Государственные займы могут быть региональными

1.1 Государственные(в том числе муниципальные)займы – основная форма ГК. Как экономическая категория – это кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Представляют собой денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета.

Именно в рамках государственных займов временно свободные денежные средства привлекаются на финансирование государственных расходов при нехватке бюджетных средств.

ГЗ осуществляются путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигации – самый распространенный вид ценных бумаг – это долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок, с выкупом и выплатой заранее оговоренных сумм.

– заранее оговоренный срок жизни;

– четко фиксированный объем созданного с их помощью государственного долга.

Другой вид ценной бумаги – это казначейские обязательства. В отличие от облигаций:

– средства от их реализации идут только на пополнение бюджета (облигации – не только бюджета, но и ВБФ, или специально оговоренные цели);

– по КО доход выплачивается только в виде % (по облигациям – в виде %, выигрышей, а может не выплачиваться вовсе);

– ранее КО можно было обменивать на налоговые освобождения.

Классификация государственных займов:

1. По месту размещения (в зависимости от валюты заимствования):

2. По субъектам заемных отношений (по праву эмиссии):

– федеральные – выпускаемые центральным правительством;

– региональные – выпускаемые республиканским правительством;

– местные (муниципальные) – выпускаемые местными органами власти.

3. По категории держателя ценных бумаг:

– займы, реализуемые только среди населения;

– займы, реализуемые только среди юридических лиц;

4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:

– рыночные – свободно обращаются на рынке, свободно продаются и покупаются, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др. При финансиро­вании бюджетного дефицита они основные;

– нерыночные – не мо­гут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на фондовом рынке. Они обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим инте­ресам которых и отвечают.

5. По форме выплаты доходов:

– процентные – купонный доход по ним в виде % выплачивается на основе купонов, предъявляемых к оплате в установленное при выпуске займа время. Являются основным и самым распространенным видом.

– облигации с нулевыми купонами, т.е. не имеют купонного дохода. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу, т.е. у них дисконтный доход. Доход по ним выплачивается с суммой основного долга. В основном это касается краткосрочных государственных займов.

– выигрышные, по которым весь доход владельцы облигаций получают в виде выигрыша на основе тиражей выигрышей. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на ос­нове тиражей выигрышей.

– процентно-выигрышные займы * , по которым часть дохода выплачивается в виде %, а часть в виде выигрышей.

– беспроигрышные займы * гарантируют то, что за время действия займа выигрыш падет на каждую облигацию.

– беспроцентные (целевые) займы * , не дающие твердого дохода владельцам их облигаций, но предусматривающие получение ими соответствующего товара, спрос на который удовлетворен не полностью: автомобили, холодильники, ТВ и т.д. Примером такого займа является государственный целевой заем 1990 года, целевые займы местных органов власти, средства от которых идут на муниципальные нужды – жилье, благоустройство.

* – в настоящее время не выпускаются

6. По срокам погашения (по сроку привлечения средств):

– краткосрочные (до 1 года). Обычно ис­пользуются для финансирования временных разрывов в поступле­нии доходов и осуществлении расходов;

– среднесрочные (от 1 до 5 лет);

– долгосрочные (от 5 лет и выше).

7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:

– с правом досрочного погашения

– без права досрочного погашения

8. По методу определения дохода:

– с твердым доходом, т.е. с фиксированной ставкой %;

– с плавающим доходом

В ряде случа­ев фиксированная ставка по ценным бумагам может иметь негативные последствия:

а) являться причиной роста расходов государства на выплату процентов, т.к. зачастую государству приходится размещать займы при относительно завышенной ставке %;

б) в других случа­ях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение про­цента.

9. По обеспеченности долговых обязательств:

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.

Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или выпускающей их территории (данного муни­ципалитета). Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации.

10. По форме выражения:

– облигационные или бланковые, т.е. непосредственно выпускаются государственные ценные бумаги

– безоблигационные займы. Они оформляются подписанием соглашений, договоров, записей в долговых книгах, выдачей особых свидетельств. Используются, например, на межправительственном уровне.

11. В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы:

12. По методам размещения:

– добровольные. Они свободно продаются и покупаются.

– размещаемые по подписке. Формально являются добровольными, но в условиях административной экономики носят, по сути, принудительный характер.

– принудительные, размещаемые среди кредиторов по постановлению Правительства, предусматривающему строгую ответственность за уклонение от покупки обязательства.

В настоящее время остались только добровольные.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Как оформляется займ под залог недвижимости у частного лица

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

* Российская газета. 1996. 25 апреля; Российская газета. 1998. 6 августа.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с Поста­новлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. * первоначально на 3, затем на 6 и 12 месяцев выпускались Государственные краткосрочные беску­понные облигации (ГКО).

* САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 567.

Сроком до 1 года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.

По субъекту эмиссии займы подразделяются на выпускаемые Правитель­ством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и ор­ганами местного самоуправления.

В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг различают госу­дарственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешен­ные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем обли­гациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы бес­проигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период разви­тия государственного кредита вплоть до 50-х годов, в настоящее время приме­няется только добровольный принцип размещения государственных и муни­ципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Обли­гационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государст­венных займов возложена на Министерство финансов РФ.

В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов го­сударственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. * был выпущен Государственный внутренний заем РФ 1991 года сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тысяч рублей. Облигации раз­мещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в террито­риальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимо­сти облигации — выплачивается только в безналичном порядке.

