Сколько всего россия дала кредит другим странам

Сумма долгов иностранных государств перед Россией достигает почти 40 млрд долларов по состоянию на 1 февраля 2019 года. В эту сумму включены и долги перед СССР, чьей правопреемницей является Российская Федерация.

Современная Россия продолжает кредитовать своих союзников. Информация о том, сколько, кому и на какие цели выдает кредиты РФ, раскрывается скупо и неохотно. Такая практика была принята еще в советское время. Собственно, общая сумма долга была раскрыта не просто так – а для иностранных инвесторов в проспекте евробондов (без дополнительной конкретики).

В итоге Минфин крайне удачно разместил эти евробонды 21 марта – на 3 млрд долларов и 750 млн евро. План на весь год был занять всего 3 млрд долларов, а инвесторы готовы были дать в долг России в четыре раза больше — 12 млрд долларов. Но нам столько не надо. Причем, давали в долг России иностранцы: 40% удовлетворенных заявок пришлись на инвесторов из Британии, инвесторы из континентальной Европы купили 18% выпуска, инвесторы из США — 17%.

Кто же входит в число нынешних должников России? Возможно, большая часть суммы это все-таки советский долг. По состоянию на начало 2016 года общий долг России достигал 34 млрд долларов, сократившись в разы со 145 млрд долларов (эта сумма была посчитана в свое время из расчета 0,66 рубля за доллар по курсу Госбанка СССР). Россия получила право взыскивать долги СССР на основании того, что взяла на себя обязательства обслуживать внешние долги Советского Союза.

Кто же охотно берет кредиты у современной России?

Долги суверенных государств перед Россией можно разделить на три категории: плата за лояльность, кредит на покупку вооружения и технологически сложного оборудования (в основном для создания ГРЭС и АЭС), а также на покупку ресурсов.

Так, Белоруссия, кроме более дешевых нефти и газа, активно берет деньги в кредит у России, как правило, по льготной ставке. Периодически Минск, как и многие другие, просит продлить срок кредитования, то есть отдавать белорусы, как правило, не спешат. Они просто просят новый кредит на оплату старого – так и живут. В частности, Минск просил дать 1 млрд долларов кредита в этом году, Россия заявила, что готова рефинансировать Белоруссии ранее выданный займ, но на 630 млн долларов. В 2018 году Белоруссия выплатила России внешний долг на более чем 1 млрд долларов России, плюс еще чуть больше 0,5 млрд долларов Евразийскому фонду стабилизации и развития, где, по факту, главную роль играет Минфин РФ. Белорусы платят долги также Китаю, ВБ, США, ЕБРР, но больше всего Минск, конечно, берет кредитов у России, поэтому и выплаты по ним существенно выше, чем перед другими кредиторами.

В 2011 году Россия выдала Белоруссии льготный экспортный кредит в 10 млрд долларов на строительство в стране АЭС. Погашать она его начнет только через шесть месяцев после ввода АЭС в строй, но не позднее апреля 2021 года, тридцатью равными частями в течение 15 лет.

Ситуация с возвратом долга Украины в 3 млрд долларов сложней. Киев взял в долг у Москвы в виде выпуска евроблигаций в декабре 2013 года при правлении Януковича, и новая власть в стране не хочет считать этот долг государственным и оплачивать, хотя этот факт признали даже в МВФ. Интересно, что до начала 2016 года Украина и сама признавала этот долг – именно до этого срока она выплачивала по нему проценты, но, когда пришел срок вернуть всю сумму, решила, что проще назвать этот кредит политическим и ввести мораторий на его оплату. Высокий суд Лондона обязал Киев вернуть деньги, но это украинская сторона, конечно, пытается оспорить в Аппеляционном суде Великобритании.

С юридической точки зрения позиция Украины слаба, что там и сами прекрасно понимают. Но хотя правота на стороне Москвы, вернуть эти миллиарды в Фонд национального благосостояния России крайне сложно, даже через судебные инстанции. Украина уже допустила дефолт по этому долгу, и может десятилетиями его не отдавать, ссылаясь на печальную финансовую ситуацию. Отдавать кредиты МВФ и другим кредиторам Киеву это, правда, не мешает. В этом году перед Украиной стоит сверхзадача – отдать более 15,6 млрд долларов. Пик долговых выплат придется как раз на этот и 2020 год. Справиться удастся только за счет привлечения новых кредитов у своих западных друзей.

