Приветствуем Вас, уважаемые читатели! Мы подготовили уникальный материал, который поможет разобраться во всех нюансах и особенностях ведения бухгалтерии. Дочитав статью до конца Вы узнаете, что такое бухгалтерский учёт займов и кредитов, тонкости и правила его проведения.
Вопрос, связанный с методикой и спецификой ведения исчислений полученных средств, зависит от того, кто его задаёт – непосредственный заёмщик или представитель кредитора. Именно от этой информации зависит применение счетов, необходимая отчётная документация и ведомости, а также соответствующие проводки.
Кредит – это денежные средства, которые компания передаёт заёмщику под определённый процент. А он, в свою очередь, производит регулярные выплаты не только части основного долга, но и начисленных процентов по кредиту.
Главная отличительная характеристика займа – это то, что при нём используются привлечённые денежные средства юридического или физического лица.
Часто выдаётся беспроцентный заём, который не предусматривает начисление % за пользование полученной суммой. Этот вариант является более удобным и выгодным вариантом для получателя.
Из всего вышеизложенного можно выделить основные отличительные черты:
- кредит выдаётся только определённой компанией или банком, а заём могут предоставлять частные лица, юридические лица и предприниматели
- кредит подразумевает выплату кредитору определённых дивидендов за пользование деньгами, а заём не имеет такого обязательного условия, он может быть перечислен в виде рассрочки
- кредит выдаётся только деньгами, а заем может быть передан в виде любого натурально эквивалента
Между двумя рассматриваемыми понятиями много отличий, но по существу это одно и то же – получение денежной помощи от третьего лица. От этой сделки передающая сторона может иметь выгоду в виде дивидендов.
В бухучёте эти два определения не отличаются друг от друга. При ведении отчётности эти понятия равнозначны. Для того, чтобы наглядно понять правила оформления в отчётных бумагах полученной суммы, рассмотрим этот процесс на конкретном примере.
Фирма перечислила денежные средства величиной 1 000 000 р. в качестве ссуды 1 июля 2016 года. Ставка составляет 10%. В соответствии с договором лицо, получившее капитал, должно выплачивать дивиденды за каждый день пользования переданной суммой. Они начинают начисляться с того дня, который следует за днём перечисления.
В июле были сделаны следующие записи:
Дт58/Кт51 – перечисление 1 000 000 р.
Дт76/Кт91-1 – начисление %: 1 000 000 / 365*30*10% = 8 219,17 р.
Дт51/Кт76 – 8 219,17 р. (оплата %)
В августе производились такие записи:
Дт76/Кт91-1 – начисление % за август: 1 000 000 / 365*31*10% = 8 493,15 р.
Дт51/Кт76 – оплата %, которые составляют 8 493,15 р.
В сентябре были такие записи:
Дт76/Кт91-1 – начисление % за сентябрь: 1 000 000 / 365*30*10% = 8 219,17 р.
Дт51/Кт76 – 8 219,17 р. (перевод %).
В том случае, если был выдан беспроцентный займ, то в день перевода в бухучёте будет значиться проводка Дт76/Кт51 – выдача 1 000 000 р. без %. Следующая и в тоже время последняя запись появится в день возвращения последней суммы основного долга: Дт51/Кт76.
Ссуды, которые выдаются компанией без процентов, не являются финансовыми вложениями, поскольку они не приносят никакого дохода. В том случае, если деньги перечисляются под определённый %, то это уже будет считаться вложением с целью получения прибыли.
Установленные нормы, по которым происходит исчисление денежных вливаний, говорят о том, что обязательства предприятия, если оно выступает в качестве заёмщика, отражается в бухучёте компании на основании условий кредитного договора. Также там должна содержаться информация о сроках возвращения переведённых денег, нюансах и других тонкостях.
Финансовые вливания делятся на 2 типа:
Их исчисление ведётся на общих основаниях по указанным счетам и строкам. Расходы, которые сопутствуют взятым средствам, отражаются в бухучёте отдельными проводками. Они отражаются в отчётных документах в момент их появления. Также их необходимо равномерно включить в другие отчётные ведомости компании.
При взятии в долг капитала необходимо правильно и точно оформить соответствующую документацию и провести все необходимые записи, которые будут отражать совершённые операции. При их заполнении нужно учитывать тонкости кредитования, величину полученных денег и процентов, если таковые имеются. Учитывать необходимо все нюансы, правила и сроки, которые указываются в кредитном договоре.