* ВВС РФ. 1991. № 42. Ст. 1344.

Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно Постановлению Правительства РФ Российским выигрышным займом 1992 года и все облигации Государствен­ного займа 1982 года подлежали обмену на облигации Российского займа 1992 года по номиналу. Владельцам облигаций 1982 года было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации Российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачис­лялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).

К государственным займам относятся и казначейские обязательства (КО), которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяю­щих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими цен­ными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпуска­ются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процент­ная и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

КО используется как форма расчетов по текущей задолженности феде­рального бюджета перед основными отраслями и предприятиями. Предпри­ятия, которые получили КО как первичные держатели, могут рассчитывать­ся со своими кредиторами по тем отраслям народного хозяйства, которые обозначены в договорах с банками-депозитариями.

Можно осуществлять также погашение кредиторской задолженности пу­тем перевода КО на счет кредитора.

По КО предоставляются налоговые освобождения на все виды налогов при уплате их в федеральный бюджет. При этом погашение КО налоговым осво­бождением может быть осуществлено обязательством с любым сроком погаше­ния. Налоговые освобождения выдаются Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии КО, и регулярно участники рынка информируются о количестве налоговых освобождений, находящихся в обра­щении.

Министерство финансов осуществляет погашение КО путем перевода на счета последних держателей КО суммы задолженности по номинальной цене с добавлением процентов, оговоренных при выпуске КО.

Читайте также:  Как рассчитать проценты по договору займа по расписке

При погашении КО денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия Главным управлением Федераль­ного казначейства или платежным агентом.

Полученные таким образом доходы не облагаются налогом на прибыль, к ним относятся: доходы от депозитарных услуг по продаже первым владель­цам КО и доходы по операциям, связанным с выполнением функций платеж­ного агента; сумма разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, включая доходы, полученные на вторичном рынке.

Помимо названного существуют государственные краткосрочные обяза­тельства, оформляемые путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они по номинальной стоимости. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) разрешено продавать и раньше указанного срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Законодательством предусмотрено использование ГКО в качестве залога при кредитовании.

В 1993 г. были выпущены золотые сертификаты в качестве долговых обяза­тельств, гарантированных Правительством Российской Федерации. В соответ­ствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года, утвержден­ными Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 года, золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Минис­терством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателей сертификатов представляет разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физиче­ские лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертифика­тов банки должны получить специальную лицензию Центрального банка Рос­сии. Срок действия сертификата — один год.

Для покрытия бюджетных расходов были также выпущены казначейские векселя, краткосрочные обязательства государства, сроком на 3, б и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются они в основном среди кредитных организации по цене ниже номинальной со скидкой, а выкупаются по полной нарицательной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой по­гашения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является покрытие бюд­жетного дефицита. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правитель­ством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти. Боль­шую часть внешнего долга России составляют кредиты Парижского, Лондон­ского и Токийского клубов кредиторов.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнею долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие заме­щение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком На особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика об­мена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в цен­тральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой для финансирования инвестиций в стране-должнике*.

*Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозинои. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1999. С. 204.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.

До 1998 г. федеральные власти вели широкомасштабную и во многом успешную эмиссию государственных займов. По плану на 1998 г. выпуск новых займов не возрастал, впервые в российской новейшей истории масштабы заимствований федерального правительства должны были сократиться в плановом порядке. На этой основе предполагалось решить, в частности, проблему реструктуризации внутреннего долга в направлении удешевления и удлинения сроков заимствований. Однако резкое обострение долгового кризиса к лету 1998 г. эти планы разрушило. Теперь стоит задача восстановления участия государства на финансовом рынке. Что касается субъектов РФ, то большинство из них уже реализовало свое право на эмиссию субфедеральных займов, но выходы регионов на финансовый рынок не столь масштабны и не всегда успешны.

2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.

4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

Читайте также:  Имеет ли коллектор право сообщить о наличии долга по месту работы заемщика

Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.

Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

6. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа.

По облигациям с фиксированным купонным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого купона.

Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п.

Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

7. В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность существенного понижения процента, государство может выпустить облигации с правом их досрочного погашения.

По рентным займам государство принимает на себя обязательство в конкретные сроки выплачивать определенный доход на затраченный капитал без обязательства когда-либо погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте не назначается срок для прекращения выплаты дохода. Срочной рентой предусматривается выплата дохода в течение определенного промежутка времени, по окончании которого обязательства государства считаются выполненными. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение его жизни. В России рентные займы выпускались в дореволюционный период.

8. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.

10. По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными. Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.

Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов

Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.

Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год

· предельного размера соответствующего государственного долга,

· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня,

· расходов на обслуживание соответствующего государственного долга.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламентированные основными условиями, определяются эмитентом. Основными условиями устанавливаются:

· вид ценной бумаги;

· закрепляемые ею права;

· порядок размещения и обращения;

Могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся обороноспособности ценной бумаги или круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать, круга уполномоченных организаций, через которые осуществляется обращение ценной бумаги, включая организации-агенты и депозитарии.

В соответствии с основными условиями эмиссии займа эмитент определяет обстоятельства размещения и обращения отдельных выпусков ценных бумаг данного вида. В частности, указывается следующая информация:

Adblock
detector