Читайте также:  Как на мегафоне баланс пополнить в кредит

Армения также активно берет кредиты у России. Так, план на 2019 году занять 490 млн долларов, и основная сумма в 343 млн долларов будет одолжена именно у России. Еще пять лет назад Россия выделила Армении кредит на 270 млн долларов для финансирования работ по продлению сроков работы Армянской АЭС до 2026 года. В конце 2018 года Армения попросила продлить сроки реализации кредита. Нищей стране довольно сложно отдавать даже такие, казалось бы, небольшие суммы. В 2016 году Армения получила от России кредит на 200 млн долларов на закупку российских вооружений в течение двух лет.

Кредиты на закупку вооружения Россия дает в том числе Кубе и Бангладеш. Бангладеш также получила экспортный кредит на строительство АЭС до 11,38 млрд долларов для использования в 2017-2024 годах с началом погашения только в 2027 году.

Российское правительство традиционно держит в секрете финансовые и экспортные кредиты, выдаваемые другим государствам. Информация становится публичной, только если Россия подписывает межправительственные соглашения, которые затем ратифицируются Госдумой, если о таких займах рассказывают официальные лица или же информация раскрывается по линии государства-заемщика.

Непрозрачность программы госкредитов объясняется тем, что, во-первых, большинство таких займов носят не чисто коммерческий, а политический характер, во-вторых, многие займы предоставляются в рамках военно-технического сотрудничества, которое по большей части засекречено. Москва, например, кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию именно в целях закупок российских вооружений.

РБК решил собрать всю имеющуюся информацию о долгах других стран перед Россией. Общую задолженность по российским госкредитам Минфин оценивал на 1 мая 2019 года в $39,4 млрд, из которых $15,8 млрд должны страны СНГ. Общие цифры раскрывались в июньском проспекте суверенных еврооблигаций России (.pdf). Более $5 млрд из общей задолженности — это реструктурированные долги стран перед бывшим СССР (Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба), показал анализ РБК.

Белоруссия: долг без рефинансирования

  • Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года (цифру предоставил РБК белорусский Минфин).
  • Задолженность Минска почти не изменилась по сравнению с концом 2018 года, когда она составляла $7,52 млрд, по данным Банка России.

С 2012 года долг Белоруссии перед Россией вырос в два раза. Но летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга (первый вице-премьер Антон Силуанов в июне говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции), и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях на российском рынке. Китай — второй крупнейший кредитор Белоруссии после России.

Отношения с Украиной разорваны, а кредиты остались

  • На втором месте по задолженности перед Россией находится Украина — около $3,7 млрд в сумме.
  • Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен $3,075 млрд по еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не выплатив тело долга и финальный купон. Россия подала на Украину в английский суд (облигации регулировались британским правом), и стороны судятся до сих пор. Украина этот долг перед Россией не признает, считая, во-первых, что это были коммерческие бумаги, а не межгосударственный кредит, а, во-вторых, пытаясь доказать, что Россия силой принудила выпустить эти бонды. Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем, и по-прежнему учитывает его на балансе ФНБ.

  • Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся еще в начале 1990-х годов за поставки российского газа.

Государственные кредиты делятся на финансовые и экспортные. Первые не подразумевают никаких специальных условий — кредит может использоваться по усмотрению заемщика (такова, например, часть кредитов Белоруссии, кредит Кипру). В последние годы Россия стремится выдавать больше экспортных займов — тех, которые финансируют поставки российских товаров или услуг в страну заемщика. И, возможно, будет выдавать их еще больше — в июле 2019 года правительство внесло в Госдуму законопроект о будущем использовании сверхдоходов ФНБ (после достижения ликвидной частью фонда отметки в 7% ВВП) для предоставления государственных экспортных кредитов.

