Кто неблагоприятный заемщик

Из анализа общих принципов управления активами следует, что для получения высоких прибылей банкам нужно удачно предоставлять займы, чтобы они вернулись с процентом. Экономические понятия неблагоприятного в выбора и морального риска, введенные в предыдущем разделе, обеспечивают теоретические основы для понимания принципов, которых следует придерживаться банкам для предоставления удачных позык.

Неблагоприятный выбор на рынке займов прослеживается том, что высокая степень кредитного риска (большая вероятность невыполнения обязательств по полученной ссуде) связан именно с теми, кто обычно стоит во в очереди за займом. Иными словами, те, что обычно создают возможность неблагоприятного выбора, скорее будут выбраны. Заемщики со слишком рисковыми инвестиционными проектами могут во играти, когда их проекты увенчаются успехом. Поэтому они больше хотят получить заем. Однако понятно, что вследствие высокой вероятности невозврата ссуды, они наименее желательны заемщикники.

Моральный риск возникает на кредитном рынке потому, что у заемщиков существуют стимулы к желаемым (аморальных с точки зрения заимодавца) видов деятельности. В этой ситуации вполне вероятно, что заимодавец п подпадает под опасность невыполнения обязательств заемщиком. После того как заемщики получили ссуду, они пытаются инвестировать в проекты с высокой степенью риска, т.е. проекты, которые обещают в елико доход заемщикам, если будут успешными. Однако велик риск уменьшает вероятность возвращения ими займовки.

Для обеспечения прибыли банки должны преодолевать проблемы неблагоприятного выбора и морального риска, которые повышают вероятность невозврата ссуды. Попытки банков решить эти проблемы помогают ро распростертыми суть таких принципов управления предоставлением ссуд: отбор (просмотр) и мониторинг или надзор, установление длительных связей с клиентами и кредитные линии, залог и требование компенсационного остатка ей, а также нормирование кредитев.

На кредитных рынках присутствует асимметричная информация, потому заимодавцы обладают меньшей информацией об инвестиционных возможностях и деятельности заемщиков, чем сами заемщики. Эта ситуация приводит к о двух направлений деятельности по продуцированию информации, осуществляющих банки: отбора и надзора. Действительно,. Уолтер. Ристон, бывший глава»Citicorp», крупнейшей банковской корпорации в. Соединенных. Шта тах, часто заявлял, что дело банков — это продуцирование информациия інформації.

Неблагоприятный выбор на рынке займов требует от банков отделить неблагоприятные для банка ссуды с высоким риском неуплаты по займу от благоприятных, так чтобы предоставленные займы давали банкам прибыль. Для о оведення эффективного отбора банки должны собрать надежную информацию о возможных заемщиках. Эффективный подбор и накопление информации вместе составляют важный принцип управления займамми.

Когда вы обращаетесь в банк, чтобы взять кредит на потребительские цели, например, ссуду для покупки автомобиля или дома, то первое, что вас попросят сделать, это заполнить формы, которые содержат много запроса ань о ваших личных средств. Вас спросят величину вашей платы, счета в банках, другие активы (такие, как автомобили, страховые полисы, мебель), непогашенные займы, перечень полученных вами займов, кредиторской стантную карточку и дебетовые платежи на счета, ваш рабочий стаж и кто был вашим работодателем. Вам также поставят личные вопросы, такие как: возраст, семейное положение, количество детей. Банк использует эту ин мацию для оценки, насколько высок риск предоставления вам кредита. Банк вычисляет ваш»кредитный счет», т.е. статический измеритель, вытекающее из ваших ответов. Этот измеритель обнаруживает возможность возникновения ния у вас трудности при уплате платежей по ссуде. Определение степени риска при предоставлении кредита не может быть исключительно научным, а поэтому банк должен использовать оценки-суждения. Ответственный за займа служащий должен определить целесообразность предоставления вам займа. Этот служащий может позвонить на место вашей работы или попросить об оказании вами рекомендаций от других людей. Свой вывод он может даже сделать на основании вашего поведения или внешности (Вот почему вы должны выглядеть элегантно, когда идете в банк за ссудудо банку по позичку).

Читайте также:  На что взять целевой займ

Процесс отбора и накопления информации подобен и при предоставлении ссуды фирме. Банк собирает информацию о прибылях и убытках (доходы) компании, а также ее активы и пассивы. Банка также нужна оценка возможного будущего успеха фирмы. Итак, кроме получения информации по таким вопросам, как объем продаж, служащий, ответственный за предоставление займов, может поинтересоваться будущими планами компании. На пример, на что будет использована ссуда, какой уровень конкуренции в отрасли. Этот служащий может даже посетить компанию лично, чтобы воочию увидеть ее деятельность. Основное заключается в том, что как при предоставлении личных займов, так и займов фирмам банкирам необходима достоверная информацииація.

Одной из загадочных черт предоставления займов банками является то, что они часто специализируются в предоставлении займов местным фирмам или фирмам в конкретных областях, например, в энергетике. В определенном смысле это поведение а выглядит странной, поскольку она означает, что банк не диверсифицирует портфель своих предоставленных займов и, таким образом, подвергает себя большему риску. Однако с другой позиции такая специализация действительно имеет смысл памяти аете, что проблема неблагоприятного выбора требует, чтобы банк разграничивал высокий и невысокий уровни кредитного риска. Для банка легче собрать информацию о местных фирмах и их кредитоспособность, чем собрать такую ??же информацию о фирмах, которые расположены далеко. Так же специализация в предоставлении займов фирмам определенных отраслей позволяет банкам лучше познакомиться с этими отраслями, из-за чего банк может лучше прогнозировать, смогут фирмы, которым предоставляется заем, своевременно оплачивать платежи за свои долгборги.

