Может банк предоставить кредит на покрытие бюджета

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.
Читайте также:  Где взять кредит онлайн без звонков

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 февраля 2015 года N 41

О предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций

1. Департаменту межбюджетных отношений рассматривать обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций (далее — бюджетные кредиты), поступившие в Министерство финансов Российской Федерации.

Обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

Обращения, поступившие в четвертом квартале, рассматриваются до завершения текущего финансового года.

2. Решение о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита принимает Министр финансов Российской Федерации в виде разрешительной надписи на Предложении о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита из средств федерального бюджета, подготовленном Департаментом межбюджетных отношений по форме согласно Приложению 1 к настоящему приказу.

3. Предложение о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита из средств федерального бюджета подписывается заместителем Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горниным или директором Департамента межбюджетных отношений Л.А.Ерошкиной.

4. Предложение о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита из средств федерального бюджета готовится в следующих случаях:

— если кредит, полученный субъектом Российской Федерации от кредитной организации в 2015 году, предоставлен субъекту Российской Федерации на срок свыше 1 года по переменной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России, увеличенной не более чем на 1,5 процентных пункта с условием обязательного изменения ставки по кредиту не позднее, чем через 10 календарных дней после изменения ключевой ставки Банка России. При этом целью привлечения кредита должно являться погашение долговых обязательств (в том числе погашения государственных ценных бумаг) субъекта Российской Федерации;

Читайте также:  Как начисляются проценты по кредиту альфа банк

— при прогнозируемом в силу независящих от субъекта Российской Федерации причин дефиците консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, который приведет (может привести) к невозможности своевременного осуществления в текущем квартале (текущем финансовом году) выплат по кредиту, полученному субъектом Российской Федерации от кредитной организации, удовлетворяющему условиям, указанным в абзаце втором настоящего пункта;

— если объем выплат в текущем финансовом году по кредиту, полученному субъектом Российской Федерации от кредитной организации, не превышает предельного лимита, определенного на текущий финансовый год в соответствии с Приложением 2 (для служебного пользования) к настоящему приказу.

5. Департаменту межбюджетных отношений разработать примерную форму соглашения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, учитывающую, в том числе условия предоставления бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, установленные пунктом 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1567 (далее — соглашения).

6. Департаменту межбюджетных отношений осуществлять подготовку проектов соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Внесение изменений в соглашения (за исключением случаев изменения условий предоставления бюджетного кредита) осуществляется путем заключения дополнительных соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Департаменту межбюджетных отношений осуществлять:

— начисление процентов за пользование бюджетными кредитами, неустойки в случае их невозврата в сроки, установленные соглашениями;

— ведение аналитического учета предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов, состояния расчетов по ним, начисленным процентам за пользование бюджетными кредитами, неустойкам;

— перерасчет и возврат в бюджет субъекта Российской Федерации излишне начисленных и перечисленных в доход федерального бюджета сумм процентов за пользование бюджетным кредитом за фактический срок пользования в случае досрочного погашения задолженности по предоставленному бюджетному кредиту;

— при использовании не по целевому назначению бюджетного кредита и (или) невыполнении (нарушении) субъектом Российской Федерации условий, определенных соглашением, подготовку проектов актов Министерства финансов Российской Федерации об удержании за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, суммы задолженности по бюджетному кредиту, процентам за пользование средствами федерального бюджета, а также штрафам (пеням).

9. Административному департаменту обеспечить:

— перечисление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на основании подготовленных Департаментом межбюджетных отношений распоряжений о перечислении средств федерального бюджета;

— по мере совершения операций предоставление в Департамент межбюджетных отношений информации о перечислении бюджетных кредитов, а также о поступлении в федеральный бюджет денежных средств в счет погашения предоставленных бюджетных кредитов и процентов за пользование бюджетными кредитами.

10. Уполномоченному на заимствование органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечить предоставление в Департамент межбюджетных отношений в 3-дневный срок со дня перечисления копий платежных поручений с отметкой территориального органа Федерального казначейства, подтверждающих перечисление средств бюджетного кредита из бюджета субъекта Российской Федерации на счет кредитной организации для погашения обязательства по кредиту, полученному субъектом Российской Федерации от указанной кредитной организации, в целях погашения которого предоставлен бюджетный кредит.

11. Заместителю Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнину при выявлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора бюджетных нарушений в виде невыполнения (нарушения) субъектом Российской Федерации условий, определенных соглашением, обеспечить подготовку предложений в Правительство Российской Федерации для обращения к Президенту Российской Федерации о рассмотрении вопроса об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Читайте также:  Взять кредит отдать деньги кто должен отдавать кредит

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнина.

13. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.

Приложение 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 24 февраля 2015 года N 41

Разрешаю
Министр финансов
Российской Федерации

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, благотворительные фоны, религиозные организации, другие виды общественных учреждений, предусмотренные законодательством. Они могут быть государственные и частные, федеральные, региональные и муниципальные, малые и крупные корпорации. Возможность получения кредитов таких структур должна быть прописана в уставных документах компаний.

Некоммерческие организации, целью которых не является получение прибыли, не могут брать кредиты для финансирования бизнес-проектов. Они должны искать альтернативные методы привлечения денежных средств, при необходимости.

Варианты получения денег НКО:

Кредитор Цели предоставления
Коммерческий банк Финансирование кассовых разрывов администраций
Специальные фонды финансирования Социально значимые программы
Бюджетные кредиты Недостаточность на бюджетном счете денежных средств для покрытия кассовых расходов
Микрофинансовые компании Займы на кратковременные нужды
Частные инвесторы Кредитование бизнес-проектов

Общественные структуры выбирают кредитора согласно целевому направлению расходования заемных средств.

Банки неохотно кредитуют НКО в связи с тем, что они в силу своей деятельности не могут подтвердить собственный доход, хотя законодательно отсутствует запрет на выдачу ссуд данным структурам. При предоставлении хорошего обеспечения, наличия гарантий возврата денег, реального бизнес-проекта, банки могут рассмотреть возможность предоставления кредита НКО.

Дополнительно банки могут предоставить кредит на финансирование направления, которое будет в дальнейшем приносить прибыль. Данные программы кредитования рассматриваются банками по стандартным схемам предоставления кредитов по открытию нового бизнеса.

Кредитование администраций на покрытие кассового разрыва в городах и малых населенных пунктах, является одной из форм предоставления кредитов банками. В кредитных организациях практически отсутствуют специализированные программы кредитования администраций, параметры и условия определяются индивидуально по заемщику. В обязательном порядке выставляются следующие требования:

  • наличие в правоустанавливающих документах возможности оформления кредитов в банках;
  • решение уполномоченного органа на получение кредита;
  • закладывание в расходную часть бюджета расходов на уплату процентов и комиссий;
  • предоставление обеспечения в виде залога недвижимости (с согласия собственника), гарантии или поручительства.

Специальная программа на покрытие кассовых разрывах предлагается в Абсолют Банке.

Условия
Срок транша 30 дней, срок кредитования до 12 месяцев, процентная ставка от 12,0% годовых, максимальная сумма кредита до 50% от оборотов по счету заемщика.
Срок 1–30 дней, минимальная сумма 10 млн. р., ставка устанавливается индивидуально.

На бюджетные кредиты могут рассчитывать администрации поселений. Они предоставляются на покрытие кассовых разрывов из бюджетов муниципальных образований. Для получения бюджетного кредита подается заявка. Сумма определяется при составлении местного бюджета на текущий год. Конкретные условия получения займов прописываются в бюджете муниципального образования.

МФО относятся к заемщикам более лояльно, чем банковские структуры.

Особенности предоставления займов НКО:

  • Индивидуальные условия;
  • Залог недвижимости;
  • Поручительство физических, юридических лиц;
  • Без обеспечения.

Частные инвесторы могут профинансировать бизнес-проект НКО. Условия финансирования устанавливаются индивидуально между сторонами. Предложения частных инвесторов размещаются в Интернет. Небольшие суммы предоставляются под расписку, крупные суммы должны быть обеспечены залогом.

В последнее время развиваются дополнительные направления деятельности некоммерческих структур, которые направлены на самофинансирование организаций. В связи с этим, у НКО повышаются шансы на возможность оформления кредитов и займов для финансирования бизнес-проектов.

Одним из альтернативных источников получения денег является фандрайзинг. Он представляет собой форму привлечения денежных средств от следующих видов деятельности:

  • Проведение компаний по привлечению инвесторов, добровольцев, для финансирования проектов;
  • Проведение спортивных, развлекательных мероприятий;
  • Сбор пожертвований;
  • Проведение благотворительных аукционов, лотерей;
  • Распределение имущества и средств от благотворительности.

Отдельных программ для НКО в Сбербанке нет. Каждое обращение клиента за кредитом рассматривается в индивидуальном порядке. На решение оказывает влияние наличие расчетного счета компании в банке, обороты по нему, предлагаемое обеспечение, условия проекта финансирования и т. д.

Adblock
detector