Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет иностранных займов и кредитов

Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема — его профицит.

Первичный дефицит (профицит) бюджета — это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).

Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.

Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчете возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.

Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.

В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.

Бюджетный дефицит можно уменьшить при увеличении реального национального дохода, повысив налоговые поступления и сократив социальные трансферты, или же путем снижения налогов, за счет чего увеличится располагаемый доход домашних хозяйств, а следовательно, возрастут и сбережения, идущие на инвестиции.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относят:

1) государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг;

2) дополнительную денежную эмиссию, производимую Центральным банком Российской Федерации, но эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции;

3) кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций;

4) бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней;

5) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

6) остатки по государственным запасам и резервам;

7) профициты прошлых лет.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;

2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.

Остановимся подробнее на первом, наиболее распространенном источнике внутреннего покрытия бюджетного дефицита. В России он включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО — это краткосрочные (до одного года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ — это среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

Читайте также:  Правда о микрозаймах

Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем, в частности, «эффект вытеснения» — перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный внутренний долг. Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов, составлял 76,8 млрд руб. На 1 января 2006 г. долг РФ по ГКО—ОФЗ составил 851,1 млрд руб. Наконец, злоупотребление таким методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г.

У государственных займов есть дополнительные положительные эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, которые по тем или иным причинам испытывают недоверие к остальным сегментам фондового рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или досрочно выкупая бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на в основном в развитых странах со стабильной рыночной экономикой.

Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемых правительством всем рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В России коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы решить эту задачу.

Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, представляют собой незначительный источник покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, так как большинство регионов России считаются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. на финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета было намечено направить более 372 млрд руб., или 8,7% от всей его расходной части (см. табл. 8.1).

Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В России начиная с 2001 г. бюджеты являются профицитными. В бюджет 2007 г. также заложен профицит.

В качестве внешнего источника покрытия бюджетного дефицита выступает выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др. Характерно, что использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано с политическими факторами. Помимо этого необходимо учитывать общую сумму внешнего долга страны и ее способность платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

Государственный долг формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов). В России он включает в себя:

Читайте также:  Как признать договор займа исполненным

¦ задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

¦ задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

¦ государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженные в национальной (рублях) и иностранной валюте;

¦ задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений (в РФ компенсируются сбережения, обесцененные в связи со сменой экономической системы в 1991 г. и возникшей инфляцией), товарным обязательствам и т.п.;

¦ сумму выданных государственных гарантий.

Государственная гарантия — это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (отечественным или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в национальной валюте (рублях), она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте — внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г. оценивался в 851,1 млрд руб. , внешний — в 76,5 млрд дол.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2007 г. оценивался в 1028,06 млрд руб., внешний (на 1 октября 2006 г.) — в 50,1 млрд дол.

Таким образом, видно, что внутренний долг РФ увеличился, а внешний снизился.

Структура внешнего долга РФ включает (млрд дол.):

¦ задолженность странам — участницам Парижского клуба — 1,9 млрд дол.;

¦ задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, — 2,9;

¦ задолженность странам—членам СЭВ — 2,0;

¦ коммерческая задолженность — 1,1;

¦ задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) — 5,4;

¦ еврооблигационные займы — 30,9;

¦ задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, — 0,0;

¦ предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте — 0,2.

Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризация и конверсия долга.

Под реструктуризацией понимается замена старых долговых обязательств новыми, с более мягкими условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга.

Под конверсией долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции

19 мая Выпустили приложение для телефона —

23 мая Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

22 мая Повтори весь материал ЕГЭ на курсе Умскул и прибавь к результату 20 баллов.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

ЧИТАТЬ ВСЕ НОВОСТИ декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

3 мая Ещё один вариант досрочного ЕГЭ по математике.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о де­фи­ци­те государственного бюджета?

Читайте также:  Как объединить два договора займа в один образец

А. Де­фи­цит государственного бюд­же­та может быть по­крыт за счёт ино­стран­ных займов и кредитов.

Б. Для устра­не­ния дефицита сво­е­го бюджета го­су­дар­ство снижает та­мо­жен­ные пошлины на вво­зи­мые товары.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Дефицит бюд­же­та — пре­вы­ше­ние расходов бюд­же­та над доходами.

Суждение А верно. Один из ис­точ­ни­ков пополнения бюд­же­та − ино­стран­ный займ.

Суждение Б неверно. Та­мо­жен­ные пошлины − доходная ста­тью бюджета.

491. Государство А до принятия новой конституции было парламентской республикой, а после её принятия стало президентской республикой. Какие новые полномочия появились у президента после конституционной реформы?

492. Верны ли следующие суждения о политике? А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране. Б. Государство является одним из основных субъектов политики.

493. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВАСОДЕРЖАНИЕ
Народовластие Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ
. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ

Ответ:_____________.

494. Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое экономическое явление как

495. Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сильное государство 2) соблюдение прав и свобод личности
3) гражданское равноправие 4) приоритет личности перед обществом и государством
5) стабильность

496. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета? А. Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счёт иностранных займов и кредитов. Б. Для устранения дефицита своего бюджета государство снижает таможенные пошлины на ввозимые товары.

497. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.

1) федерация 2) президентская республика 3) унитарное государство
4) иммунитет 5) политический режим 6) территория

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

498. Фондовые биржи, являющиеся самостоятельными в организации биржевой торговли, совершающие все сделки в соответствии с действующим законодательством страны, где государство не берет на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли и снижению риска торговых сделок, относятся к типу

499. Это звено финансовой системы РФ представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в трех лицах в роли заемщика, кредитора и гаранта. О каком звене финансовой системы РФ идет речь?

500. К чему относятся воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых состоит государство-архипелаг, и отграниченные от других частей моря вокруг него прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки отдаленных островов и осыпающих рифов архипелага?

Adblock
detector