После получения ссуды заемщик заинтересован в рискованной деятельности, которая уменьшает вероятность возврата ссуды. Для уменьшения вероятности морального риска банки должны придерживаться известного принц ципа управления займам. Этот принцип заключается в том, что в соглашении о займе содержатся статьи (их называют ограничительными условиями), которые ограничивают осуществление заемщиками рисковой деятельности. Наблюдение или за деятельностью заемщиков относительно соблюдения ими ограничительных условий или заставляя их соблюдать условия, банки убеждаются, или заемщики не рискуют за счет банкнку.

Читайте также:  Для чего привлекаются долгосрочные заемные средства

Потребность для банков осуществлять подбор и надзор объясняет, почему процветающие банки тратят много денег на аудит и сбор информации

Термин adverse selection (неблагоприятный отбор) пришел из страхового дела, где обозначает ситуацию, когда за услугой страхования жизни и здоровья наиболее охотно обращаются люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем и скрывающие эту информацию от страховщика.

Из узкого мирка страхового дела этот термин проник в экономику. Неблагоприятный отбор возникает при любой сделке, когда одна из сторон осведомлена о предмете сделки лучше другой, т. е. когда возникает асимметрия информации.

В банковском деле особенно выпукло неблагоприятный отбор проявляется в сделках кредита. В первую очередь за кредитом обращаются наименее надежные заемщики, которые прекрасно знают, что могут и не вернуть долг. Естественно, они стараются скрыть от кредитора свое истинное положение.

Для решения проблемы неблагоприятного отбора применяются различные методы селекции заемщиков: по полу и возрасту, образованию, социальному статусу, уровню дохода, наличию собственного жилья, прописки, семьи, детей и т. п. Эти признаки могут агрегироваться в единый показатель, в зависимости от которого принимается решение о предоставлении кредита. Это — так называемый кредитный скоринг.

Однако в условиях кризиса даже самые совершенные методики могут давать сбой, так как были разработаны до кризиса и не учитывают особенности текущей ситуации — например, высокую вероятность потери работы заемщиком.

Как же решить проблему неблагоприятного отбора?

Основной способ — повышение прозрачности рынка. Чем больше адекватной информации о заемщике у кредитора, тем качественнее отбор. Если банк четко различает кредитное качество заемщиков, то каждой категории заемщиков он может предлагать соответствующий уровень процентных ставок или вовсе отказывать в кредите. Высококачественный, ответственный заемщик получит кредит под низкий процент, недисциплинированный и ненадежный — под более высокий.

Читайте также:  Как просить займ на работе

Важнейшая информация о заемщике — его кредитная история. Банкиры не склонны делиться драгоценной информацией, поэтому в ситуацию вынуждено вмешаться государство. В России создан институт бюро кредитных историй, аккумулирующих и распространяющих информацию о заемщиках. Эта деятельность в нашей стране, по существу, началась только в 2005 году и еще весьма далека от того уровня, который характерен для развитых стран, где почти каждый дееспособный человек знает свой кредитный рейтинг.

Следующий шаг очевиден — рейтингование физлиц и обеспечение доступности их кредитного рейтинга в режиме онлайн для потенциальных кредиторов (при наличии разрешения потенциального заемщика).

Около четырех лет назад Центробанк Дании установил отрицательные процентные ставки, и кредиторы и заемщики по-прежнему пытаются к этому привыкнуть. Дания – не единственное место, где центробанки проводят такие эксперименты. Европейский центробанк и Банк Японии с помощью отрицательных ставок пытаются стимулировать экономику, а Швейцария и Швеция, подобно Дании, используют их для корректировки курса национальных валют по отношению к евро. Но Дания, где ключевая процентная ставка сейчас равна -0,65%, сделала ее отрицательной раньше других. В соседней Швеции Центробанк опустил ставки ниже нуля в феврале 2015 г., а ЦБ Норвегии пока еще не сделал этого, но рассматривает такую идею, чтобы стимулировать экономику, пострадавшую от низких цен на нефть.

У скольких датчан отрицательные ставки по ипотеке, неизвестно, поскольку банки редко раскрывают подобную информацию. По данным Realkredit Danmark, одного из крупнейших ипотечных кредиторов страны, в прошлом году у него было 758 таких заемщиков. Ханс-Петер Кристенсен, работающий финансовым консультантом, приобрел свой дом в окрестностях Ольборга за 1,7 млн крон ($261 000) в 2005 г. Затем он неоднократно договаривался об изменении условий ипотеки после снижения ставок. Впервые ставка по его кредиту опустилась ниже нуля летом 2015 г., но из-за комиссионных сборов Кристенсен все равно платил небольшую сумму помимо основного долга.

Центробанки Дании и Швеции опасаются финансового кризиса, если на рынок недвижимости хлынет слишком много инвестиций. По данным Ассоциации ипотечных кредиторов Дании, в Копенгагене недвижимость подорожала на 5,5% в годовом выражении в IV квартале 2014 г. и на 14,5% в IV квартале 2015 г. Согласно Svensk Maklarstatistik, в Стокгольме недвижимость подорожала на 10% в 2014 г. и на 17% в 2015 г.

Adblock
detector