В кредитных отношениях государство может быть

Предоставление государством кредитов происходит за счет средств государственной казны, поэтому такая форма кредита получила название бюджетного.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

Бюджетные кредиты могут быть предоставлены, таким образом, разным экономическим субъектам.

Бюджетный кредит может быть предоставлен на основании договора, в пределах плановых бюджетных ассигнований на эти цели.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам.

Предоставление бюджетного кредита может быть осуществлено на нескольких условиях:

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности, однако специальными актами и договорами может быть предусмотрено отсутствие одного из этих условий.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.

Обеспечением по возврату бюджетного кредита и уплате процентов могут быть:

  • — банковские гарантии,
  • — поручительства,
  • — государственные или муниципальные гарантии,
  • — залог имущества в размере 100 % предоставляемого кредита.

При этом гарантию заемщику могут предоставить только те организации, которые не имеют долгов перед бюджетом и у которых величина чистых активов в три раза превышает сумму предоставляемого кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является также проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Если в ходе проверки будет установлено, что имеющееся у заемщика обеспечение исполнения обязательств стало недостаточным, либо существенно ухудшилось финансовое состояние гаранта или поручителя, то кредитор потребует полной или частичной замены обеспечения по кредиту в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

Кредиты из федерального бюджета субъектам РФ могут предоставляться на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых на пополнение остатков бюджетных средств региональных и местных бюджетов.

В случае если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Кредиты, предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ и не погашенные в установленные сроки, взыскиваются за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) — это кредиты на покрытие кассовых разрывов, которые предоставляются в размере, не превышающем 1/12 объема доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без учета целевых трансфертов на срок не более 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Читайте также:  Кредиты под банковскую гарантию что это

Такие кредиты выдаются без условия предоставления обеспечения обязательств по возврату кредита.

Если кредит на покрытие кассовых разрывов не погашен в установленный срок, взыскание задолженности по нему осуществляется за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в соответствующий бюджет. По такому кредиту

реструктуризация обязательств (задолженности) не допускается.

Бюджетные кредиты также могут предоставляться иностранным заемщикам, в этом случае возникают внешние долговые требования РФ.

Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются:

  • — финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ (государственный финансовый кредит);
  • — экспортные кредиты иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам (государственный экспортный кредит);
  • — долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком -импортером товаров и услуг или его банком-кредитором.

Экспортный кредит предоставляется при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

При предоставлении иностранного кредита, в бюджете на очередной финансовый год разрабатывается программа программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.

В настоящее время информация об объемах бюджетных кредитов и их получателях относится к секретным статьям бюджета, однако косвенным образом информация о внешних долговых требованиях РФ доступна в отчетах Центрального банка:

Рассмотрим предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета в таблице.

Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета, млрд.руб.

Контрольные вопросы к зачету

1. Формы подтверждения соответствия.

2. Принципы подтверждение соответствия.

3. Схемы декларирования и сертификации.

4. Сертификация систем менеджмента качества.

5. Сертификация производства.

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений на выполнение социально-экономических преобразований, укрепление обороноспособности страны, на поддержку передовых отраслей хозяйства, повышение эффективности производства, на выполнение государством своих финансовых обязательств, на социально-культурные мероприятия и на многие другие нужды. Однако, для того, чтобы экономика и другие сферы деятельности нормально функционировали, необходимо осуществлять расходы в значительных объемах, доходная база не всегда бывает достаточной. В результате образуется бюджетный дефицит, для покрытия которого государство активно использует практику заимствований.

Государственныйкредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, то есть взаймы, денежных средств в бюджет от юридических лиц и граждан на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. Сторонами этих отношений выступают: с одной стороны – государство, а с другой — юридические и физические лица.

Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения нужд общества обусловлена постоянным противоречием между величиной денежных средств, имеющихся в бюджете, и все возрастающими потребностями общества. Взятые взаймы денежные средства населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Целесообразность использования государственного кредита вытекает из того, что привлечение средств в бюджет с помощью кредита дает меньше отрицательных последствий, чем эмиссия денежных знаков.

Государственный кредит имеет много общего с банковским кредитом:

Это формы движения ссудного капитала;

Оба имеют один и тот же источник (временно свободные денежные средства);

Оба являются способом получения доходов;

Оба строятся на условиях срочности, платности и возвратности.

