Договор займа является ли контролируемой сделкой

Сделки по договорам займа с взаимозависимыми компаниями признаются контролируемыми по общим основаниям, установленным ст. 105.14 НК РФ. Дополнительных критериев для таких сделок не установлено. Доходы и расходы по договору займа, который признан контролируемой сделкой, нужно учитывать по специальным правилам. Кроме того, нужно определить, является ли задолженность контролируемой. Для этого вида расходов также предусмотрен специальный порядок учета.

Договоры займа с взаимозависимыми лицами могут быть признаны контролируемыми сделками. Критерии для признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ. Специальных условий для договоров займа, кроме беспроцентных, нет.

Если сделка признана контролируемой, то для учета доходов и расходов по таким договорам нужно соблюдать отдельные правила (п. п. 1.1, 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ).

Если договор займа заключен до 01.01.2012

Сделки по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, заключенные до 01.01.2012, но доходы и (или) расходы по которым признаются после 01.01.2012, не признаются контролируемыми (ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Из данного правила есть исключение: условия договора были изменены после 01.01.2012. В таком случае сделки будут признаваться контролируемыми на общих основаниях по критериям ст. 105.14 НК РФ (Письма Минфина России от 04.05.2018 N 03-12-11/1/30268, от 10.03.2017 N 03-12-11/1/13720, Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2018 N 310-КГ17-13413 (приведено в п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2018 года по вопросам налогообложения, п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)).

Доходы по договорам займа, признанным контролируемой сделкой

Для определения дохода процентную ставку по договору займа, признанного контролируемой сделкой, нужно сравнить с интервалом предельных значений. Такой интервал рассчитывается по правилам п. п. 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ. Если фактическая ставка больше минимального значения интервала, в доходах нужно признать сумму начисленных процентов по фактической ставке.

Расходы по договорам займа, признанным контролируемой сделкой

Для определения расхода в виде процентов по договору займа, признанного контролируемой сделкой, процентную ставку нужно сравнить с интервалом предельных значений. Он рассчитывается по правилам п. п. 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ.

Если фактическая ставка меньше максимального значения интервала, то в расходах признается сумма процентов по фактической ставке.

Если фактическая ставка выходит за пределы значений интервала, доходы (расходы) нужно учитывать по рыночной ставке, определенной по правилам разд. V.1 НК РФ.

Важно! По договорам займа нужно установить, признается ли задолженность контролируемой по п. 2 ст. 269 НК РФ. Например, контролируемой будет признана задолженность, когда российская компания взяла заем у взаимозависимого иностранного лица, которое признается таковым по пп. 1, 2, 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Если задолженность признана контролируемой, то применяются положения п. п. 3 — 6 ст. 269 НК РФ.

При признании задолженности контролируемой возникает обязанность определить, превышает ли она величину собственного капитала на последнее число отчетного (налогового) периода. При превышении более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) нужно рассчитать предельную сумму процентов, которую можно учесть в расходах по налогу на прибыль (п. 3 ст. 269 НК РФ).

Чтобы найти предельную сумму процентов, нужно сумму фактически начисленных процентов по контролируемой задолженности разделить на коэффициент капитализации. Все значения определяются на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 269 НК РФ).

Если фактически выплаченные проценты превышают исчисленный предел, то сумма превышения признается выплаченными дивидендами (п. 6 ст. 269 НК РФ).

Непогашенная задолженность российской организации, указанная в п. 2 ст. 269 НК РФ, не признается контролируемой в случаях, предусмотренных п. п. 7 — 9 ст. 269 НК РФ.

По договору займа с лицом, которое не является взаимозависимым и не приравнено к таковому по п. 1 ст. 105.14 НК РФ, доходы и расходы признаются в фактическом размере на основании п. 1 ст. 269 НК РФ.

Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ не признаются контролируемыми (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Если сделка заключена (изменена допсоглашением) до 01.01.2017, но доходы (расходы) по ней учитываются после этой даты, она также не признается контролируемой (Письмо Минфина России от 05.02.2018 N 03-12-11/1/6568).

Если в сделке по предоставлению беспроцентного займа стороной является взаимозависимое иностранное лицо, сделка всегда признается контролируемой независимо от суммы.

Если в сделке по предоставлению беспроцентного займа стороной выступает резидент офшорной зоны, сделка будет контролируемой при превышении суммового критерия в 60 млн руб. (ст. 105.14 НК РФ). Доходом для расчета суммового критерия выступает не сама сумма займа, а сумма процентов, рассчитанных по рыночной ставке, т.к. при беспроцентном займе фактическая сумма процентов равна нулю.

Читайте также:  Как убрать из доходов заем

Проценты по долговым обязательствам по контролируемым сделкам учитываются по правилам ст. 269 НК РФ.

