Начисляются ли пени за несвоевременный возврат бюджетного кредита

Привлечение к административной ответственности за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Приложение к Энциклопедии судебной практики

1. Дача поручения руководителю финансового управления об исполнении обязательства по уплате бюджетного кредита не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер по исполнению этого обязательства

Между минфином области и администрацией муниципального района заключен договор о предоставлении бюджету муниципального района из областного бюджета бюджетного кредита. Договором установлен срок возврата кредита 07 апреля 2016 г. в соответствии с графиком возврата бюджетом муниципального района бюджетного кредита, предоставляемого из областного бюджета, а также процентов за пользование бюджетным кредитом согласно приложению к договору. Возврат бюджетного кредита произведен заемщиком 20 апреля 2016 г., в связи с чем минфином области бюджету муниципального района начислены пени.

Доводы жалобы о том, что глава района осуществляет только функции по организации исполнения местного бюджета, тогда как возврат кредита — это процедура, относящаяся к исполнению местного бюджета, которое осуществляет финансовое управление администрации в силу своей компетенции, не свидетельствуют об отсутствии в действиях главы района состава вменяемого административного правонарушения.

Как следует из положений Устава муниципального района, администрация муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет полномочия по формированию и исполнению бюджета района. При этом глава района не только организует исполнение местного бюджета, но и распоряжается средствами местного бюджета в соответствии с БК РФ, федеральными законами, законами области, местным бюджетом, а также несет ответственность за исполнение местного бюджета в соответствии с условиями контракта.

Ссылка в жалобе на то, что заявителем были осуществлены, возложенные на него полномочия по организации исполнения местного бюджета, поскольку 04 апреля 2016 года им было дано поручение начальнику финансового управления о распределении бюджета района, в том числе и по обязательствам об уплате бюджетного кредита и процентов по договору, не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.

Обратите внимание, что в данных обстоятельствах неисполнение обязательства по уплате бюджетного кредита, повлекшее начисление пени, кроме того, является основанием для привлечения допустившего нарушение лица к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ (смотрите постановление Саратовского областного суда от 29 августа 2017 г. N 4А-597/2017).

2. Нарушение графика возврата бюджетного кредита не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, а также, в случае привлечения к ответственности на данном основании, переквалифицировано на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ

График возврата кредитов не соблюдается, по состоянию на [. ] задолженность по бюджетным кредитам составляет [. ] рублей. Данные обстоятельства были установлены должностными лицами Минфина края в результате осуществления контроля за расходованием средств краевого бюджета. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении и действия [Главы администрации] были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу [Главы администрации] на указанное постановление судья районного суда переквалифицировала действия [Главы администрации] с ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, придя к выводу, что заемщиком нарушены условия предоставления бюджетного кредита в части несвоевременного возврата кредита.

Не оспаривая выводы судьи в части совершения лицом объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, считаю, что судья районного суда не могла переквалифицировать действия [Главы администрации] на указанную статью по следующим основаниям.

Абзац 2 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2013 г. N 40) определяет, что переквалификация правонарушения возможна, если наказание, предусмотренное санкцией другой статьи, не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Часть 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении должностного лица в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет, в свою очередь, протокол об административном правонарушении составлен по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, которая не предусматривает данный вид наказания. Таким образом, квалификация действий [Главы администрации] по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ ухудшает его положение.

Оснований для квалификации действий [Главы администрации] по ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ — возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата, не имеется, так как возврат кредита произведен не был.

При таком положении дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Читайте также:  Кредиты в иностранной валюте могут предоставляться

Смотрите также решение Улетовского районного суда (Забайкальский край) от 5 мая 2017 г. N 12-16/2017, где, кроме того, отмечается, что в случае нарушения графика возврата бюджетного кредита недостаточное бюджетное финансирование не может быть признано обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.

3. Возврат бюджетного кредита с нарушением срока не признается малозначительным правонарушением

В соответствии с Соглашением Минфину Республики предстояло возвратить бюджетный кредит не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В результате плановой проверки в Минфине Республики, проведенной прокуратурой республики о соблюдении бюджетного законодательства при формировании и обслуживании государственного долга субъекта РФ и установленных бюджетным законодательством ограничений, было установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 93.2 БК РФ и условий Соглашения бюджетный кредит возвращен в федеральный бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Указом Главы Республики министром финансов являлся ФИО. Пунктом 4.1 главы 4 Положения «О министерстве финансов Республики Ингушетия», предусмотрено, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин Республики задач и функций.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о совершении ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ. Судьей районного суда была дана объективная оценка об отсутствии малозначительности в рассматриваемом административном правонарушении.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Привлечение к административной ответственности за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Приложение к Энциклопедии судебной практики

В материале «Привлечение к административной ответственности за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам, связанным с привлечением к административной ответственности по статье 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материал содержит краткие характеристики позиций судов, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Данные приведены по состоянию на апрель 2019 г.

