Как отразит займ денег в бух учете

Независимо от успешности осуществляемой предпринимательской деятельности на любом цикле развития организации возникает необходимость привлечения дополнительных заемных денежных средств. Это происходит по разнообразным причинам: выполнение обязательств перед контрагентами, расчеты с кредиторами, расширение бизнеса, обновление производственных мощностей. Привлеченные денежные средства имеют разные источники: заключение соглашений с кредитными организациями под процент, займы от учредителей или контрагентов и другое. В зависимости от сроков предоставления финансов и целей отличается учетное отображение займов и кредитов. Данная статья отображает основные нюансы бухгалтерского учета заемного финансирования деятельности.

Договор займа – заключаемая сделка, в соответствии с которой один участник (займодавец) выступает кредитором и обязуется передать другому участнику (заемщику) финансы или товары, а получатель (заемщик), в свою очередь, обязуется возвратить такую же сумму или то же количество принятых продуктов надлежащего качества.

Кредитный договор – письменная договоренность между кредитной организацией (банком-кредитором) о предоставлении в распоряжение заемщика заранее оговоренного размера финансов под обязательство заемщика вернуть эту сумму и уплатить проценты в размере и сумме, соответствующим условиям договора.

Основные отличия займа от кредита:

  1. Источник привлечения финансов: для кредита – кредитная организация, займы – физические или юридические лица (некредитные учреждения), индивидуальные предприниматели;
  2. Начисление процентов за пользования ссудой банка – займ может быть беспроцентным;
  3. Предмет соглашения: кредит выдается исключительно денежными средствами, заемные средства – как деньги, так и товары.
  1. Основного долга (размера привлеченного финансирования);
  2. Затрат по привлеченным финансам;
  3. Начисляемой платы за пользование средствами;
  4. Дополнительных затрат на получение и дальнейшее сопровождение заимствования.

План счетов бухгалтерского учета предусматривает следующие счета для отображения привлеченных заемного финансирования:

Это пассивные счета, следовательно, поступление денежных средств и начисление процентов отображается по кредиту счета, погашение – по дебету.

Читайте также:  Как правильно оформить выдачу займа работнику

Кроме того, для раздельного учета операций могут быть организацией открываются дополнительные субсчета, например:

Следует иметь в виду! Компания может самостоятельно добавлять субсчета аналитического учета, например, в целях отделения кредитования от займов или валютные операции.

В бухгалтерском учете основная сумма долга по предоставляемому заемному финансированию учитывается как кредиторская задолженность:

  1. В день получения денежных средств (но не ранее подписания соглашения). То есть для отражения кредиторской задолженности необходимо фактическое получение финансов;
  2. В фактически полученной сумме (но не более прописанной в соглашении). То есть, при наличии пункта договора о частичном перечислении денежных средств, задолженность увеличивается на дату каждого поступления.

Исходя из длительности действия соглашения о предоставления финансов, кредиторская задолженность разделяется на:

  1. Долгосрочную – при предоставлении кредита (займа) на срок более 12 месяцев;
  2. Краткосрочную – при предоставлении кредита на срок менее 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 15/2008 к издержкам по предоставленному заемному финансированию относятся:

  1. Начисляемые проценты к уплате за пользование привлеченными финансами;
  2. Дополнительные затраты:
    • Затраты на консультирование специалистов;
    • Расходы на проведение экспертной оценки договора;
    • Иные затраты по привлеченным заимствованиям. Так как перечень издержек не приведен, целесообразно закрепить его в учетной политике.

Отображение начисляемых процентов, исходя из требований кредитного договора (договором займа), происходит равномерно в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Исходя из целевого назначения привлечения финансирования, есть определенные нюансы по отображению процентов:

  1. Приобретение ТМЦ – плата за использование заемных ресурсов включается в стоимость реализуемых товаров (работ, услуг);
  2. Приобретение ОС, НМА – плата за использование заемных ресурсов принимается в стоимость покупки оборудования до передачи в эксплуатацию, после этого возмещается собственными средствами фирмы (прочие расходы).

Внимание! У компаний, имеющих право осуществлять упрощенный бухгалтерский учет, начисляемые проценты могут быть включены в прочие расходы фирмы независимо от целей привлечения финансирования.

В соответствии с действующим законодательством расчет процентов, признаваемых в затратах предприятия, определяется по следующей формуле:

Читайте также:  Как вернуть деньги займ онлайн

Проценты = Размер ссуды * (ставка по проценту в год / 365 (366)) * количество дней использования заемных финансов в текущем месяце.

300000 – поступление ссуды

Дт 91.02 Кт 67.02

5082 (300000 руб. * 20% / 366 * 31 день) – начисление процентов за ноябрь

10000 рублей – сумма в счет погашения ссуды

5082 – погашение процентов

Дт 91.02 Кт 67.02

4925,90 – начисление процентов за январь с оставшейся суммы (290000)

Многие организации привлекают дополнительное финансирование в любой момент своей предпринимательской деятельности. Отображение этих операций в бухгалтерском учете четко регламентировано ПБУ, для отражения всех операций предусмотрены специальные счета учета.

Следует иметь в виду, что распределение объема имеющихся на балансе активов предприятия между собственными и заемными финансами – важный показатель, характеризующий финансовую устойчивость фирмы. В связи с этим необходимо проводить постоянный мониторинг кредиторских задолженностей для повышения привлекательности организации для потенциальных контрагентов и кредитных учреждений.

Adblock
detector