Что происходит в результате размещения гос займов

Государственные займы— это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения:

— размещаемые по подписке;

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

— внутренние;

По методу определения доходов:

—с твердым доходом;

— с “плавающим” доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

—с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга), рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди прави-тельственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями, учреждениями (либо организациями и учреждениями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц), называютсягосударственными ценных бумагами.

Государственные ценные бумаги выпускаются в целях:

— финансирования бюджетного дефицита;

— погашения ранее выпущенных размещенных государственных займов;

— кассового исполнения государственного бюджета;

— обеспечения равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

— финансирования целевых программ местных органов власти;

— финансовой поддержки учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономи-ческое и социальное значения.

В статье 75 Конституции РФ установлено, что порядок выпуска государственных займов в Российской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе ст. 8 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” утверждаются соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федераль-ный орган исполнительной власти — юридическое лицо, функцией которого является по решению Правительства РФ составление и (или) исполнение федерального бюджета. В части 4 ст. 75 Конституции РФ закреплен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: госу-дарственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа.

Гражданский кодекс РФ в ст. 816 дает следующее определение облигации (от лат. obligatio — обязательство).

Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

Облигации бывают разных видов:

— на предъявителя и именные;

— процентные и беспроцентные, выигрышные;

— свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;

— выпущенные: а) Правительством РФ или Министерством финансов РФ; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) органами местного самоуправления.

Все перечисленные виды облигаций в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) допускаются к публичному размещению.

Основное предназначение муниципальных займов — частичное погашение бюджетного дефи-цита, а также развитие самих муниципальных образований.

Цены облигаций (их курс), а также иных государственных муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их номиналу (нарицательной стоимости).

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных иму-щественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем — физическое или юридическое лицо.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призванрынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на:

— первичный, обеспечивает размещение всех видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпус-каемых банками, векселей);

— вторичный, в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Читайте также:  Как уйти от займа

Государственные ценные бумаги делятся на:

— рыночные, свободно обращающиеся, которые могут перепродаваться после первичного размещения другим субъектам (казначейские векселя, среднесрочные инструменты, долгосрочные государственные облигации);

— нерыночные, которые не могут свободно переходить от одного держателя к другому; они размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения.

К нерыночным правительственным (государственным) ценным бумагам в США относятся сберегательные облигации, иностранные правительственные серии, серии правительственных счетов и серии местных органов власти.

Рынок государственных ценных бумаг входит в состав фондового рынка.

Одним из видов внутренних государственных займов являются казначейские обязательства. Казначейские обязательства—это вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди физических и юридических лиц. Казначейские обязательства удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения ими. В постановлении Правительства РФ “О выпуске казначейских обязательств” от 9 августа 1994 г. указано, что выпуск этих ценных бумаг осуществляется “в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции”. Их эмитентом является Министерство финансов РФ. Казначейские обязательства выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Форму казначейских обязательств могут иметь также и муниципальные займы.

Государственный заём- это форма отношений, установленных официально, между государством и физическими или юридическими лицами, которая является обязательной и состоит в получении этими лицами денег или любого имущества от правительства страны. Заёмщик обязан вернуть всё, что получил в оговоренные сроки обеими сторонами. Возвращение может иметь проценты, которые накапливаются за какое-то время невозвращения долга. Такие отношения могут возникать не только между государством и другим лицом, но и просто в обществе.

Государственный займ используют в таких целях:

1. Для улучшения состояния финансовой системы государства
2. Покрытия задолженностей
3. Для финансирования местных и региональных учреждений

Для того чтобы заём считался официальным и заёмщик гарантировал возврат долга, он должен быть подписан на бумаге в форме документа. Такая процедура обязательна только для тех сумм, которые являются больше десятка раз за заработок населения, установленный в стране, где происходит заём. В случае, если заимодавец- это предприятие или крупная компания, то сумма займа не имеет значения и может быть абсолютно любой.

Для того чтобы при займе значительных сумм не было обмана, заёмщик должен предоставить расписку или любой другой документ о том, что он берёт эти деньги и обязывается отдать их за какой-то срок.

Займы имеют такие виды:

1. Целевой заём- это договор, целью которого является получение средств заёмщиком, которые он использует в определённых целях.
2. Нецелевой заём- это договор займа, который не имеет ограничений в применении займа заёмщиком, что никак не контролируется.
3. Государственный- договор, который имеет государственное начало, государство выступает гарантом выплаты муниципальным или федеральным органом денежных средств заимодавцу- юридическому или физическому лицу.

1. При нарушении договора о займе:

— Проценты по сплате регулируются пунктом 1 статьёй 809. В том случае, если деньги не были выданы, то заёмщик обязан оплатить дополнительную процентную сумму, размер которой утверждён пунктом 1 статьи 395.
— Если договор допускает или предусматривает возвращение суммы долга по частям, имеется ввиду в рассрочку, а заёмщик нарушил этот пункт и не выплатил часть рассрочки вовремя, то заимодатель может потребовать возвращение всех денег полностью, учитывая ещё и проценты за просрочку выплаты. Последствия невыплат по договорам займов регулируются статьёй 811 ГК РФ.