Читайте также:  Что такое срок использования кредита

Однако государственный кредит имеет и ряд особенностей:

Государственный кредит направляется на финансирование финансовых расходов и прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита, тогда как банковский кредит направляется на увеличение прибавочного капитала в обществе;

Государственный кредит используется глобально в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов, а банковский кредит имеет строго целевое назначение;

при государственном кредите срок возврата не строго регламентирован, отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к государству-должнику не применяются. А при банковском кредите нарушение срока возврата ссуды влечет за собой экономические санкции, например, повышение процента за кредит;

Кроме того, государственный и банковские кредиты отличаются по источникам погашения: государственный кредит — за счет налогов либо новых займов; банковский — за счет прибыли, полученной в процессе производства.

Государственный кредит в экономике страны играет важную роль — вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. А именно:

n Посредством государственного кредита кредитуются и гарантируются поставки отечественных производителей за рубеж, что обеспечивает конкурентную борьбу монополий на внешних рынках;

n Путем привлечения государственных займов государством компенсируются потери банков при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса, что способствует поддержанию малого и среднего бизнеса;

n Так как государственные займы выступают средством, обеспечивающим риск неплатежей экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров, тем самым поощряются экспортные операции;

n За счет заемных средств могут предоставляться кредиты на развитие стратегических (обеспечение обороны и научно-технического прогресса) и социально значимых производств, что приводит к стабилизации социальной обстановки и созданию благоприятного морального климата для бизнеса;

n Значительная доля средств, привлеченных с помощью государственных займов, используется для покрытия бюджетного дефицита;

n Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.

В кредитных отношениях государство может выступать в качестве:

заемщика (чаще всего) — пассивный кредит;

кредитора — активный кредит;

гаранта — условный кредит.

Основными формами государственного кредита являются:

1. Государственные займы;

2. Казначейские обязательства;

3. Обращение части вкладов населения в государственные займы через сберегательные учреждения;

4. Заимствование средств в Центральном банке;

5. Гарантированные (условные) займы.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

На банковскую систему возложена обязанность реализации государственных ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит их первичную реализацию на фондовом рынке, играющую большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Первичный рынок государственных долговых обязательств настолько важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнена по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями.

Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, возможны три варианта:

1. равными частями в течение определенного срока;

2. возрастающими долями (такая система погашения удобна при наращивании доходов заемщика);

3. снижающимися долями.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств Федерального бюджета.

В целях покрытия дефицита бюджета Правительство РФ с 1994 года выпускает казначейские обязательства.

Министерство финансов выпускает казначейские обязательства сериями с указанием их объема и даты. При этом, они размещаются среди юридических лиц в порядке, установленном Казначейством.

Казначейские обязательства выпускаются на основе договоров с уполномоченными депозитариями, в качестве которых выступают банки, в которых клиентам открывается счет Депо. Открытие счетов Депо и обслуживание клиентов банк осуществляет бесплатно, а оплату за оказанные им услуги производит Министерство финансов.

Читайте также:  Что такое денежно кредитная и бюджетно налоговая системы

Предприятия, которые получили казначейские обязательства как первичные держатели, могут рассчитываться ими со своими кредиторами, по тем отраслям, которые обозначены в договоре с банком-депозитарием. В этот перечень входят: предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия транспорта и металлургии, предприятия легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунальные хозяйства и некоторые др.

Владельцам ГКО предоставляется налоговое освобождение на все виды налогов, уплачиваемых в Федеральный бюджет, в пределах объема эмиссии ГКО.

На вторичном рынке ценных бумаг ГКО могут выступать объектом купли продажи, а также использоваться как средство залога. Обмениваться на налоговое освобождение и как обязательства государства могут вноситься в уставный фонд в качестве вклада учредителя.

Погашение ГКО осуществляется Министерством финансов посредством перечисления денежных средств на счет держателя ГКО.

Особой формой государственного кредита являются государственные гарантии, при которых Российская Федерация или субъект Российской Федерации в качестве гаранта дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицом полностью или частично. То есть государство несет субсидиарную ответственность.

Предоставление гарантии осуществляется на конкурсной основе.

При этом гарантии на предоставляются юридическим лицам, имеющим задолженность по платежам в Федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательный банк.

Общая сумма гарантий Российской Федерации включается в состав государственного долга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственный кредит – это такие отношения экономического характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому виду кредитования: возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им государственных ценных бумаг высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже – как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование дефицита бюджета; поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид заемного капитала может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

— по субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

— по месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

— по сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост кредиторской задолженности страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг – это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и международных финансовых организаций с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.

Adblock
detector