Государство может выступать в качестве заемщика кредитора или гаранта

Бюджетные кредиты, ссуды и государственные кредиты иностранным государствам являются формами расходов бюджета.

1) Бюджетные кредиты имеют целевую направленность. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Бюджетная поддержка может предоставляться в следующих формах:

фактическая передача денежных средств заёмщику;

возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;

предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;

кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.

В качестве заёмщиков могут выступать:

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

юридические лица, не являющиеся ГУП, МУП и бюджетным учреждением;

органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Особенности бюджетных кредитов:

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием на основании договора, только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательств по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ц/б, паёв, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Бюджетный кредит предоставляется только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам.

Бюджетный кредит предоставляется в соответствии со всеми принципами кредитования (возвратность, возмездность).

Обязательное условие предоставления кредита: проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом. Проверка может быть проведена в любое время действия кредита, а также целевое его использование.

НК РФ предусматривается срок отсрочки или рассрочки по уплате налогов – до 6 месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от 3 месяцев до 1 года.

2) Бюджетные ссуды. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.

3) Государственными кредитами, предоставляемыми РФ-ей иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у них возникают долговые обязательства перед РФ-ей как кредитором.

На очередной финансовый год при рассмотрении ГосДумой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждается Программа предоставления РФ-ей государственных кредитов.

При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечёт применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.

Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.

Гарантом платёжеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счёт имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга РФ.

Государственные заимствования могут быть:

Внутренние, которые осуществляются в следующих формах:

Читайте также:  Заемщика могут быть переданы кредитором третьим лицам

Кредиты, полученные РФ-ей от кредитных организаций в валюте РФ;

Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Внешние, которые осуществляются в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечённые РФ-ей.

Государственные внешние и внутренние заимствования РФ используются для покрытия дефицитов федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. От имени РФ-ии право осуществления государственных внешних и внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ.

Обеспечение сбалансированности бюджета на основе государственных заимствований имеет не столь положительный момент, так как:

Средства, привлечённые в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства;

Они не приносят дополнительного дохода, а последующая выплата процентов или дисконта увеличивает расходы бюджета;

Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.

Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, тем глубже кризис финансов государства.

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Всю названную совокупность отношений можно назвать Г. к. в широком смысле слова, а Г. к. в узком смысле — его «классическую» форму, когда государство выступает в качестве заемщика и гаранта. Последняя преобладает во всей совокупности государственных кредитных отношений. Объемы государственного кредитования юридических и физических лиц значительно меньше. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и других обязательств юридических и физических лиц, оно выступает в качестве гаранта. Государственные заимствования России представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Важнейшей причиной развития Г. к. в узком смысле слова является дефицитность государственного бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ, при определенных условиях, может непосредственно вести к усилению инфляции; второй — не всегда и опосредованно. Поэтому в мировой практике более широко используются заимствования. Государство заимствует деньги в форме займов и выпуска долговых обязательств. В первом случае это кредиты, получаемые государством у кредиторов (например, у Центрального банка, иностранного государства и т. п.). Второй связан с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем росте государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам. Г. к. может быть внутренним, когда кредиторами являются юридические и физические лица-резиденты. Он может быть и внешним (международным), когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты. При этом заемщиками могут быть как федеральные, так и субфедеральные правительства, местные органы власти. Кредиторами выступают правительства, финансово-кредитные организации, другие юридические и физические лица иностранных государств, международные и региональные финансовые организации (МВФ, МБ, ЕБРР и др.).

Читайте также:  Как получить займ в автоломбарде

Как экономическая категория Г. к. в узком смысле слова находится на стыке финансов и кредита, интегрируя их черты. С одной стороны, по своему целевому назначению он является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит, и звеном государственной финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации он представляет собой одну из форм кредита. Г. к. отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины, ибо носит добровольный, возвратный и платный характер. Он отличается и от других форм кредита. Так, частный кредит, как правило, носит строго целевой характер. Г. к., как правило, не носит конкретного целевого характера, будучи предназначен для покрытия дефицита соответствующего бюджета. Обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные запасы, готовая продукция, недвижимость, ценные бумаги и др.) и носит производительный характер. Обеспечением Г. к. служит все имущество государства или его территориального субъекта. Он предназначается для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным. Этим определяются источники погашения государственного долга и процентов по нему и роль Г. к. в развитии экономики. Г. к. (в узком смысле слова) не инвестируется в производство, не воспроизводится, не возрастает, как при частном кредите, а лишь расходуется и потребляется. Поэтому и источниками погашения Г. к. и процентов по нему являются не прибавочная стоимость, созданная с помощью заемного капитала, как это имеет место при нормальном обычном кредитовании, а налоги. Именно поэтому его называют будущими налогами. Разумеется, на основании только этого нельзя делать вывод о бесполезности или отрицательном воздействии Г. к. на развитие экономики страны. Если мировая практика свидетельствует о широком его использовании для финансирования расходов бюджета, значит, это закономерный и в целом необходимый процесс. Но в то же время каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым не только способствует росту цены кредита, но может и абсолютно сокращать объем кредитных ресурсов для экономики. К тому же, если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к огромному перетоку капитала из «реальной экономики» в спекулятивный финансовый сектор. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства на счета кредитующих отечественных и зарубежных организаций, как это имело место в России во второй половине 90-х гг. истекшего столетия.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управлении, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.

Управление ГК в широком смысле — формирование одного из направлений финансовой политики государства, которая находится в руках органов власти и управления государства.

ГК — это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством для выполнении своих функций Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.

Читайте также:  Можно ли внести займ от учредителя на расчетный счет минуя кассу

Наиболее распространенной формой государственного кредита являются внутренние займы. Цель займа — покрытие дефицита бюджета. При этом дефицит бывает кассовый (несовпадение доходов и расходов по времени) и бюджетный. Как правило, поступления по государственному кредиту используются на военные расходы, на содержание государственного аппарата, на социальные программы.

Единственным реальным источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми наперед. По своей экономической природе ГК, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства. — покрытию расходов государства

Государство может выступать заемщиком, кредитором или гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствовании, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные организации, гос-е и мун-с унитарные n/п, юр лица, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Согласно Бюджетному кодексу РФ внутренние кредиты делятся на бюджетные кредиты (форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основе) и бюджетные ссуды (бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года).

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от первых двух видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

ГК как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — имеет особенности и финансов, и кредита.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, количество наличной массы останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Adblock
detector