Когда государство выступает в роли заемщика

Государство получает кредит, если у него возник бюджетный дефицит или есть инвестиционные проекты, на которые отсутствуют средства. Бюджетный дефицит также считается обоснованным тогда, когда он возникает с капитальным строительством государства, т.е. это не текущие нужды, а нужды инвестиционного характера. Поэтому вся сумма государственного долга не должна превышать объем государственных капитальных вложений. Очень важно сопоставить эффективность капительных вложений с уровнем платы за кредит. Государство может получить кредит на внутреннем и на внешнем (международном) рынке. Основной способ заимствований на внутреннем рынке — выпуск государственных ценных бумаг с разными сроками гашения. Покупателями этих бумаг может быть население, предприятия, но основные держатели -коммерческие банки. Обычно государственные ценные бумаги не приносят большого дохода, но банки их приобретают, т.к. они надёжные и с их помощью решают свои проблемы ликвидности, т.к. их можно легко и быстро продать. На внешнем рынке государство может выпускать евро-облигации, может получать кредит у правительств других стран, но эти кредиты чаще всего связанны с поставками товаров. Правительство может получать кредиты у международных финансовых организаций: МВФ, МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты..

Необходимость госкредита очевидна, т.к. уровень бюджета ограничен уровнем налогообложения, а у государства потребности не ограничены и государство добровольно берет кредит, т.е. это способ, дополняющий налогообложение с целью пополнить бюджетный фонд. Привлечение средств происходит на основе срочности, платности, возвратности. Выплаты кредита и процентов по нему за счет бюджетных средств того уровня, который взял этот кредит.

Государство в роли кредитора: из бюджета могут быть предоставлены кредиты правительствам других стран, отдельным очень важным отраслям. Но перечень отраслей, размер % ставки должны быть определены при принятии закона о бюджете. Могут быть предоставлены кредиты из вышестоящего бюджета в нижестоящий, они обычно предоставляются сроком до 1 года и их назначение в покрытии кассового разрывов, который может быть из-за неравномерности поступления доходов и осуществления расходов. Государство должно заботиться об обеспечении возвратности предоставленных кредитов.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. Выступая в качестве кредитора, государство направляет свои кредиты (в том числе и на льготных условиях) в те отрасли экономики, развитие которых по каким-либо причинам особо стимулируется правительством, или же в социально значимые отрасли, не имеющие достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала

Читайте также:  Как оформить договор займа с директором ооо

Государство как гарант.

Госгарантии – косвенная форма госкредитования.

Госгарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Россия-гарант (ее субъект, МО) дает письменные обязательства отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами. Гарант несет полную ответственность дополнительно к ответственности должника. Гарантии могут предоставляться на конкурсной основе, срок гарантии = сроку обязательства, объем гарантии входит в состав госдолга.

Госгарантии являются средством стимулирования инвестиционной активности, расширяют возможности инвестиционного финансирования.

1. Выданные за счет средств Бюджета развития на конкурсной основе под инвестиционные проекты юр. лиц

2. Выдаются вышестоящими органами власти под эмиссию ценных бумаг нижестоящих

3. Государство гарантирует вклады населения в Сбербанк и в органы Госстраха, осуществленные до 1991 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Формы государственного кредита имеют место тогда, когда заемщиком или кредитором в кредитном вопросе является государство. Госкредиты могут быть процентными и беспроцентными, облигационными и необлигационными, могут выпускаться федеральным правительством или местными властями, еще такие займы подразделяются по срокам – краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные.

Государство чаще всего выступает в роли заемщика, а формы государственного кредита в традиционном их понимании представляются в виде государственных займов, производимых путем выпуска и распространения ценных бумаг национального значения, т.е. облигаций и векселей.

Полученный таким образом капитал превращается во вспомогательные финансовые ресурсы, которые используются в дальнейшем в интересах государства, т.е. на компенсацию бюджетного дефицита, на погашение кассовых разрывов (которые возникают в связи с неравномерной особенностью поступления доходов), на финансирование госрасходов, а также для оплаты инвестиционных проектов. В результате совокупности госзаймов формируется госдолг страны.

Погашаются правительственные кредиты и проценты по ним за счет средств госбюджета, однако в условиях обострения дефицита бюджета власти могут воспользоваться инструментом рефинансирования госдолга, т.е. закрыть старую задолженность путем эмиссии новых облигационных займов.

Такие формы государственного кредита обслуживаются банковской системой – Центральный Банк осуществляет первичную эмиссию госзаймов, а Коммерческие Банки осуществляют вторичное обращение данных ценных бумаг. Также гособлигации обращаются на бирже в соответствующей секции финансовых инструментов.

Деятельность правительства как кредитора в современной экономике все время расширяется, так обычно кредитуются те отрасли, которые являются низкорентабельными, но при этом необходимыми для осуществления процесса воспроизводства, то есть жилищное строительство, отрасли социальной и экономической инфраструктуры, сельское хозяйство и другие.

Читайте также:  Быстрые займы в чем подвох что это

Особой разновидностью госкредита являются госгарантии по частным займам, например, юридические лица имеют возможность получить такие гарантии под высокоэффективные инвестпроекты (для чего проводятся специальные конкурсы). Помимо этого гарантируются некоторые обязательства субъектов РФ и прочее.

Бюджетные кредиты, ссуды и государственные кредиты иностранным государствам являются формами расходов бюджета.

1) Бюджетные кредиты имеют целевую направленность. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Бюджетная поддержка может предоставляться в следующих формах:

фактическая передача денежных средств заёмщику;

возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;

предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;

кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.

В качестве заёмщиков могут выступать:

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

юридические лица, не являющиеся ГУП, МУП и бюджетным учреждением;

органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Особенности бюджетных кредитов:

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием на основании договора, только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательств по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ц/б, паёв, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Бюджетный кредит предоставляется только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам.

Бюджетный кредит предоставляется в соответствии со всеми принципами кредитования (возвратность, возмездность).

Обязательное условие предоставления кредита: проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом. Проверка может быть проведена в любое время действия кредита, а также целевое его использование.

НК РФ предусматривается срок отсрочки или рассрочки по уплате налогов – до 6 месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от 3 месяцев до 1 года.

2) Бюджетные ссуды. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.

3) Государственными кредитами, предоставляемыми РФ-ей иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у них возникают долговые обязательства перед РФ-ей как кредитором.

Читайте также:  Последствия нарушения договора займа заемщиком могут

На очередной финансовый год при рассмотрении ГосДумой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждается Программа предоставления РФ-ей государственных кредитов.

При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечёт применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.

Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.

Гарантом платёжеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счёт имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга РФ.

Государственные заимствования могут быть:

Внутренние, которые осуществляются в следующих формах:

Кредиты, полученные РФ-ей от кредитных организаций в валюте РФ;

Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Внешние, которые осуществляются в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечённые РФ-ей.

Государственные внешние и внутренние заимствования РФ используются для покрытия дефицитов федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. От имени РФ-ии право осуществления государственных внешних и внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ.

Обеспечение сбалансированности бюджета на основе государственных заимствований имеет не столь положительный момент, так как:

Средства, привлечённые в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства;

Они не приносят дополнительного дохода, а последующая выплата процентов или дисконта увеличивает расходы бюджета;

Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.

Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, тем глубже кризис финансов государства.

Adblock
detector