Государственный заем может оформляться обязательствами

Заемные обязательства– это обязательства по передаче в собственность денег или иных вещей, определенных родовыми признаками, при условии возврата такой же суммы денег или равного количества аналогичных вещей. Передача осуществляется на условиях срочности, возвратности, возмездности (безвозмездности).

К заемным обязательствам относятся обязательства, вытекающие из договоров займа и кредита.

Договор займа.По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Правовое регулирование:гл. 42 ГК РФ, Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Правовая характеристика.Договор является реальным, односторонним, возмездным (безвозмездным).

Договор является реальным,посколькусчитается заключенным с момента передачи заемщику денег или других вещей. Договор является односторонним, поскольку устанавливает для займодавца только права, а для заемщика – только обязанности.

Договор займа может быть возмездным или безвозмездным в зависимости от того, уплачивает ли заемщик проценты на сумму займа.

Договор займа предполагается возмездным, даже если в нем не говорится о процентах. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов он определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

В законе или договоре может быть прямо установлена беспроцентность займа.

Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:

договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон (бытовой займ);

по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Стороны: займодавец и заемщик. Сторонами договора могут быть любые физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Форма договора.Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, – независимо от суммы. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре.

Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств.

Если в процессе оспаривания заемщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от займодавца или получены в меньшем объеме, договор займа считается незаключенным или заключенным на меньшее количество денег или вещей.

Существенные условия: предмет

Предмет займа составляют деньги (наличные деньги и безналичные денежные средства) или вещи, определяемые родовыми признаками (продукты питания, топливо).

Иностранная валюта и валютные ценности могут выступать предметом займа на территории России с соблюдением требований валютного законодательства (п. 2 ст. 807 ГК).

Если заемщик-гражданин получил заем в иностранной валюте, то это не влечет ничтожности договора займа, однако заемщик должен вернуть заем в рублях в сумме, эквивалентной сумме, которую он получил в иностранной валюте.

Читайте также:  Займы тем кто без работы

Права и обязанности сторон

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 561 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

1. Государственный кредит — это деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные денежные ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило госзаймы используются для покрытия бюджетного дефицита. Источником погашения госзаймов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (размещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Гос. кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

2. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с БК РФ.

Право осуществления внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исп. власти.

От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственные заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

  • 3. Государственные займы классифицируются:
  • 1) по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
  • 2) в зависимости от места размещения на внутренние и внешние;
  • 3) в зависимости от обращения на фондовом рынке государственные ценные бумаги делятся на рыночные, которые свободно продаются и покупаются и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
  • 4) в зависимости от срока погашения государственные займы делятся на краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • 5) по характеру выплачиваемого долга долговые обязательства делятся на выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
  • 6) по субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Читайте также:  Как получить микрозайм без кредитной истории

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • — кредитов, полученных Правительством РФ;
  • — государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • — других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета. Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством РФ:

  • — государственные краткосрочные облигации (сроком на 3, 6, 12 месяцев);
  • — государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
  • — облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • — казначейские векселя и обязательства;
  • — Золотые сертификаты Министерства финансов РФ;
  • 4. В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 1950-х годов. В настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов, что закреплено в т.ч. и в ст. 218 ГК РФ.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств. Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Минфин России.

Государственные и муниципальные займы могут оформляться не только облигациями, но и другими ценными бумагами, например казначейскими обязательствами, казначейскими векселями или «золотыми сертификатами» Минфина России, что не меняет ни юридической, ни экономической природы соответствующих отношений. Отношения государственного займа могут также оформляться и путем признания за заимодавцем некоторых специальных обязательственных прав требования, как это было сделано для «владельцев» государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), «эмитированных» в безбумажной форме, т.е. являвшихся «бездокументарными ценными бумагами» (ст. 149 ГК) с особыми способами фиксации определенных обязательственных прав требования.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

Читайте также:  Как изменить срок возврата займа

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

З зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена в схеме 17.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Adblock
detector