Читайте также:  Должны ли родители платить кредит за умершего сына

Проблемы с Венесуэлой

  • Венесуэла — основной должник России за пределами постсоветского пространства, если ориентироваться на открытые данные. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. А восходит он к кредиту 2011 года, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений.
  • Президент России Владимир Путин в июне заявил, что задолженность Каракаса перед Москвой достигает $3,5 млрд. Не ясно, в чем причина расхождения в данных Минфина и Кремля, но если исходить из слов Путина, у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита 2011 года.
  • В конце сентября Венесуэла должна перевести России очередной процентный платеж по кредиту; сумма платежа, по данным Силуанова, составляет $200 млн. После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах, писал РБК.

Куба не уступает

  • Около $3 млрд России должна Куба, но точных данных по кубинской задолженности нет (Министерство финансов республики не ответило на запрос РБК).
  • Ориентировочная сумма долга рассчитана следующим образом. Остаток задолженности, урегулированной в 2014 году (тогда Москва списала 90% кубинского долга, оставив $3,52 млрд). Они погашаются равными полугодовыми платежами, так что к настоящему времени осталась ровно половина долга — $1,76 млрд.
  • С 2015 года Москва предоставила Гаване еще две кредитные линии на общую сумму $1,44 млрд на финансирование местных отраслевых проектов, хотя сумма использованных Кубой средств неизвестна.

Крупные инфраструктурные проекты типа АЭС обычно строятся в течение значительного времени, сроки могут составлять и семь, и десять лет, поэтому еще рано судить об этом, говорит Кира Сазонова. Кроме того, в тех же европейских странах популярность атомной энергетики в последние годы снижается, что приводит к фактической заморозке многих атомных проектов, добавляет она.

Часть индийских долгов, возможно, скрыта

Должен ли России Китай

Заемщиков, которые должны России около $13 млрд, идентифицировать не удалось. Среди таких должников могут быть Китай и Марокко (которые не раскрывают своих двусторонних кредиторов), следовало из отчета Счетной палаты об исполнении бюджета 2015 года — последний раз, когда аудиторы подробно расписывали должников России. Также это могут быть иностранные госпредприятия, чьи долги не отражаются в статистике правительств.

Из национальных министерств финансов, куда направил запросы РБК, ответили только Минфин Белоруссии и Минфин Сербии. В последнем сообщили, что задолженность перед Россией составляет $647 млн. Пресс-служба Минфина России на запрос не ответила.

В составе государственных кредитов России РБК не учитывал гособлигации зарубежных стран (Франции, Германии, США, Японии, Великобритании и др.), которыми владеет ЦБ России от имени Минфина в рамках управления валютными резервами. На 1 августа 2019 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния составляла $98,5 млрд — это часть международных резервов России, которую контролирует Минфин. Как показывают данные ЦБ на конец 2018 года, 40% резервов ($191 млрд) были размещены в облигациях иностранных эмитентов (преимущественно госбумагах), но сказать, сколько точно приходится на долю Минфина, невозможно.

Россияне все активнее живут в долг. Объем выданных кредитов растет стахановскими темпами. За январь — май этого года, по данным ЦБ , наши граждане набрали новых ссуд почти на триллион, а всего на них висит более 15 трлн (см. графику 1). Не много ли? Ведь доходы вообще почти не растут.

Отдельные горячие головы уже прогнозируют массовые личные банкротства. И катаклизмы, связанные с лопнувшим кредитным пузырем.

Да что там какие-то горячие эксперты. Министр экономики Максим Орешкин на недавнем Петербургском форуме заявил, что бурный рост потребкредитования может привести страну к экономическому спаду. А недавно он же на своей страничке в Фейсбуке ополчился на доклад Центробанка , где утверждалось, что, напротив, российскую экономику поддерживают на плаву только траты россиян, взявших кредиты в банках.

Что-то у ЦБ совсем плохо с макроэкономикой, едко шутил Орешкин : загоним население в долговую яму — чего ж хорошего. Сложно не согласиться: если ВВП в стране растет только за счет набранных гражданами кредитов, с экономическим развитием, за которое, кстати, отвечает Минэкономразвития, у нас что-то определенно не так. Но давайте без эмоций разберемся, так ли страшен черт.

Читайте также:  Много кредитов в разных банках что делать

НА ЗАПАДЕ ЗАЙМЫ РАБОТАЮТ, А МЫ ИХ ПРОЕДАЕМ

Формально статистика, которую ведет Центробанк, выглядит вполне оптимистично. Да, объемы кредитов растут. Но доля плохих кредитов (это те, по которым просрочка более трех месяцев) падает. В начале 2016 года таких было больше 10%, сейчас чуть больше 5% (см. графику 1).

