Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств привлекаемых и выделяемых государством. Контрольная функция государственного кредитапрактически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.[8]
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны — получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.[15]
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
1.По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.
6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.
10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.[12]
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
— минимизация стоимости долга для заемщика;
— недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается на Министерство финансов.
Управление государственным долгом должно обеспечивать:
— эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
— обеспечение своевременного возврата кредитов;
— максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Международный рынок капиталов, подразделяется на:
1) мировой денежный рынок, охватывающий краткосрочные депозитно-ссудные операции;
2) мировой рынок средне- и долгосрочных иностранных и еврокредитов;
3) рынок ценных бумаг (иностранных и евробумаг) [11].
В качестве участников таких рынков выступают как крупные частные и институциональные инвесторы, так и сами государства. Формы участия государств могут быть следующие:
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По способу размещения делятся на:
— размещаемые по подписке;
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
По методу определения доходов:
— с твердым доходом;
— с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
— с правом досрочного погашения;
— без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
экономики на макроуровне, воздействующий на состояние денежного обращения,
уровень процентных ставок на рынке капитала, на производство, занятость и т.д.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп
платежеспособный спрос. Если за счет кредита финансируются производственные
затраты, т.е. инвестиции, то происходит абсолютное сокращение денежной массы в
обращении на руках населения. В случае финансирования затрат на оплату труда
работников образования, социальной сферы, врачей и т.д. количество наличной
денежной массы становится практически без изменений, хотя платежеспособный спрос
Операции по купле-продаже ценных бумаг или выдаче кредитов под залог, проводимые
ЦБ России, стали важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих
банков. Эти операции стали осуществляться после августовского кризиса банковской
ликвидности 1995 г. Кредиты под залог ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ с
Выступая на рынке кредитных ресурсов в качестве заемщика денежных ресурсов,
государство тем самым способствует росту цены на кредиты. Чем выше спрос, при
прочих равных условиях, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предприятий. Дороговизна кредитов свертывает программы
долгосрочных инвестиций, денежный капитал устремляется на рынки долговых
Государство может выступать также в качестве кредитора и гаранта. Это проявляется
тогда, когда реализуется программа поддержки малого и среднего бизнеса, экспорта,
поддержки производства в отдельных регионах, предъявляя спрос на продукцию этих
производств. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя
погашение задолженности перед банками в случае их банкротства. Во многих странах
функционируют государственные предприятия или предприятия смешанного типа,
которые по низким ставкам страхуют риск неплатежей при экспорте продукции. Тем
самым дополнительно поощряется отечественный производитель, ориентированный на
Большая подобная роль отводится и кредитам, предоставляемым за счет бюджетов
территорий или внебюджетных фондов. Они дают возможность быстрого освоения
территорий, решению социальных задач и т.д.
1. По субъектам заемных отношений: займы, размещаемые центральными и
территориальными органами власти;
2. По месту размещения: внутренние и внешние;
3. По обращению на рынке: рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно
продаются и покупаются на рынке. При финансировании бюджетного дефицита они
рыночные. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат
обращению на рынке ценных бумаг. Эти займы рассчитаны на специальных инвесторов
– страховые компании, пенсионные фонды, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные – до 1 года,
среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – более 5 лет.
финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении
расходов. Часто для этого выпускают векселя. Центральное правительство –
казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные векселя.
5. По обеспеченности займа: закладные и беззакладные. Закладные облигации
обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом. Часто их выпускают
местные органы власти. Облигации федерального займа – беззакладные. Тем не менее
их надежность очень высока.
6. По характеру выплачиваемого долга долговые обязательства делятся на выигрышные,
процентные, с нулевым купоном. Выигрышные. Доход выплачивается на основе тиража
выигрышей. Популярностью не пользуются, так как инвесторы стремятся получать
стабильный доход, а не полагаться на волю случаю. Процентные. Доход выплачивается
1, 2, 4 раза в год на основе купонов. Некоторые краткосрочные облигации не имеют
купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Их
называют облигациями с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства бывают с твердым или
плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка становится причиной
повышенных выплат государства по обслуживанию государственного долга, а в других
может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента. Для покрытия дефицита
бюджета займы размещаются при относительно завышенном уровне процентной ставки.
Установив аналогичный процент по долговым обязательствам на весь срок займа,
который может составлять 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков
Чтобы избежать этого, предлагают:
• краткосрочного займа и выпуска (когда ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом
случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском и размещением,
погашением еще одного займа. Не исключена и вероятность того, что инвесторы не
проявят интерес к новому долгосрочному займу в ожидании роста процентной ставки;
• систематически осуществлять пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам.
В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране.
Недостаток этого варианта в том, что заемщику тяжело спланировать свои расходы;
• в зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа,
установленные при его выпуске. Займы могут быть с правом досрочного погашения и без
права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении становится актуальным тогда, когда на финансовом
рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с
ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала до 6%. В этом случае
заемщик терпит дополнительные расходы, а инвестор получает дополнительный доход.
Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, то заемщик в
соответствии с договорам займа может досрочно погасить свой долг, выпустив новый под
более низкий процент. Изменение условий выпущенного в обращение государственного
займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не