При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

Комментируемая статья устанавливает второй из пяти составов бюджетных нарушений — невозврат либо несвоевременный возврат финансовыми органами бюджетного кредита.

В силу части 1 статьи 15.15 КоАП РФ невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 15.15 КоАП РФ установлено, что невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из части 3 статьи 15.15 КоАП РФ возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ предусмотрено, что возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

«Судебная практика»
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.

В связи с этим при применении статьи 306.5 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 290 БК РФ, посвященной невозврату либо несвоевременному возврату бюджетных средств, полученных на возвратной основе, до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.

Читайте также:  Как рассчитать сумму овердрафта и процентный платеж по нему

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 N А02-765/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 290 БК РФ и ссылаясь на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10 и от 14.02.2012 N 12035/11, отметил, что ставка рефинансирования ЦБ РФ по существу представляет собой наименьший размер платы за пользование денежными средствами в российской экономике, что является общеизвестным фактом. Поэтому уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 N А53-17068/2009 суд, удовлетворяя иск Минфина России к организации о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и пени за просрочку уплаты процентов, суд снизил размер предусмотренной бюджетным законодательством неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Как указал суд к пеням, начисляемым в соответствии со статьями 290, 291 БК РФ, вследствие их гражданско-правовой природы применяются соответствующие нормы гражданского законодательства.

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.01.2001 N 6983/00 указано, что неустойка является способом обеспечения обязательства, а не платой за предоставленную бюджетную ссуду, поэтому каких-либо ограничений на возможность смягчения санкций за несвоевременный возврат средств в федеральный бюджет в законодательстве не установлено.

Если у вас остались вопросы по статье 306.5 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

1. О статусе получателя бюджетных средств см. п. 1 комментария к ст. 15.14.

Срок возврата бюджетных средств получателем бюджетных средств оговаривается при предоставлении бюджетной ссуды, бюджетного кредита. Согласно БК субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году.

Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с БК и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. Бюджетный кредит в отличие от бюджетной ссуды представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Согласно п. 1 ст. 76 БК бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Читайте также:  Можно ли передоверить кредит

По смыслу п. 11 ст. 76 БК возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

В соответствии со ст. 77 БК бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.

3. В соответствии с Положением о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2001 г. N 479, средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной и платной основе на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе, предоставляются организациям угольной отрасли в форме бюджетного кредита.

Бюджетный кредит может быть предоставлен российским организациям угольной отрасли независимо от формы собственности, за исключением организаций с иностранными инвестициями, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам. Бюджетный кредит выделяется при условии предоставления получателями бюджетного кредита обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 июня 2001 г. N 479 бюджетные кредиты на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемые на конкурсной основе в 2001 г., были предоставлены в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» на срок до трех лет в пределах средств, предусмотренных на эти цели по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, с уплатой процентов за пользование этими кредитами в размере 12% годовых.

Нарушение получателем указанного бюджетного кредита срока возврата бюджетных средств, установленного договором Минфина России с получателем бюджетного кредита, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

4. Согласно п. 2 ст. 78 БК возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки. В отличие от бюджетной ссуды, бюджетного кредита, в случае предоставления субвенции и субсидии срок их возврата специально не оговаривается.

5. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, квалифицируется как нарушение бюджетного законодательства и влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет (ст. 290 БК).

Санкции, предусмотренные БК в случае указанного правонарушения, применяются наряду с административным штрафом, предусмотренным комментируемой статьей.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минфина России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.7 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Согласно п. 1 Приказа Минфина России от 3 декабря 2002 г. N 121н «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации и его территориальных органов по реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г. N 4130) рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в части нарушения сроков возврата средств федерального бюджета, полученных на возвратной основе, и нарушения сроков перечисления платы за пользование указанными средствами (за исключением дел по государственным кредитам, предоставленным иностранным юридическим лицам и международным финансовым организациям, находящимся за пределами РФ), возложено на следующих должностных лиц: руководителя Департамента бюджетных кредитов и гарантий, его заместителей, заместителя министра финансов Российской Федерации — начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России, его заместителей, руководителей территориальных органов федерального казначейства (управлений и отделений), их заместителей, руководителя Департамента межбюджетных отношений, его заместителей, руководителя Департамента международного сотрудничества и управления внешним долгом, его заместителей, руководителя Департамента отраслевого финансирования, его заместителей, начальника Управления зарубежных финансовых активов, его заместителей.

Adblock
detector