Экспертов, впрочем, беспокоит другое. В нынешнем мае впервые с 2013 года рост объемов выданных потребительских кредитов обогнал прирост по ипотеке. Что в этом плохого? Как объясняют специалисты, в развитых западных странах в структуре кредитов с большим отрывом преобладает именно ипотека. Там люди вкладывают займы в свое будущее — в недвижимость, которая, возможно, прослужит не одному поколению и, скорее всего, будет приносить какой-то доход. У нас же кредитные деньги по большей части тратятся на текущие нужды — проедаются без какой-либо перспективы их хотя бы частично отбить.

И пусть при ипотеке надо планировать свои финансовые возможности на много лет вперед, а потребительские кредиты берутся на более короткий срок, по факту это мало помогает. Ипотеку россияне выплачивают более-менее аккуратно: доля плохих кредитов — меньше 2%. По потребительским кредитам эта доля — 18% (см. графику 2).

А хуже всего с плохими долгами у микрофинансовых организаций (МФО) — 35%. То есть расплатиться с ними не в состоянии каждый третий их клиент. Услуги МФО уже прозвали кредитами для бедных. Хорошая кредитная история и достаточный доход для МФО не так важны, как для банков. Залог не нужен (по этой причине МФО потеснили ломбарды). Ссуды дают практически всем. Страховкой же для кредиторов служат высокие проценты. С 1 июля ЦБ ограничил ставки по таким ссудам 1% в день. Даже если человек берет совсем короткий кредит — до зарплаты, на 20 дней, на каждую тысячу рублей набегает 200 рублей переплаты. Счастливо расплатиться.

ДЕНЕГ НЕТ, ВОТ МЫ И ДЕРЖИМСЯ

Другая причина для беспокойства связана с причинами, вызвавшими бурный рост кредитования.

Итого — хорошенькая история получается. Из-за того что у россиян не растут доходы, они набирают кредиты. При этом если на Западе рост кредитования идет за счет самых дешевых ссуд, то у нас — за счет наиболее дорогих. Из-за чего жить дальше становится еще тяжелее.

КАРАУЛ ИЛИ ЕЩЕ ПОЖИВЕМ?

— В Штатах под 75% населения имеют кредиты и кредитные карты. В Европе ситуация разная по странам, но в среднем — под 50%. У нас у большей части населения кредитов нет. Нет у нас кредитного пузыря, — успокаивает Ольга Кузина.

В самом деле, людей, которые еще не обременены какими-то ссудами, в России более 60% (см. графику 3). Правда, у двух третей из них нет и сбережений, то есть денег нет в принципе. И это действительно проблема для экономики. Ведь если граждане не в состоянии ничего купить, на кого должны работать промышленность и сфера услуг и откуда возьмется экономический рост? А если нет роста, значит, будет взято еще больше кредитов. Замкнутый круг.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Хотя все и объясняют, что кредитного пузыря у нас вроде как нет, с 1 октября Центробанк вводит новые ограничения. Банки обязаны будут учитывать долговую нагрузку заемщика (соотношение выплат человека по всем кредитам к величине его подтвержденного среднего дохода). Выдавать кредиты тем, кто уже по уши в долгах, станет крайне невыгодным: под них придется закладывать слишком большие резервы.

ОПРОС КП

А вам приходится ли занимать деньги?.Опрос

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Долг кризисом опасен

Как кредитная активность россиян отражается на всей экономике страны. И кто в этом больше виноват

Россияне по уши в кредитах и продолжают их набирать. Общий долг банкам в последние пару лет растет на 20 — 25% в год и составляет почти 16 триллионов рублей. Если разделить эту сумму на все население страны, получится, что каждый человек должен 110 тысяч рублей. Вроде немного, но это статистическая ловушка. Те, кто активно пользуется заемными деньгами, должны в разы больше. А это уже неприятный звонок. Если вовремя не сбить потребительский ажиотаж, кредиты населения могут стать причиной очередного кризиса. (подробности)

Adblock
detector