Рейтинговые агенства занимаются оценкой платёжеспособности различных организаций: от бизнеса до государств.
После оценки того или оного эмитента они присваивают ему кредитный рейтинг. Кредитный строится по шкале от ААА до дефолта (у разных агентств свои наименования и ступени распределения значений рейтинга).
Составление рейтингов для стран — это публичная неоплачиваемая деятельность — своего рода реклама для агентств. Основной же доход рейтинговым агентствам приносит работа с коммерческими организациями.
Зачем рейтинговые агентства нужны бизнесу?
- Для те кто даёт кредиты, инвестирует это хорошее подспорье в анализе платежеспособности потенциального заёмщика. Оценка рисков отдана на аутсорс в рейтинговые агентства, что удобно в контексте оптимизации бизнес процессов, поскольку аналитики стоят дорого, а хорошие аналитики — явление к тому же крайне редкое.
- Для те кто берет кредиты, привлекает средства — это простейший способ показать свою благонадёжность.
Чем грозит понижение рейтинга?
Кредитный рейтинг отражает способность заемщика платить по долгам. На кредитные рейтинги ориентирутся крупные институциональные инвесторы: банки, инвест фонды. Часто портфель ценных бумаг составляется на основании жёстких правил, которые в стремлении снизить риски запрещают покупать акции и облигации эмитентов чей кредитный рейтинг ниже определенного уровня.
То есть с понижением кредитного рейтинга до определённого уровня, можно вовсе потерять возможность кредитоваться, а минимум чем грозит понижение — это то, что кредиты станут дороже.
Крупные игроки рынка
Крупнейшие рейтинговые агентства: Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings. Все три компании базируются в США.
Часто в адрес большой тройки высказываются об их политической предвзятости. Мы не можем исключить этот момент, однако нельзя не заметить, что как правило, их деятельность крайне принципиальна. Что связывают с рядом ошибок, допущенных в прошлом, например, они раздавали высокие рейтинги ипотечным банкам накануне схлопывания этого пузыря в США. Ошибки бывают, они наносят серьезный урон репутации, потому для рейтинговых агентств крайне важно быть максимально объективными.
Также от популистов в политике можно слышать о том, что рейтинги не важны. Это не так, рейтинги важны для инвесторов. Справедливы ли они или нет, но на них ориентируется очень много денег.
Среди отечественных игроков рынка часто можно встретиться с рейтингами таких компаний, как Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство. Считается, что локальные компании лучше разбираются в местной специфике, однако более зависимы от конъюнктуры.