Можно ли включить в резерв по сомнительный долгам долг по кредиту

Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности для целей бухгалтерского и налогового учета имеет почти одинаковые определения, но разные правила создания. Рассмотрим, чем эти резервы схожи и в чем их различия.

Определения сомнительного долга, даваемые бухгалтерским и налоговым законодательствами, очень похожи. Таким долгом следует считать имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (т. е. дебиторскую), которая:

  • не оплачена в срок или имеет высокую вероятность непогашения в оговоренные договором сроки и не обеспечена гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не оплачена в сроки, указанные в договоре, и не имеет обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Различие в этих определениях только одно: бухучет допускает признание в качестве сомнительной не только той задолженности, срок оплаты которой уже нарушен, но и той, в отношении которой этот срок еще не наступил, но вероятность неоплаты крайне высока. Таким образом, разница в подходе к созданию резерва в бухгалтерском и налоговом учете закладывается уже на стадии определения того, что относить к сомнительной задолженности.

В обоих учетах созданный резерв предполагает списание за его счет сомнительной задолженности, которая в определенный момент признается безнадежной. Но прочие цели создания резерва по сомнительным долгам в обеих системах различны, что обусловлено самой природой этих учетов, имеющих разный подход к интерпретации одних и тех же данных.

В бухучете созданием резерва решают вопросы:

В налоговом учете формирование резерва позволяет учесть в налоговой базе по прибыли потери от неполучения оплаты в сроки более ранние, чем это происходит при несоздании резерва, поскольку признание задолженности безнадежной по срокам обычно происходит значительно позже. НК РФ (п. 2 ст. 266) позволяет признавать безнадежным долг:

  • после истечения срока исковой давности (3 года);
  • при получении от ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • ликвидированного контрагента;
  • при создании обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. в силу предписаний акта, изданного органом государственной власти), приводящих к невозможности исполнения обязательств по оплате.

Общие черты у резервов по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете, есть. Оба резерва:

  1. Создаются по результатам проведенной инвентаризации задолженности. При этом бухучет позволяет для целей создания резерва проводить ее с любой периодичностью, а в налоговый учет данные должны попадать на конец отчетного или налогового периода.
  2. Формируются и учитываются с ведением раздельной аналитики по каждому сомнительному долгу.
  3. Допускают осуществление одинаковых операций с ними:
  • изменение величины резерва;
  • списание (восстановление) неиспользованных сумм резерва;
  • списание за счет резерва безнадежного долга.
  1. Создаются, корректируются, восстанавливаются за счет отражения соответствующих сумм в финрезультате:
  • в бухучете — в прочих расходах (доходах);
  • в налоговом учете — во внереализационных расходах (доходах).
  1. При создании по долгу, выраженному в иностранной валюте, требуют одновременного с долгом пересчета по курсу этой валюты на даты проведения операций с долгом и на отчетные даты.

Отличительными чертами резерва, создаваемого в бухучете, следует признать то, что он:

  1. Обязательно должен быть создан при выявлении сомнительного долга.
  2. Формируется всеми (без каких-либо исключений) организациями, обнаружившими у себя задолженность, проблемную для получения.
  3. Не зависит от того, создается ли аналогичный резерв в налоговом учете.
  4. Может формироваться в отношении дебиторской задолженности любого вида.
  5. Допускает создание его не только в отношении уже просроченных долгов, но и тех, срок оплаты которых еще не наступил, но вероятность непоступления платежа достаточно высока.
  6. Предполагает самостоятельность определения критериев:
  • признания долга сомнительным;
  • оценки платежеспособности контрагента и вероятности поступления оплаты от него;
  • определения суммы создаваемого резерва.
  1. Требует списания (восстановления) сумм резерва, оказавшихся неизрасходованными на конец года, следующего за годом создания резерва, что не препятствует созданию по этому же долгу нового резерва.
Читайте также:  Взяла кредит и так его и не погасила что делать

Таким образом, резерв, образуемый в бухучете, при обязательности его формирования допускает наличие собственных оценок по ряду ключевых вопросов, определяющих как момент создания резерва, так и его величину.

