Могут составлять коммерческую тайну заемщика юридического лица

При определении перечня информации, относящейся к коммерческой тайне, следует учитывать содержащиеся в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения: содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры, документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций; о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Не могут составлять коммерческую тайну также сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Государство в целях обеспечения деятельности налоговой служ­бы,

правоохранительных и контролирующих органов четко определя­ет перечень информации, которая не может составлять коммерче­скую тайну. Сюда может относиться информация:

-содержащаяся в учредительных документах;

-содержащаяся в документах, дающих право заниматься пред­принимательской деятельностью (регистрационных удостове­рениях, лицензиях и др.);

-содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в ауди­торских заключениях, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных пла­тежей;

-содержащая сведения о задолженностях работодателей по вы­плате заработной платы и другим выплатам социального харак­тера, о численности и составе работников, о наличии свобод­ных рабочих мест;

-о соблюдении экологического и антимонопольного законода­тельства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализа­ции причиняющей вред здоровью населения продукции, о дру­гих нарушениях законодательства Российской Федерации, за­конодательства субъектов Российской Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

-о реализации государственных программ приватизации и об ус­ловиях приватизации конкретных объектов;

— о размерах имущества и вложенных средствах при его привати­зации;

-о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами.

Обладатель коммерческой тайны наряду с другими правами имеет право:

а)на защиту в административном порядке и на судебную защиту от деяний (действий или бездействия), нарушающих установленный в соответствии с законодательством режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

б)требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;

в)на возмещение убытков, причиненных использованием ин­формации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в сво­их интересах при условии, если:

-указанная информация получена таким лицом в результате слу­чайности, ошибки либо передана ему конфидентом коммерче­ской тайны без согласия обладателя коммерческой тайны;

-такое лицо не знало и не могло знать, что получение указанной информации и ее использование им являются незаконными;

Читайте также:  Займ деньги будут заявка онлайн без визита в банк

-обладатель коммерческой тайны не имеет практической возмож­ности пресечь использование коммерческой тайны таким лицом.

Конфидент коммерческой тайны, получивший коммерческую тайну в силу гражданско-правового договора и допустивший ее раз­глашение или нарушивший условия договора о порядке передачи коммерческой тайны третьим лицам, при отсутствии в его действиях состава преступления несет гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства по соблюдению установленного работодателем ре­жима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому ком­мерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

После прекращения трудовых отношений работодателя и работ­ника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отно­шений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия быв­шего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

После прекращения трудовых отношений бывший работник обя­зан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.

В Гражданском кодексе РФ в ст. 139 указано, что лица, незакон­ными методами получившие информацию, которая составляет слу­жебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласив­ших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому догово­ру, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Важно подчеркнуть, что информация, полученная лицом без исполь­зования неправомерных средств при проведении исследований по собст­венной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, счи­тается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержа­нием коммерческой тайны другого лица.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерче­ской тайне в пределах своей компетенции, определенной законода­тельством Российской Федерации.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану ком­мерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации, от разглашения и неправомерного ис­пользования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими слу­жебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисцип­линарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой адми­нистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматрива­ются судом, арбитражным судом или третейским судом.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой отно­сятся противоправные действия в виде скрытого использования тор­говой марки.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

Читайте также:  Как дать займ под залог недвижимости

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения ;

— о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»[85], к данным сведениям относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Читайте также:  Кто должен оплачивать кредит после смерти заемщика

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

— предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

— предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

— защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

— сохранение государственной тайны.

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете»[86], содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[87], сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ»[88], поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Adblock
detector