Когда фактическая ставка по долговым обязательствам превышает минимальное значение интервала предельных значений, доходом нужно признать проценты, исчисленные исходя из нее (п. 1.1 ст. 269 НК РФ). Минимальной границы в размере 0% для интервалов предельных значений не установлено (п. 1.2. ст. 269 НК РФ).

Если данное условие не соблюдено, доходом признаются проценты, исчисленные по рыночной ставке, определенной по правилам разд. V.1 НК РФ.

Чтобы избежать налоговых рисков по беспроцентным договорам займа, которые признаются контролируемыми сделками, рекомендуем учитывать доходы в виде процентов, рассчитанных исходя из рыночной ставки по сопоставимому обязательству. В противном случае возникает риск доначисления налога на прибыль.

Предположим, заемное обязательство возникло у взаимозависимых компаний. Тогда их сделка считается контролируемой, что влечет обязанность уведомить налоговый орган (ст. 105.16 Налогового кодекса РФ):

  • Документ составляется по форме, утвержденной ФНС РФ (начиная с 2019 года используется форма по приказу от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@, до 2019 года — форма по приказу от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@).
  • Период для информирования госорганов — до 20 мая года, следующего за отчетным.
  • Адресат — фискальный орган по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — инспекция по месту их учета. В 10-дневный срок территориальный орган направляет полученные сведения в ФНС России (пп. 2, 5 ст. 105.16 НК РФ).

За непредоставление информации или указание неверных данных налогоплательщик может быть оштрафован на 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ), поэтому перед направлением документа следует сверить данные, включаемые в него, с контрагентами по сделке.

ВАЖНО! Если неправильное заполнение формы не мешает фискальному органу идентифицировать контролируемую сделку, штрафовать организацию нельзя (п. 10 Обзора положений разд. V.1 и ст. 269 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Фискальный орган в ходе проверок может установить факты совершения плательщиком налогов контролируемых сделок, информация о которых не была предоставлена им в уведомлениях. В этом случае проверяющие информируют ФНС РФ об обнаруженных фактах и направляют туда собранные данные (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

О совершении таких действий фискальный орган в 10-дневный срок должен проинформировать налогоплательщика. Последний при этом не лишается возможности дать необходимые комментарии по сделкам или направить исправленное уведомление.

Важно иметь в виду, что территориальный фискальный орган только анализирует и проверяет уведомления, а контроль за полнотой исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам не осуществляет. Эти функции находятся в компетенции исключительно ФНС России.

В случае несогласия с действиями или решениями фискального органа плательщик имеет право обжаловать их в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд. Решение ФНС России о признании сделки контролируемой, в том числе решение о доначислении налогов, также может быть обжаловано.

Как зафиксировано в п. 3 ст. 105.16 НК РФ, уведомление в обязательном порядке должно содержать данные о размере поступивших доходов / произведенных расходов по сделкам за календарный год.

Доходами (расходами) от контролируемых сделок по договорам займа с процентами признаются:

  • Проценты, установленные в контракте (п. 6 ст. 250, абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ). Причем, исходя из п. 1.1 ст. 269 НК РФ, фактическую процентную ставку следует сравнивать с предельно допустимыми значениями ключевой ставки ЦБ РФ, обозначенными в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (с 01.01.2016 — от 75 до 125%). Если она вписывается в интервал, то прибылью признают фактически начисленные проценты. По займам в инвалюте ставки определяют с соблюдением подп. 2–6 п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
  • Подтвержденные должником или подлежащие выплате на основании вступившего в силу судебного акта штрафы, пени и т. п., а также суммы убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Непосредственно сумма заемных денег налогового дохода (расхода) контрагентов по сделке не образует (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ), поэтому в расчетах она не учитывается.

Сделки по выдаче беспроцентного займа между зависимыми друг от друга лицами могут признаваться контролируемыми, если они осложнены наличием иностранного элемента.

У компании-заемщика получение денежных сумм без процентов прибылью не считается и материальная выгода, полученная от использования таких средств, налогооблагаемую базу не увеличивает (письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149). Вместе с тем если подобный заем получен физическим лицом, то для него экономия на процентах образует налогооблагаемую прибыль (п. 1 ч. 1 ст. 212 НК РФ).

Читайте также:  В случае смерти заемщика кто выплачивает кредит в совкомбанке

Таким образом, для соблюдения требований налогового законодательства сторонам договора займа необходимо установить, что сделка, совершенная ими, относится к контролируемым, подготовить документы для подтверждения своей позиции по налоговым начислениям, сверить сведения, включаемые в уведомление о совершении контролируемой сделки, и направить этот документ в фискальный орган по месту регистрации.

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Читайте также:  Выплачивают ли по облигации займа
  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке.

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Adblock
detector