Как банки анализируют компанию заемщика

Добавлено в закладки: 0

В некоторых случаях при обращении коммерческой фирмы за займом в банк требуется предоставление бизнес-плана (БП). По тематике бизнес-планирования опубликовано большое количество книг, статей, разнообразных методических и инструктивных материалов, однако банки и инвесторы каждый год наблюдают схожие ошибки в подготовке таких документов. Более того, нередки курьезы – один и тот же деловой проект, в котором меняется лишь название компании-инициатора, приносят на рассмотрение неоднократно.

В результате бизнес-идея потенциального заемщика остается без финансирования, а деловые взаимоотношения с инвестором или банком портятся, поскольку с позиции кредиторов неграмотный и некачественный бизнес-план говорит о неопытности и невозможности воплотить в жизнь свой проект. Разумеется, сотрудники кредитных организаций могут проконсультировать и подсказать, как правильно сделать, но это относится лишь к корректировке отдельных деталей. В целом качественная оценка ситуации изначально должна исходить от предпринимателя.

Попробуем дать ряд советов субъектам МСБ относительно того, как избежать традиционных ошибок, чтобы БП из важного документа не превратился в макулатуру.

В контексте вышеописанного иногда встречаются две крайности: в первом случае разработкой бизнес плана занимаются только работники предприятия, инициирующего финансирование, во втором – это поручено лишь работникам сторонней фирмы, специализирующейся на бизнес-планировании. При полностью самостоятельной разработке документа он часто будет иметь множество ошибок (более подробно поговорим о них ниже). При другой крайности БП обычно не содержит грубых просчетов и ошибок (если у разработчиков достаточная квалификация), но часто такие БП чрезвычайно далеки от истины, поэтому редко реализуются на практике. Ведь видение стороннего разработчика БП (даже самого квалифицированного) не всегда отражает реальные условия, в которых работает заказчик проекта. А именно понимание и отображение данных моментов в плане – один из основополагающих элементов делового планирования.

Не нужно бездумно составлять БП по книгам, методическим указаниям и учебникам

Все без исключения применяемые и всемирно известные методы бизнес-планирования, допустим, методики ЕБРР и UNIDO, имеют рекомендационный характер и дают возможность делать отклонения для более корректного описания ситуации.

Читайте также:  Чем краткосрочные займы отличаются от краткосрочных кредитов

Та же ситуация с книгами и учебниками по бизнес-планированию, которые излагают сугубо авторскую позицию. К сожалению, на отечественном рынке огромное количество иностранной литературы по деловому планированию, которая переведена на русский, но не адаптирована к российским условиям. Даже когда книга написана россиянином, в ней нередко за основу берутся те же неадаптированные работы зарубежных финансистов.

Очень удивляет, что люди, которые изучают бизнес-планирование, предпочитают учиться у зарубежных авторов, не задумываясь, что правовая, деловая и макроэкономическая среда Нью-Йорка или Лондона серьезно отличается от Москвы, не говоря уже о регионах России. Потому, беря за основу работы или методологии иностранных авторов, не нужно бездумно исполнять указания – следует проецировать рекомендации автора на свою практическую ситуацию с учетом рыночных, географических, законодательных, макроэкономических, демографических и множества других факторов, свойственных России и вашему региону.

Нередко БП разрабатывают узкие специалисты, к примеру, финансисты или маркетологи, хотя работа над планом должна быть комплексной и заниматься ею нужно команде профессионалов. Иначе по итогам подобного однобокого подхода БП будет содержать значительный дисбаланс разделов. Пример: в проекте могут быть слабо учтены нюансы финансирования или налогообложения инвестиционного проекта, техническая часть реализации, слишком раздут финансовый план или, наоборот, чересчур много внимания отведено маркетинговой части, при этом показатели рыночной доли и прогнозный показатель продаж продукции завышены. Следовательно, ценность подобного БП близка к нулю.


Создав один раз качественный БП, а также находясь в процессе претворения в жизнь проекта на его основе, не нужно на этом останавливаться. БП должен совершенствоваться, поскольку меняется рыночная конъюнктура, стоимость ресурсов, законодательство и т.п. И с учетом данных изменений необходимо адекватно корригировать план, ведь именно тогда можно достигнуть наивысшего эффекта и не испортить изначально хорошо реализуемую идею.

Читайте также:  Что значит кредитоспособность заемщика

Adblock
detector