2. Спор об условиях договоров займов:

— Лицо, которое является заёмщиком, имеет право требовать отсрочки в выплатах и не соглашаться с принятием условий договора, если он не не получал денег от заимодавца или получал их в меньшем количестве, чем требовалось по условиям договора.
— Несоглашение с договором, который был составлен письменно, не может быть оспорен по вопросу безденежности заёмщика, за исключением ситуации, если он подписывался путём обмана или насилия.
— Если оспаривание подтверждает то, что денежные средства или имущество так и не были получены, то договор считается недействительным и наоборот.
Этот вопрос устанавливается статьёй 812 ГК РФ.

3. Соответственно со статьёй 812 ГК РФ если заимодатель находится в сложной жизненной ситуации, безденежье, которое не зависит от него самого, то он может потребовать от заёмщика выплаты полной суммы долга или полного возвращения вещей займа для улучшения собственного состояния.

4. Заём, совершенный с определённой целью:

— Если заём является целевым, то заимодавец имеет право контролировать использование данной им суммы заёмщиком.
— Если заёмщик использует данные ему в займы средства, предусмотренные договором займа, то заёмщик имеет право потребовать досрочное возвращение денег в полном размере и с процентами.
Данный вопрос рассматривается 1 пунктом статьи 814 ГК РФ.

5. Каким образом осуществляется заём:

— Сумма займа неограниченна, если её выдала компания или предприятие, официально установленные, что уточнялось ранее.
— Договор считается незаключённым, если в нём не указано количество получаемых вещей заёмщиком или точная сумма денежных средств, время действия договора и период, за который должна быть выплачена сумма в рассрочку.
— Договор может не иметь годовых процентов вообще. Если в договоре не устанавливается точная сумма натекающих процентов, то проценты определяются исходя из ставки ближайшего банка по месту жительства заёмщика на момент совершения оплаты.

Стоит отметить, что беспроцентные займы имеют проблемы с налоговой инспекцией, могут изыматься штрафами.

Как говорилось ранее, государственным займом считается заём, в котором заёмщиком является Российская Федерация как государство или один из ёё субъектов- федеральные или муниципальные органы государства, а заимодавец- это любое физическое или юридическое лицо на территории страны.

Читайте также:  В договоре займа какая то комиссия

Процедура получения займа очень простая. Государство приобретает облигации или ценные бумаги, которые подтверждают его возможность получать имущество или денежные средства от заимодавца.

Государственные займы- процесс необязательный и добровольный, который устанавливается путём формирования заёмных отношений между этими двумя субъектами договора.

Внутренние займы (между Российской Федерацией и гражданами государства или его субьёктами юридического права). Первый государственные займы были получены Россией в двадцатых годах. Так как государственные займы являются добровольными, этот принцип очень нарушался в то время, ведь гражданы тоговременного СРСР отдавали все свои заработные платы государству, не оставляя в кармане не копейки.

Хоть в послевоенное время после Второй мировой войны возрос патриотизм в России, но состояние госзаймов было достаточно печальным, собирались минимальные суммы, сравнительно с прошлым опытом государства.

Внешние займы с 1992 года (между Российской Федерацией и другими странами)
В 1992 году был совершён первый внешний заём в стране. Займы государства на то время составляли около 100 миллиардов долларов США, но пиком состояния государственного долга считается 1998 год, в котором эта сумма составляла практически 160 миллиардов долларов США.

Начиная с 2000 года, государственный долг Российской Федерации начал спадать, уже в 2010 составляя 37, 6 миллиардов долларов США, что является историческим минимумом страны.

Облигации в Российской Федерации выпускаются Министерством Финансов. Вклады юридических или физических лиц в облигации считаются одним из самых удачных способом для вложений денежных средств. Это происходит из-за обязательства государства выкупить эти облигации назад. Минусом этой процедуры считается низкая процентная ставка, ведь исходя из суммы вложения, вкладчик может получить всего лишь 7-10%.

В государственные облигации чаще всего делают вклады крупные компании, зарубежные инвесторы в долларах или евро, управленческие учреждения, банки и страховые компании.

Инвестирование в государственные облигации Российской Федерации, как известно, составляет минимальный риск потери денежных средств, которые были вложены. Но не смотря на это в случае дефолта или банкротства страны вкладчик может остаться ни с чем, потеряв все свои деньги.

Для того чтобы избежать такой ситуации вкладчику рекомендуется застраховать денежные средства, которые он вкладывает. В таком случае страховая компания всё погасит заёмщику, который потерял деньги. Но для того чтобы застраховать свой вклад нужно вложить ещё большую сумму в это процедуру, которые превзойдут даже суммы по процентам, которые ожидает получить вкладчик за год.
Государственные займы- неоднозначная процедура, которая практикуется по всему миру. Чем более развита страна, тем больше пользы получают заёмщики в лицах как физических, так и юридических, которые вкладывают свои денежные средства или имущество для последующего их выкупа государством или его субъектами.

Существует и противоположное понятие, которое называется государственным кредитом. Если государство вступает в такие отношения, то оно считается заимодавцем, а лицо, с которым это происходит,- заёмщиком, который получает денежные средства и обязывается их вернуть в течении определённого времени.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Читайте также:  Как сделать платежку на возврат займа

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

целевое использование средств.

соблюдение сроков возврата.

выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей ( на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг ). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

Срок ( кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

По методу выплаты дохода ( процентные — купонные, дисконтные — продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые )

По методу размещения ( добровольные, принудительные – з/п выдается займами ).

2)Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3)Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно ( не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4)Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5)Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

уменьшается потребление, сбережения.

рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.

Adblock
detector