часть ВВП распределяется для личного потребления работодателей и для расширения воспроизводства. В ходе первичного распределения впервые появляются финансы. Затем следует неоднократное перераспределение стоимости ВВП и национального дохода с целью выделения доли государства, для содержания непроизводственной сферы, для поддержания различных отраслей народного хозяйства и регионов и т.д. В конечном итоге, при помощи финансов ВВП и НД, созданные в материальном производстве, неоднократно перераспределяются, и пропорции первичногораспределения ВВП и НД превращаются в пропорцииконечногораспределения.

Распределение и перераспределение ВВП и НД предполагает перемещение денежных средств между субъектами финансовых отношений в виде финансовых потоков. Контрольная функция финансов осуществляется при формировании финансовых потоков, образующих финансовый кругооборот(постоянно возобновляемую систему финансовых потоков), который дает информацию о воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорциях, складывающихся в обществе.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов, бюджетной системы и органов государственной власти. Информацию о денежных потоках, их объемах для определения количественных пропорций распределения ВВП и НД можно почерпнуть, главным образом, из финансовой (бухгалтерской), оперативной и статистической отчетности.

Реализация контрольной функции финансов осуществляется через финансовый контрольза движением денежных средств, который предполагает:

контроль за своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств по всем установленным источникам финансирования;

контроль за целенаправленным и эффективным использованием перечисленных денежных средств.

Читайте также:  Как получить дифференцированный кредит в сбербанке

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Функция формирования денежных фондов целевого назначения

Окончательным результатом количественного распределения и перераспределения ВВП и НД является образование у отдельных хозяйствующих субъектов и государства денежных фондов целевого назначения, в которых аккумулируются финансовые потоки в форме различных доходов и накоплений. К общегосударственным (централизованным) фондам целевого назначения относятся различные бюджетные и внебюджетные фонды. К децентрализованным фондам целевого назначения относят фонды, образуемые на предприятии за счет прибыли.

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) распределительная – проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;

2) регулирующая – имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;

3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.

Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме – привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.

Adblock
detector