К особенностям резерва по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемого в налоговом учете, можно отнести то, что он:

  1. Не подлежит обязательному созданию.
  2. Образуется только теми организациями, которые ведут учет по методу начисления.
  3. Может создаваться только в отношении задолженности покупателей.
  4. Формируется только по той задолженности, которая уже просрочена, причем длительность этой просрочки для целей создания резерва законодательно определена.
  5. Должен создаваться в определенных размерах в зависимости от срока задержки оплаты:
  • на полную сумму долга при просрочке, превышающей 90 дней;
  • на 50% от суммы долга при просрочке, составляющей от 45 до 90 дней.
  1. Имеет предел, ограничивающий общую его величину: 10% от суммы доходов от реализации, полученных за отчетный период.
  2. В части, не использованной в отчетном году, может быть перенесен на следующий год с учетом переносимой величины в сумме резерва, вновь создаваемого по этому же долгу.

Таким образом, резерв, формируемый в налоговом учете, при необязательности его образования в прочих моментах его создания и существования регламентирован достаточно жестко в отличие от резерва, создаваемого в бухучете.

Исходя из перечня вопросов, которые в части создания каждого из резервов организации придется решать самостоятельно, отражения в учетной политике потребуют:

  1. В части бухучета:
  • периодичность проведения инвентаризации задолженности;
  • критерии признания долга сомнительным;
  • признаки неплатежеспособности контрагента;
  • критерии оценки вероятности оплаты долга;
  • правила определения размера образуемого резерва.
  1. В части налогового учета:
  • указание на то, будет или не будет формироваться такой резерв, при этом в отношении образуемого резерва в описании прочих учетных моментов необходимость отсутствует, т. к. в отношении них придется руководствоваться правилами ст. 266 НК РФ;
  • по создаваемому резерву — периодичность проведения инвентаризации долгов.

При этом в бухгалтерской учетной политике нет необходимости указывать на то, что резерв будет формироваться, т. к. его создание является обязательным при определенных условиях.

И создание резерва в налоговом учете, и его несоздание в нем приводят к образованию разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Наличие этих разниц обусловлено:

  • существенными различиями в правилах создания резерва в этих учетах, которые сохранятся даже при условии максимального приближения самостоятельно разрабатываемых для бухучета критериев, относящихся к такому резерву, и к правилам работы с ним, установленным ст. 266 НК РФ;
  • самим фактом несоздания резерва для целей налогового учета.

Возникающие разницы расцениваются как временные и подчиняются правилам их учета, отраженным в ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Для учета сумм налога, соответствующего этим разницам, так же как и по разницам, возникающим в отношении других объектов, допускающих расхождение в признании для целей обоих учетов, применяются счета 09 и 77.

Читайте также:  Как рассчитать процент кредита в лизинг

Образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете происходит по разным правилам. Это обстоятельство обусловливает не только необходимость следовать в каждом из учетов этим существенно различающимся правилам, но и учитывать временные разницы по такому резерву, возникающие как при создании, так и при несоздании резерва в налоговом учете.

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

либо нарушение должником срока оплаты;

либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Читайте также:  Мне нечем платить за кредиты а банк подал в суд что делать

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

не погашен в срок, установленный договором;

не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

LittlePigPower / Shutterstock.com

Минфин России разъяснил, что сумма задолженности, в отношении которой заключено соглашение о реструктуризации и установлен новый график платежей, перестает отвечать признакам сомнительной задолженности. Соответственно, она не учитывается при формировании резерва по сомнительным долгам на отчетную дату (письмо Минфина России от 25 августа 2017 г. №03-03-06/2/54603).

Напомним, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 Налогового кодекса).

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ.

Узнать, учитываются ли перечисленные авансы при создании резерва по сомнительным долгам, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

Если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном периоде.

Если же сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном периоде (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Adblock
detector