Государственные займы по методу размещения могут быть

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

По месту размещения займы могут подразделяться на внешние и внутренние.

Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резиденства, а по принципу валютирования, т.е. на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним — номинированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резидентства кредитора.

По способу обращения займы могутбыть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

По сроку заимствования средствзаймы подразделяются на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

По способу обеспечения возвратностикредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

По форме выплаты доходагосударственные займы можно разделить на следующие виды:

процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения их с дисконтом и погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления заемщику средств;

выигрышные займы, доход по которым устанавливается на основе тиражей выигрыша, они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

По принципу наличия обязанностизаемщика соблюдать сроки погашения займа. Обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения.

Читайте также:  Когда закроют займ экспресс

Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупить свои долговые обязательства и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

По способу погашениязадолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты его погашения: равными долями на протяжении оговоренного срока; увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта; соответственно, по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

По способу определениядохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту — заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Своеобразной страховкой для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору, например, ставке по межбанковским кредитам в стране.

По направлениямиспользования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Дата добавления: 2014-10-29 ; просмотров: 391 . Нарушение авторских прав

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

Читайте также:  Как рассчитать госпошлину по договору займа

— размещаемые по подписке;

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:

По методу определения доходов:

— с твердым доходом;

— с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

— с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)».

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

  • 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами.
  • 2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.
  • 3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
  • 4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
  • 5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
  • 6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
    • — процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;
    • — дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
    • — выигрышные займы, доход, по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша;
    • — индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
  • 7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
  • 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств): погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
  • 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.
  • 10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Читайте также:  Как займ платежа мегафон

Adblock
detector